Авторизация

Логин:
Пароль:



Молнии







Каталог морского ВПК

Из морского бизнес-каталога: предприятие №3330: «Феодоровский завод АВ»; товар/услуга №86164: Компас магнитный КМ69-М2.


Поиск


Вид с нижних палуб: "Адмиралтейские верфи"
Тема: Промышленность, Статьи

Работники расположенного в Санкт-Петербурге судостроительного завода "Адмиралтейские верфи" рассказали, за что у них могут вычесть половину дохода, в каких цехах приходится работать на станках 1937 года и как начальство следит за опозданиями и прогулами.

Ранее FlotProm провел серию интервью с ведущими руководителями судоремонтных и судостроительных предприятий России, а также проанализировал финансовую отчетность корабелов. Но руководители заводов, как и документы для акционеров, могут рассказать о работе завода лишь с точки зрения топ-менеджмента, до которого не всегда доходят сигналы о проблемах "низов". Поэтому FlotProm дает старт серии материалов на основе интервью с простыми рабочими и начальниками младшего звена. На данный момент издание уже провело беседы с сотрудниками девяти предприятий (ЦС "Звездочка", "Севмаш", 35-й судоремонтный завод, 33-й судоремонтный завод, ПСЗ "Янтарь", "Выборгский судостроительный завод", ЦС "Дальзавод", "Северная верфь", "Адмиралтейские верфи").

Судостроительное предприятие "Адмиралтейские верфи", Санкт-Петербург
Судостроительное предприятие "Адмиралтейские верфи", Санкт-Петербург
Центральный Военно-Морской Портал, Сергей Северин

Путь на завод


На "Адмиралтейские верфи" люди приходят продолжать семейные традиции. У многих опрошенных FlotProm судостроителей на предприятии ранее всю жизнь проработал кто-то из родителей либо они оба. "Я пошел по стопам отца, у которого весь трудовой стаж был получен на "верфях". Да и сам я окончил Санкт-Петербургский Морской Технический Университет", - рассказал один из инженеров предприятия Николай (имя изменено).

Отмечаются и другие мотивы, например, любовь к морю, интерес к кораблестроению и желание приносить пользу. "Я родом из Северодвинска, а там стабильными сферами труда являются только судостроение и судоремонт. Так что после того, как я перебрался в Питер, вопрос о трудоустройстве даже не стоял", - рассказал еще один сотрудник предприятия Владислав (имя изменено).

Альтернативного мнения придерживается другой сотрудник "Адмиралтейских верфей", пожелавший остаться неизвестным. "Я думал, что российский флот - это сила Родины, хотел приносить ему пользу, но после работы на предприятии мой патриотизм как-то иссяк", - говорит он. Он уточнил, что раньше, к примеру, шкафы питания для подводных лодок составлялись из наилучшего оборудования, но потом руководство заявило, что их нужно переделывать с использованием более дешевой китайской продукции из-за того, что "бюджет не резиновый".
"А потом я проверяю стоимость заказа шкафов и вижу, что ценник просто "космос" для китайских комплектующих. А мне за работу и качество обидно, - заявил собеседник FlotProm.

Условия труда


Условия трудовой деятельности на предприятии постоянно улучшаются, появляются все новые и новые инструменты и станки. Но полностью обновить производственные мощности ни "Адмиралтейским верфям", ни любым другим судопромышленным предприятиям пока не удается.

"На заводе осталось все, что функционирует без нареканий и в принципе не требует замены. А так очень много новых станков и постепенно всех "старичков" меняют", - говорит работник 12-го (стапельно-сдаточного) цеха Иван (имя изменено).

Судостроительное предприятие "Адмиралтейские верфи", Санкт-Петербург
Судостроительное предприятие "Адмиралтейские верфи", Санкт-Петербург
Центральный Военно-Морской Портал, Сергей Северин

По словам рабочего Михаила (имя изменено), в цехах по большей части советские станки уже заменили новыми образцами, но имеются и старые, которые, однако, "еще могут дать фору даже новым".

Похожий взгляд на ситуацию имеет и инженер Дмитрий. "В старых цехах не очень много нового оборудования, большинство 90-х годов. Из современного видел только кранбалки, спусковые тележки и электросварочное оборудование. На аккумуляторном участке до сих пор стоит трофейная немецкая техника 1937 года. Хочу заметить, что в рабочем состоянии", - рассказал специалист. Стоит упомянуть, что техника, полученная по репарациям после Великой отечественной войны, встречается практически на каждом судопромышленном заводе.

"По мере выделения средств, конечно, пытаются обновлять оборудование, но работы в этом направлении еще очень много. Завод большой и за всех ответить не могу, но существует подозрение, что старые станки еще во всех цехах имеются", - пояснил Николай. Он отметил, что новые станки присутствуют в 22-м и 16-м цехах, а также в трубогибочном.

Рабочая одежда на предприятии выдается хорошего качества, "крепкая и удобная", как отмечают заводчане. Но если с одеждой проблем нет, то ботинки оставляют желать лучшего, как и некоторые элементы специальной одежды. "Мы работаем с химией и химстойкие костюмы горят точно так же, как и хлопчатобумажные, а ботинки рвутся в подошвах уже через неделю", - рассказал рабочий Виталий (имя изменено).

Питание


При этом о питании в заводских столовых от сотрудников "Адмиралтейских верфей" поступает куда меньше положительных отзывов. "Есть можно, но на вкус все очень плохо. Гастрит через год питания обеспечен", - поясняет Виталий.

Судостроительное предприятие "Адмиралтейские верфи", Санкт-Петербург
Судостроительное предприятие "Адмиралтейские верфи", Санкт-Петербург
Центральный Военно-Морской Портал, Сергей Северин

На заводе расположены четыре столовые, комплексный обед (салат, суп, второе и компот) обходится в них в 110 рублей. Если покупать все те же самые блюда по отдельности, то цена составит уже 180-220 рублей. Тем не менее, о качестве питания в заводских заведениях имеются и положительные отзывы.

"Бюджетные обеды за 110 рублей весьма кстати, если бы они были дороже, то уже было бы выгоднее из дома носить еду", - заключил один из судостроителей.

Финансы


На "Адмиралтейских верфях", как и на других судопромышленных заводах, заработную плату выплачивают вовремя. Одну ее половину составляет оклад, а другую премия, которой работник может лишиться за дисциплинарные проступки.

Один из специалистов предприятия отмечает, что в 2014 году пришел на зарплату в приблизительно 40 тысяч рублей, а в настоящее время получает не более 34. "Премию отнимают за мифический срыв работы", - заявляет специалист.

Примерно такие же деньги, а то и больше, получают и представители рабочих специальностей, занимающиеся кораблестроением. Работники же вспомогательных профессий довольствуются доходом 25-30 тысяч рублей в месяц.

"Варшавянки" у причальной стенки "Адмиралтейских верфей"
"Варшавянки" у причальной стенки "Адмиралтейских верфей"
Центральный Военно-Морской Портал, Сергей Северин

В свою очередь, один из рабочих "Верфей" Владислав получает около 50 тысяч рублей без высшего образования. Ранее Владислав работал на других отраслевых предприятиях и, по его словам, на "Адмиралтейских верфях" наиболее высокая зарплата, даже по сравнению с северными заводами.

Но, кроме зарплат и поощрений, на предприятии имеются еще и противоположные меры, например, лишения премии, в том числе за нарушения трудового распорядка. К примеру, графики перекуров вывешиваются администрацией завода в курилках цехов, за их нечастое нарушение обычно ничего не бывает, но злоупотреблять этим начальство все-таки не дает. На проходной предприятия действует электронная система, поэтому все опоздания и невыходы на работу фиксируются отделом труда и заработной платы. И потом, соответственно, снимаются часы с табеля. То есть, если работник за час получает 100 рублей и опоздал тоже на час, то от его дохода отнимают именно эту сумму.

В то же время, по словам другого специалиста, за три опоздания, хоть и на непродолжительное время, могут запросто лишить премии, составляющей до 50% дохода.

Карьера


Стандартные курсы по технике безопасности, по допуску к оборудованию или помещению, а также по повышению квалификации доступны всем работникам и проводятся в специальном центре, где обучаются представители различных предприятий, а не только "Адмиралтейских верфей".

"В основном это неделя теории и две недели практики", - отмечает один из судостроителей. Но есть образовательные программы, на которые может попасть не каждый судостроитель или другой специалист.

"Курсы для инженеров в основном бесполезные, типа работы в "Эксель", а остальные, которые серьезные, только для элиты, например, курсы по "Автокаду". По словам собеседника, простого инженера, даже первой или второй категории, на них не пошлют. Только начальника отдела и то не каждого. Начальник не сбежит с предприятия, а вот инженер запросто. Стаж получил, и бегом с завода. Ведь корочки по "Автокаду" ценятся в любой компании, а вот справка "Эксель" кому нужна?", - рассуждает инженер Дмитрий.

С непосредственным начальством, по словам всех опрошенных рабочих, у них дружеские отношения, но без фамильярностей.

Профсоюз и досуг


Профсоюз активно участвует в жизни рабочих: предоставляет скидки на базы отдыха и санатории, обеспечивает материальной помощью при рождении ребенка или на свадьбу (5000 рублей). В частности, на обе базы отдыха и детский оздоровительный лагерь "Адмиралтейских верфей" в Ленобласти скидки для работников достигают 30 процентов. Примерно на столько же меньше "адмиралтейцам" обойдется пребывание в подшефных санаториях в Ленинградской и Новгородской областях. Тем не менее, большинство из опрошенных заводчан данными предложениями не пользуется.

Судостроительное предприятие "Адмиралтейские верфи", Санкт-Петербург
Судостроительное предприятие "Адмиралтейские верфи", Санкт-Петербург
Центральный Военно-Морской Портал, Сергей Северин

Кроме этого, в 2014 году в профсоюзе шли разговоры о том, чтобы начать программу выдачи работникам ссуд на покупку жилья в новостройке, но этого так и не произошло.

На предприятии функционирует сразу ряд спортивных команд в различных видах спорта, проводятся соревнования между цехами. Однако, никого из непосредственных членов какой-либо заводской команды у FlotProm найти не получилось.

Служба безопасности


Режим на предприятии слегка отличается от других заводов. Например, рабочим по факту разрешается приходить на работу с современными телефонами, оборудованными видео- и фотокамерой. Но вот ноутбуки и планшетные компьютеры находятся уже под строгим запретом. Досмотра на проходной не производится, но рабочие отмечают, что служба безопасности имеет на него право. Фотографировать на производстве категорически запрещается.

Но далеко не все из опрошенных FlotProm судостроителей смогли сказать, что можно, а что нельзя проносить на завод. По их словам, в ходе собеседования и при непосредственном начале работы эти моменты не проговариваются.

Официально


В пресс-службе "Адмиралтейских верфей" на просьбу FlotProm прокомментировать указанные в материале факты откликнулись, но ответить согласились только при наличии официального запроса.

Справка FlotProm


АО "Адмиралтейские верфи" – базовое предприятие судостроительной отрасли, центр неатомного подводного кораблестроения России. За 307-летний период деятельности на предприятии построено более 2600 кораблей и судов различных типов и классов: первые русские пароходы, линкоры и крейсеры, первый в мире атомный ледокол, уникальные исследовательские и глубоководные аппараты, танкеры различных типов и классов, в том числе усиленного ледового класса, более 300 подводных лодок различных проектов, не имеющих аналогов в мировом судостроении. В настоящее время предприятие занимается строительством серии дизель-электрических подводных лодок проекта 636.3 "Варшавянка" для ВМФ России и ВМС Вьетнама.

Алексей Богатищев