Авторизация

Логин:
Пароль:

Молнии







Каталог морского ВПК

Из морского бизнес-каталога: предприятие №3467: «Гарант, НПК»; товар/услуга №212137: Печь жарочная с расстоечным шкафом судовая ПРШС-1.


Поиск


Интервью с Алексеем Кадиловым: "Балтийский завод загружен заказами до 2020 года"
Тема: Промышленность, Статьи

Создание современного гражданского и военного флота для освоения Арктики - одна из наиболее обсуждаемых сегодня тем в российском судостроении. Продолжая серию интервью с высокопоставленными представителями морского ВПК в преддверии Международного военно-морского салона, корреспондент FlotProm побеседовал с генеральным директором ООО "Балтийский завод - Судостроение" Алексеем Кадиловым о строительстве серии атомных ледоколов и уникальной плавучей АЭС, результатах участия предприятия в реализации проекта "Мистраль", а также животрепещущей проблеме отсутствия на рынке российских дизельных агрегатов для нужд судостроения.

Алексей Васильевич, чем ознаменовался прошедший 2014 год для Балтийского завода? Какие наиболее значимые для предприятия события произошли за этот период?

Во-первых, в 2014 году мы изготовили кормовую часть второго "Мистраля" (десантного вертолетного корабля-дока "Севастополь" - прим.ред.) и отправили ее во Францию. Во-вторых, мы заключили контракт на постройку двух атомных ледоколов "ЛК-60". Я считаю, что эти события - ключевые, все остальное менее значимо.

Генеральный директор ООО "Балтийский завод - судостроение" Алексей Кадилов

Что дало предприятию выполнение заказа по строительству кормовых частей вертолетоносцев типа "Мистраль"?
Если говорить объективно, то завод долгое время находился в очень плохой ситуации. В 2012 году его практически довели до банкротства. В преддверии президентских выборов, с участием всех властных структур России, было принято решение о сохранении предприятия. По указу президента сюда передали строительство ледокола "ЛК-25" (дизель-электрического - прим.ред.), параллельно с этим Росатомом было принято решение по достройке на Балтийском заводе плавучего энергоблока. А "Объединенной судостроительной корпорацией" (ОСК) было принято решение о строительстве здесь двух кормовых частей "Мистралей".
Документация на них была полностью готова, она передавалась французской стороной инженерному центру "Адмиралтейских верфей", который перерабатывал ее из проектной в рабочую. Производственный процесс на заводе начался с постройки первого корпуса. Второй корпус, по признанию самих французов, строился совершенно другими темпами, с другим объемом работ. Работ по нему было вполовину больше. Это то, что касается собственно строительства. С другой стороны, всегда интересно посмотреть, что "за забором". На те технические решения, которые применялись французами, приезжали посмотреть все, начиная с 1 НИИ ВМФ и заканчивая нашими ЦКБ. Показывали как что ставится, как что крепится, как что используется. Там были достаточно интересные конструктивные решения.

Корма десантного вертолетного корабля-дока "Севастополь" у причальной стенки Балтийского завода, Санкт-Петербург

Очень интересным и перспективным представляется проект плавучей атомной теплоэлектростанции "Академик Ломоносов". Как известно, ее строительство начинал Севмаш. В каком состоянии, на каком этапе строительства плавучий энергоблок был передан на Балтийский завод?

Когда я занял должность гендиректора, он уже был передан на "Балтийский завод-Судостроение". Ход строительства плавучего энергоблока был рассмотрен военно-промышленной комиссией. Был соответствующий протокол, поручение, в соответствии с этим поручением был разработан план компенсирующих мероприятий, которые мы должны были сделать. Сегодня этот план полностью выполнен. Более того, в плане строительства энергоблока мы идем с опережением графика. В соответствии с ним, в мае месяце мы должны были принять питание энергоблока, а по факту мы приняли его еще в конце апреля. Следующий этап - подготовка его к приему топлива. Этим мы сейчас и занимаемся.
Плавучий энергоблок "Академик Ломоносов" (нажмите для просмотра)
Плавучий энергоблок (ПЭБ) проекта 20870 "Академик Ломоносов" - это несамоходное судно с двумя атомными реакторными установками "КЛТ-40" на борту, предназначенное для обеспечения электроэнергией и теплом труднодоступных объектов в северных морях, а также для опреснения морской воды. Согласно заявленным техническим характеристикам, ПЭБ способен в номинальном режиме выдавать в береговые сети до 70 МВт электроэнергии и 300 МВт тепловой энергии, что достаточно для поддержания жизнедеятельности города с населением 200 тысяч человек.

Заявленный срок эксплуатации энергоблока составляет 35 - 40 лет. При этом каждые 2,5-3 года необходимо совершать перезарядку реакторов. Эксплуатировать ПЭБ будет постоянный экипаж судна из 69 человек.

Головной ПЭБ "Академик Ломоносов", строящийся на Балтийском заводе, будет работать в городе Певек Чукотского автономного округа. Буксировка к месту базирования запланирована на сентябрь 2016 года.
Когда планируется переход к стадии испытаний энергоблока?

Швартовные испытания у нас начнутся в конце лета 2015 года. Сначала пройдет погрузка топлива, далее - комплекс испытаний. Их объем сейчас согласовывается с заказчиком. Плавучий энергоблок - это не судно в привычном понимании, и мы выделили два этапа испытаний. В первую очередь, обычные швартовные испытания плавучего энергоблока как объекта и комплексные швартовные испытания с оборудованием.

Далее встает вопрос третьего этапа - приемо-сдаточных испытаний самой электростанции, которые просто не были учтены в контракте. И вот их мы сейчас бурно обсуждаем с заказчиком. Хотелось бы, чтобы энергоблок ушел с завода с подписанным приемным актом.
Опыта таких испытаний нет ни у кого, так как это первый плавучий энергоблок в мире. Так что пока мы находимся на стадии согласования объемов испытаний, которые проходят в рабочем режиме.
Балтийский завод

Сколько всего таких энергоблоков предполагается построить?

Пока только один. Дальше вариантов много: будут ли они такие как головной или будут модифицированы. Сейчас мы строим не просто ледоколы, а ледоколы с новым реактором. В отличие от всего остального мира, англичан, американцев, французов, которые используют атомные энергоустановки только на военных кораблях, мы используем энергоустановки на гражданских судах, атомных ледоколах. Атомная установка "КЛТ-40" (водо-водяной реактор мощностью 38,5 МВт - прим.ред.) была создана ОКБМ им. Африкантова и за 40 лет эксплуатации там не было ни одной аварии, ни одного критического случая. На следующем этапе ее развития она была доработана. В новой уже другая активная зона, переделаны парогенераторы. Я думаю, если в дальнейшем строительство плавучих энергоблоков будет продолжено, они будут строиться на установке "РИТМ-200", такой же, как на ледоколах "ЛК-60".

Алексей Васильевич, а на каком этапе находится строительство серии ледоколов "ЛК-60"?

Сейчас на Балтийском заводе строится три ледокола. Изначально был подписан контракт только на один, головной ледокол. Но в 2014 году, как я уже говорил, мы подписали контракт на строительство еще двух, уже серийных, ледоколов. 26 мая 2015 года состоялась закладка одного из этих судов.
Ледоколы типа "ЛК-60" (нажмите для просмотра)
Ледоколы типа "ЛК-60" (проект 22220) - новый тип российских судов для освоения Арктики и обслуживания Северного морского пути. Строящиеся на Балтийском заводе ледоколы "ЛК-60 "оснащаются новой ядерной паропроизводящей установкой РИТМ-200 производства компании "Атомэнергомаш" мощностью 60МВт, разработанной ОКБМ им. И. И. Африкантова. В качестве движителя используются три четырехлопастных гребных винта фиксированного шага.

Двухосадочная конструкция этих судов позволяет им находиться как в арктических водах, так и в устьях полярных рек. Предельная толщина сплошного льда, преодолеваемая ледоколом непрерывным ходом составляет 2,8 метра. Срок службы ледокола составит 40 лет, ресурс реактора - 320 тысяч часов.

Основные характеристики: длина наибольшая - 173,3 метра, ширина - 34 метра, высота борта на миделе - 15,2 метра, осадка - 8,5-10,5 метров, водоизмещение - 33,5 тысяч тонн.

Головной ледокол проекта 22220 "Сибирь" был заложен 5 ноября 2013 года. Его ввод в эксплуатацию намечен на декабрь 2017 года.
Балтийский завод

Насколько сегодня загружены производственные мощности предприятия?
На 100%. Мы загружены заказами до 2020 года и стапельное расписание полностью спланировано на этот срок. У нас ведь еще есть в постройке дизель-электрический ледокол "ЛК-25".
Сейчас в России на базе Крыловского научного центра ведется разработка ледокола-лидера мощностью 110 МВт. Может ли Балтийский завод построить такой ледокол?

По моей информации, перед постройкой этого крупного ледокола на стапелях могут оказаться еще два ледокола "ЛК-60". Об этом, кстати, в своей речи на церемонии закладки первого серийного "ЛК-60" упомянул Дмитрий Олегович Рогозин (вице-премьер РФ - ред.). То есть атомных ледоколов проекта 22220 может быть не три, на которые уже подписаны контракты, а пять. А "ЛК-110" или "Лидер" - это вопрос 2016 года, когда будет разработан технический проект. Атомный ледокол "Лидер" будет еще более мощным и поможет нам работать в Арктике долгие годы.
Однако ситуация такова, что в России нет завода, который может построить этот ледокол. Поэтому, по указанию ОСК, мы разработали документацию по реконструкции завода и в настоящее время ее бурно обсуждаем. Когда начинать, как и что реконструировать? Пока остается много вопросов, но основные мы планируем решить в этом году.
Гендиректор Балтийского завода Алексей Кадилов и вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Рогозин

После модернизации появится возможность строить такие крупные суда?

Это модернизацию нужно делать именно под строительство "ЛК-110". Только наши спецпроизводства позволяют строить надводные атомные суда. Эта кардинально отличается от того, что делает сегодня Северодвинск, где строятся атомные подводные лодки. Тут и технологии другие и все остальное. А надводные атомные корабли всегда строили именно мы. Однажды с нашей помощью лихтеровоз "Севморпуть" строил завод "Залив", который находится в Керчи. Сейчас он реанимируется и будет эксплуатироваться дальше. На нем, кстати, стоит уже упомянутая установка "КЛТ-40".

Рассматривается ли вариант строительства на Балтийском заводе перспективного эсминца "Лидер"? Есть ли производственная возможность такого строительства?

Информация об этом эсминце содержит в себе государственную тайну, поэтому обсуждать эту тему мы не будем. Но вы знаете, что мы уже строили крупные атомные боевые корабли: мы строили корабли проекта 1144, мы строили командно-измерительный комплекс "Урал". Так что производственные возможности были и они никуда не делись.

Рабочий Балтийского завода

Как реализуется программа импортозамещения на Балтийском заводе? Планирует ли предприятие в будущем полностью переходить на отечественные комплектующие?

Об этом меня недавно спрашивал Дмитрий Олегович Рогозин. При строительстве атомных ледоколов используется не более 5% импортных комплектующих. Все, начиная от металла и заканчивая реактором, системой электродвижения, автоматикой поставляется отечественными производителями. Конечно, в элементах автоматики, системах навигации могут использоваться какие-то импортные комплектующие. Но поставщики все наши, российские.

Как отразились на деятельности завода колебания курса рубля в конце 2014 - начале 2015 года?

Если говорить об атомных ледоколах, то почти никак не отразились. Нам предстоит закупить еще дизель-генераторы, но по ним мы договорились о приемлемой цене.

Балтийский завод

По дизель-генераторам нет возможности перейти на российскую продукцию?

Нет.
В период перестройки было уничтожено предприятие, которое называлось "Русский дизель". Оно строило мощные среднеоборотные дизеля, которые использовались для производства судовых дизель-генераторов и главных машин. Сегодня этого завода нет. Как вы знаете, исторически он располагался в Санкт-Петербурге на Выборгской стороне, потом во Всеволожске началось строительство новых корпусов предприятия. Строили их вместе с финской компанией "Wartsila", но так и не запустили. В результате предприятие было уничтожено и мы сегодня вынуждены использовать дизель-генераторы той же самой "Wartsila".
Но ведь в диапазоне среднеоборотных дизелей из отечественного производителя остался "Коломенский завод".

Вы поймите, тут немного другое. Есть еще "РУМО", есть "Звезда", но типоряд дизелей… А "Коломенский завод" - это прежде всего дизеля для тепловозов. Сейчас они делают дизеля для корветов, строящихся на "Северной верфи" (также входит в ОСК), но по размерности нам они не подходят.

Зарубежные компании не приостанавливали поставки из-за санкций?

Сейчас на "Балтийском заводе-Судостроение" строятся гражданские суда. Уже упомянутая "Wartsila" попыталась отказаться от поставки, но мы сказали, что можем купить тот же товар у корейцев или японцев. Сейчас у нас проблем с поставками нет, так как заказываемая нами продукция идет не на военные корабли.

Строительство ледоколов на Балтийском заводе

Промышленное оборудование в рамках программы модернизации закупается отечественного или зарубежного производства?
Я считаю, что во всем должно быть чувство меры, в патриотизме в том числе. То, что изготавливает завод, должно обладать минимальной себестоимостью и выпускаться с максимально возможной производительностью труда. Поэтому и использовать нужно то, что превосходит своих конкурентов на мировом рынке. Иначе мы никогда не будем серьезно развиваться.
Действительно, есть ограничения, которые ввел Минпромторг, на закупку за федеральные деньги импортного оборудования. Балтийский завод по ряду объективных причин не входит ни в одну федеральную целевую программу и государственных денег на реконструкцию не получает, поэтому сегодня мы покупаем те станки, которые выбираем сами. Если видим, что есть хорошие российского производства, покупаем их. Если импортные лучше, выбираем их.

Многие ваши коллеги из числа руководителей судостроительных предприятий отмечают нехватку квалифицированных кадров на рынке труда. Существует ли такая проблема на Балтийском заводе?
Если вы придете на любое зарубежное, например, немецкое или австрийское предприятие, то вам скажут то же самое, что не хватает профессиональных кадров. Это как извечная недостижимая задача.
В 2012 году на Балтийском заводе работало 400 человек. А в 1990 было 13800 сотрудников. Сегодня у нас трудится 4000 рабочих. К 2018-2020 году мы планируем нарастить коллектив до 6000 человек. Мы планомерно решаем кадровый вопрос. И то, что завод находится в центре города, да еще на Васильевском острове, это большой плюс. Примерно 45-48% рабочих - это жители Васильевского острова.

Рабочие Балтийского завода

Есть ли какие-то специальные программы по привлечению кадров на завод?

Есть, и очень много. Кадровая служба во главе с моим заместителем очень интенсивно этим занимается. К примеру, у нас на заводе созданы молодежные бригады, молодежные конструкторские бюро. Кадровая служба работает и с Кораблестроительным, и с Политехническим институтом. Ну и, конечно, с другими регионами. Кадровая задача так или иначе решается.

В июле в Петербурге будет проходить Международный военно-морской салон. Планируется ли участие в нем Балтийского завода как отдельного предприятия или завод будет представлен в составе экспозиции ОСК?

Однозначно в составе "Объединенной судостроительной корпорации". Мы входим в корпорацию и на таких выставках всегда участвуем вместе с ОСК. На МВМС будет общий совместный стенд.

Планируется ли подписание каких-либо контрактов в ходе выставки?

Нет, с контрактами у нас все в порядке. В рамках военно-технического сотрудничества у нас утвержден долгосрочный контракт, там ничего переподписывать пока не требуется.

Сергей Северин

Интервью с Алексеем Васильевичем Кадиловым продолжает серию публикаций, в рамках которых руководители и ведущие специалисты предприятий морского ВПК расскажут о достижениях и проблемах российской "оборонки", представят образцы перспективной продукции и продемонстрируют конкурентоспособность своих предприятий в преддверии Международного военно-морского салона, который пройдет в Санкт-Петербурге 1-5 июля 2015 года.

Ранее собеседниками корреспондента FlotProm стали генеральный директор "Севмаша" Михаил Будниченко, главный конструктор "Коломенского завода" Валерий Рыжов, генеральный директор "Средне-Невского судостроительного завода" Владимир Середохо и заместитель генерального директора по перспективному развитию Ленинградского судостроительного завода "Пелла" Илья Вайсман.

В ближайшее время серия материалов будет продолжена публикацией интервью с первым заместителем генерального директора судостроительного завода "Вымпел" Виктором Доскиным, генеральным директором "Кронштадтского Морского завода" Анатолием Белоевым, генеральным директором компании-производителя подводного оборудования "Тетис Про" Алексеем Кайфаджяном, а также другими высокопоставленными представителями морской промышленности.