Авторизация

Логин:
Пароль:



Молнии







Каталог морского ВПК

Из морского бизнес-каталога: предприятие №3286: «Синтез НДТ»; товар/услуга №99547: Водолазное снаряжение СВУ-5.


Поиск


Вид с нижних палуб: "Выборгский судостроительный завод"
Тема: Промышленность, Статьи

Рабочие и специалисты расположенного в Ленинградской области "Выборгского судостроительного завода" рассказали FlotProm об условиях труда на предприятии, качестве питания и тех проблемах, с которыми им приходится сталкиваться в нелегком деле строительства судов.

Ранее FlotProm провел серию интервью с ведущими руководителями судоремонтных и судостроительных предприятий России, а также проанализировал финансовую отчетность корабелов. Но руководители заводов, как и документы для акционеров, могут рассказать о работе завода лишь с точки зрения топ-менеджмента, до которого не всегда доходят сигналы о проблемах "низов". Поэтому FlotProm дает старт серии материалов на основе интервью с простыми рабочими и начальниками младшего звена. На данный момент издание уже провело беседы с сотрудниками девяти предприятий (ЦС "Звездочка", "Севмаш", 35-й судоремонтный завод, 33-й судоремонтный завод, ПСЗ "Янтарь", "Выборгский судостроительный завод", "Дальзавод", "Северная верфь", "Адмиралтейские верфи"). Серию статей рубрики "Вид с нижних палуб" открывает рассказ рабочих "Выборгского судостроительного завода".

Цех Выборгского судостроительного завода

Путь на завод


На завод все попадают совершенно по разному, кто-то можно сказать случайно, не найдя другой работы после службы в армии, кто-то идет сюда за стабильной зарплатой после получения негативного опыта в частной компании, а кто-то из-за романтических чувств к судостроению.

В последнем случае это как раз история наладчика сварочного производства Артема Петрова (имя изменено). Он пришел на завод из-за своего увлечения судостроением, которое было простимулировано перспективой стабильного заработка и доступностью социального пакета на предприятии.

Другие мысли высказывает еще один сотрудник предприятия Виктор Фролов (имя изменено). "У нас в городе не так уж много предприятий со стабильной работой, вот я и пошел учеником сварщика на завод", - рассказал он.

"У меня высшее образование по специальности "вычислительные машины и комплексы". Кроме производства в Выборге, идти работать особо и некуда. Но когда я искал работу, рассылал резюме во все предприятия города, и "ВСЗ" ответил первым. Так что, можно сказать, случайно сюда попал", - говорит уже другой сотрудник завода, инженер Дмитрий Исаев (имя изменено).

Условия труда


По словам судопромышленников, модернизация технического оборудования идет на заводе "примерно на пятьдесят процентов". "Меняются краны, построен новый малярный цех, первичная обработка металла полностью модернизирована, также имеется новая плазменная машина и резка, а также сварочное оборудование", - перечисляет Артем Петров. По его словам, на предприятии отремонтированы душевые, поставлены новые сауны и наведен порядок в раздевалках.

Похожее мнение выражает и Виктор Фролов. Он заявил, что ситуация с новой техникой и станками на "ВСЗ" довольно хорошая, если сравнивать с судостроительными предприятиями в других городах. "Сварочное оборудование стабильно обновляется. Не так быстро, как хотелось бы, но все-таки. Построена новая покрасочная камера, заготовительная линия обновляется, опять же", - пояснил собеседник.

Ледокол "Владивосток" проекта 21900М

При этом Фролов отметил, что медленно обновляется парк токарного оборудования. По его словам, по этой части на заводе имеются еще советские станки. Старые образцы имеются и среди трубогибочных станков. "Но такое оборудование постоянно выходит из строя и по мере этого его заменяют на новое", - подчеркнул он.

Среди прочего "пожилого" оборудования Дмитрий Исаев отметил телефонную станцию, произведенную примерно 20 лет назад. "Станки также есть старые, но они в хорошем состоянии. А в резерве, например, есть станок, вывезенный из послевоенной Германии", - отметил Исаев.

Также на предприятии всегда исправно выдаются средства личной гигиены и защиты - респираторы, очки, перчатки, сварочные фильтры, мыло и моющие средства. А вот с получением спецодежды, если она раньше срока приходит в негодность, иногда бывают проблемы. "Мы получили новую только через полгода и то через ругань с начальством", - отметил Артем Петров.

Карьерный рост


По словам собеседников FlotProm, предприятие предоставляет своим сотрудникам возможность профессионального роста. Так, за счет завода можно получить высшее образование в кораблестроительном вузе, однако потом придется несколько лет работать на заводе без возможности уволиться (либо нужно будет возместить предприятию потраченные на обучение сотрудника деньги).

Кроме получения высшего образования, завод также создает краткосрочные программы по обучению. Так, "ВСЗ" вместе с "Объединенной судостроительной корпорацией" разрабатывают концепцию повышения квалификации сварщиков и специалистов, непосредственно связанных со строительством судов. Но этот процесс осложнён экономической ситуацией и в настоящее время все силы завода сосредоточенны на том, чтобы сдать заказы в срок. Таким образом, обучение молодых специалистов продолжается, а вот информацию о вакансиях с главного сайта завода убрали. Новые сотрудники периодически появляются, но это единичные случаи, рассказал Дмитрий Исаев.

Судостроитель (архивное фото)

По словам собеседника, у инженера нет шансов занять высокую должность без получения дополнительного образования в сфере управления. "Могут поставить мастером, зарплата такая же, как и у инженера, но ответственности в два-три раза больше. А начальник отдела - это потолок для инженера",

Финансы


По словам рабочих, задержки с выплатой заработной платы и денег за переработки на предприятии не отмечаются уже давно. Все выплаты переводились на банковские карты работников даже в то время, когда на заводе был объявлен простой.

При этом некоторой категории рабочих, например, инженерам, вместо финансового возмещения переработок добавляют три дня к отпуску. Но чаще всего инженеры перерабатывают за год всего 5-6 часов, так что такому правилу специалисты даже рады.

В то же время не практикуется на заводе и выплата поощрений, даже если работник не пропустил ни одного рабочего дня за весь год. "Только стандартные премии 10-20% от оклада в месяц, что очень хорошо. На некоторых других предприятиях премии уже давно порезали", - поделился один из работников.

Отсутствуют на предприятии и штрафы. За опоздания обычно предупреждают устно, а при повторении уже письменно, в дальнейшем рабочему может быть вынесен выговор. "Вплоть до увольнения", - подчеркнул Артем Петров.

Подтверждает отсутствие штрафов на заводе и Виктор Фролов. По его словам, за пропущенное время работникам по неуважительным причинам рабочее время, заводчанам просто не платят зарплату.

Профсоюз


По словам инженера Дмитрия Исаева, профсоюз находится в рабочем состоянии и свои функции выполняет. Такого же мнения придерживаются и другие сотрудники завода. Они рассказали, что исправно получают с помощью профсоюза материальную помощь. По словам сотрудников предприятия, зачастую люди вступают в профсоюз предприятия из-за скорого появления ребенка.

Досуг


Досуг на заводе организован должным образом. Постоянно проводятся различные спортивные мероприятия, поездки, действуют коллективы самодеятельности, в которые может вступить любой желающий, рассказали рабочие.

В частности, проводятся соревнования по футболу, волейболу, метанию ядра и другим видам спорта как между цехами на заводе, так и на городском уровне. Также есть своя команда в КВН. "В общем, молодежная организация "ВСЗ" работает отлично", - заключил один из заводчан.

В то же время, рассказать, сотрудничает ли завод с какими-либо домами отдыха или туристическими базами, на которые по льготной цене могут поехать рабочие, собеседники FlotProm рассказать не смогли.

Судостроители

"Про дома отдыха не слышал. Раньше вроде бы был какой-то в Зимино (Ленобласть - ред.), а сейчас - не знаю", - пояснил Артем Петров.

Не знает о существовании баз отдыха и Дмитрий Исаев. "О таких местах, где может отдохнуть среднестатистический инженер я не слышал. Но на досках объявлений мелькали листки с информацией об этом", - подмечает специалист. Еще несколько опрошенных изданием работников завода также затруднились рассказать о подобных заведениях предприятия.

Безопасность


Как рассказали корабелы, на заводе поддерживаются относительно спокойные отношения со службой безопасности. С имеющими камеру телефонами или планшетами на предприятие пускают без проблем. Не запрещают рабочим и фотографироваться в цехах предприятия. А вот от досмотра сумки или автомобиля уклониться можно далеко не всегда.

Питание


В свой перерыв рабочие могут питаться сразу в нескольких расположенных на территории завода заведениях - это столовая, кафе и ларек. По словам собеседников, выбор в столовой большой, а обед с первым, вторым, салатом и компотом стоит в пределах 200 рублей.

В ларьке продают домашнюю выпечку, ассортимент продукции предоставляет выбор из восьми видов пирожков и сосиски в тесте ценой в 25 рублей. Тем не менее, многие из тех заводчан, с которыми удалось пообщаться FlotProm, рассказали, что из-за небольшого размера города многие работники ходят обедать домой.

"Однако, качеством пищи в столовой довольны не все. "Я туда больше не хожу, жуткая изжога после тамошней еды. Да еще и недавно был случай отравления в столовой, но ничего не доказали. Мне жена с собой собирает домашний обед", - пояснил один из корабелов. При этом он отметил, что столовая частная и завод не имеет к ней отношения.

Будущее завода


Поделились корабелы и тем, каким они видят будущее завода и себя в нем. "Буду дальше работать на заводе, пока уходить никуда не планирую. У нас оклад небольшой, около 30 тысяч, однако благодаря последним контрактам и грамотному генеральному директору, следующие два-три года будут стабильными", - пояснил инженер Исаев.

"Все то, что сейчас делается (обновление инструмента, станков, инфраструктуры) уже меняет наш завод. После вступления в ОСК все наладилось и пошло правильным путем", - лаконично пояснил один из работников.

Регион


По словам корабелов, близость к Финляндии и Санкт-Петербургу делают Выборг хорошим местом для жизни и работы, но в самом городе рабочих мест мало, и в большинстве случаев это небольшие частные предприятия или вакансии продавца, таксиста и так далее.

По словам Дмитрия Исаева, некоторые районы города находятся на грани разрушения. "Выборгский замок и знаменитый парк "Монрепо" теряют своё значение, дороги находятся в ужасном состоянии, хотя в них зарывают миллионы ежегодно", - заключил выборжец.

Официально


После общения с работниками завода FlotProm обратился в пресс-службу "ВСЗ" с вопросами о планах по обновлению токарного и трубогибочного оборудования, а также проблемах с обеспечением спецодеждой.
"Телефонная станция, токарные станки - это вспомогательное оборудование, которое не относится к основному производственному оборудованию в судостроении. Так как "ВСЗ" является полностью гражданской верфью и работает на конкурентном рынке гражданского судостроения, программа модернизации (идет непрерывно с 2007 года) предусматривает первоочередное обновление тех мощностей и оборудования, которое позволяет минимизировать издержки и повысить производительность труда, а следовательно усилить позиции верфи при подаче коммерческих предложений, находящихся на уровне нормальных мировых цен на гражданские суда различной направленности.

Токарное и трубогибочное оборудование, а также телефонная станция при всей своей важности и нужности не дает максимальный эффект повышения эффективности верфи, следовательно его модернизация запланирована в будущем, в среднесрочной перспективе.

Количество выдаваемой спецодежды, частота её замены и другие правила прописаны в Коллективном договор и четко соблюдается заводом", - пояснили в пресс-службе предприятия.

Справка FlotProm


"Выборгский судостроительный завод" специализируется на строительстве ледокольных судов гражданского назначения с дизель-электрической силовой установкой мощностью от 10 до 22 МВт. На головном ледоколе проекта 21900М "Владивосток", в сентябре 2015 года прошла церемония поднятия флага. Второе судно данного проекта, "Новороссийск", спустили на воду 29 октября 2015 года.

С момента основания в 1948 год верфь построила 210 судов различного назначения, 9 морских буровых платформ и 105 модулей верхних строений платформ для разработки нефтегазовых месторождений. "Выборгский судостроительный завод" входит в состав "Объединенной судостроительной корпорации".

Алексей Богатищев