Авторизация

Логин:
Пароль:



Молнии







Каталог морского ВПК

Из морского бизнес-каталога: предприятие №3629: «Северо-Западное пароходство»; товар/услуга №97492: AVEVA Marine.


Поиск


Вид с нижних палуб: Центр судоремонта "Дальзавод"
Тема: Промышленность, Статьи

FlotProm продолжает серию материалов о судостроительных предприятиях на основе интервью с простыми рабочими и начальниками младшего звена. На этот раз в рамках рубрики "Вид с нижних палуб" корреспондент издания пообщался с работниками владивостокского Центра судоремонта "Дальзавод". Они рассказали, почему никто из корабелов не фотографируется на предприятии, чем можно питаться после закрытия заводской столовой и как выбрать между обедом и спортивными состязаниями.

Ранее FlotProm провел серию интервью с ведущими руководителями судоремонтных и судостроительных предприятий России, а также проанализировал финансовую отчетность корабелов. Но руководители заводов, как и документы для акционеров, могут рассказать о работе завода лишь с точки зрения топ-менеджмента, до которого не всегда доходят сигналы о проблемах "низов". Поэтому FlotProm дает старт серии материалов на основе интервью с простыми рабочими и начальниками младшего звена. На данный момент издание уже провело беседы с сотрудниками девяти предприятий (ЦС "Звездочка", "Севмаш", 35-й судоремонтный завод, 33-й судоремонтный завод, ПСЗ "Янтарь", "Выборгский судостроительный завод", "Дальзавод", "Северная верфь", "Адмиралтейские верфи").

Путь на завод


В Центр судоремонта "Дальзавод" люди идут, чтобы работать по специальности. Такой вывод напрашивается из общения сразу с несколькими действующими работниками предприятия. Большинство из них ответили, что пошли работать на этот завод из-за полученного ранее профильного образования.

Дальзавод

"Я закончил вуз по специальности "кораблестроение" и решил, что нужно попробовать работать в судопромышленности, ибо жалко пяти лет жизни, потраченных на получение соответствующей специальности. Да и живем мы возле моря, так что в принципе всё логично", - рассказал FlotProm инженер-технолог Александр.

Но встречаются и другие мотивы. Так, судомеханик Дмитрий пошел работать на завод напротив, из-за нежелания трудиться по специальности - в составе экипажа судна. "Душа не лежит в море ходить", - пояснил он в разговоре.

Условия труда


Рассказывая о состоянии станков и инструмента, рабочие отмечают, что на предприятии остается много устаревшего оборудования. "В моем цеху все обсыпалось, стоит всего один новый станок, а все остальное - старое советское оборудование. Но недавно начали косметический ремонт", - говорит работник 5-го цеха Дмитрий.

Похожее мнение высказывает и инженер Александр наряду с другими работниками предприятия. "По поводу техники я скажу, наверно, за большую часть наших предприятий. Очень много "старичков", очень слабая техническая оснащенность по сравнению с ведущими мировыми лидерами в этой области", - заключил он.

Дальзавод

По его словам, промышленные мощности в России и на "Дальзаводе" в частности были потеряны "после определенных событий" в нашей стране в 90-ые годы, а для восстановления нужны огромные финансы, которые, естественно, всегда отсутствуют. "Есть, конечно, что-то новое в цехах, но в целом все не так, как должно быть. Элементарно отсутствует ремонт в ряде помещений", - отметил собеседник, добавив, что в некоторых местах на заводе ремонт последний раз делался еще в СССР.

Имеются проблемы и с рабочей одеждой, которая по трудовым условиям выдается один раз в год. Как рассказали рабочие, на год ее никогда не хватает и судоремонтникам приходится покупать одежду за свой счет или обходиться старыми, испорченными комплектами. Новую "робу" раньше срока получить затруднительно, поскольку ее зачастую просто-напросто не бывает.

Котельщик Дмитрий отмечает и проблемы с необходимым для работы инструментом. "Часто есть трудности с такими вещами как "лерки" (инструмент для нарезания наружной резьбы - ред.) и "солдатики" (инструмент для закручивания шпилек - ред.). Бывает, что на складе их тоже нет в наличии", - пояснил рабочий.

Столовая на заводе не функционирует уже несколько лет. Вместо нее на территории предприятия есть магазин, который занимается доставкой готовых обедов. По словам рабочих, полноценно покушать в этом заведении можно за 200 рублей, но многие корабелы приносят обеды с собой из дома.

Финансы


Как и старые советские станки, стабильная зарплата стала традиционным атрибутом большинства российских предприятий. Вот и работники "Дальзавода" на задержки основной части заработной платы, аванса или выплат за переработки не жалуются.

Новое оборудование на "Дальзаводе"

Пятнадцатиминутные перерывы в трудовой деятельности, не считая обеда, рабочим можно делать в 10:00 и 15:00 дня. За "перекур" вне этого времени, как и за опоздание или невыход на работу, полагаются штрафы. Все собеседники FlotProm об их размере рассказать затруднились, поскольку никогда трудового распорядка не нарушали и со штрафными санкциями не сталкивались.

На "Дальзаводе" зарплата представителей рабочих специальностей зачастую может быть выше, чем у тружеников интеллектуальной сферы. Например, инженер или другой специалист с небольшим опытом в месяц получают в районе 35 тысяч рублей. В то же время, некоторые рабочие могут похвастаться заработком в 45-50 тысяч рублей.

Профсоюз


По рассказам рабочих, профсоюзная организация на заводе является скорее формальной, чем реально действующей. Собеседники агентства пояснили, что многие рабочие просто перестали туда обращаться из-за неспособности профсоюза решить их рабочие проблемы. Отмечают судоремонтники и невозможность получить путевку в санаторий, которые сама организация и анонсирует.

Слабо профсоюз участвует и в коллективном досуге работников. "Сами коллективом собираемся и проводим себе досуг", - подчеркивает один из корабелов.

Новое оборудование на "Дальзаводе"

При этом он отметил, что на его памяти один раз на предприятии все-таки организовывали культурно-массовое мероприятие. Это произошло на День ВМФ во время обеденного перерыва. Перетягивать канат рабочих заманивали разными послаблениями, вроде более раннего ухода домой. "С нашего цеха ребята пошли, потому что руководство пообещало разрешить пораньше уйти домой", - заявил собеседник FlotProm.

Также судоремонтники отметили, что от профсоюза детям работников на Новый год выдаются подарки, состоящие из сладостей.

В свою очередь, другой корабел припомнил, что недавно проводился спортивный слет с Дальневосточным заводом "Звезда". Также на предприятии есть футбольная команда, "но у нее почти никогда не бывает тренировок", а еще недавно завод отметил День пенсионера.

Карьера


С различными курсами повышениями квалификации особых проблем на "Дальзаводе" нет. "Отправляют на разные сборы, недавно конструктор ездил на конференцию по изучению работы с CATIA. Это программное обеспечение для моделирования и проектирования. Но отправляют не всех, конечно. Видимо, на кого есть планы или тех, кто отличился", - отметил инженер Александр.

Похожие мероприятия проводятся и для рабочих завода, но уже на территории предприятия. "Каждый год проходим курсы газорезчика, сварщика, стропальщика", - рассказал один из рабочих.

Чтобы добиться повышения зарплаты, работникам сначала надо повысить свой разряд или категорию. "Чтобы повысили, нужно работать, работать и еще раз работать, чтобы тебя заметил бригадир, мастер или начальник цеха", - пояснил собеседник издания.

Большинство опрошенных работников выразили надежды на дальнейшее повышение на работе. Максимальную планку, однако, каждый ставит свою. Для кого-то это должность мастера или начальника цеха, а для кого-то и посты в высшем руководстве предприятия.

"Я совсем недавно здесь работаю, поэтому не могу точно сказать. Наберусь опыта и решу, смогу ли дальше работать, а там видно будет. Хотелось бы, конечно, до начальника дорасти, чтобы заработная плата была выше - это в приоритете стоит", - поделился один из корабелов.

Отношения с начальством у большинства судоремонтников сугубо рабочие, но есть и исключения. "У всех по-разному, конечно, по большей части формальные отношения, но если человек адекватный, то можно и о чем-то отвлеченном поговорить. Все мы люди", - заключил инженер Александр.

Служба безопасности


"С этим у нас на заводе все печально, сидят простые бабушки и дедушки, проверяют пропуска да и только", - пояснил судоремонтник.

Аналогичные сведения сообщили и другие работники. Котельщик Дмитрий отметил, что один раз видел, как охранники попросили женщину продемонстрировать содержание ее большой сумки. Также службой безопасности иногда осуществляется досмотр рабочих перед заходом на ремонтируемые корабли.

Средний разведывательный корабль проекта 864 "Карелия" на "Дальзаводе"

Не вызывает проблемы и наличие у рабочих телефонов с камерами, в том числе не запрещается фотографирование на предприятии. "Ведь на заводе нет достопримечательностей, одни цеха и корабли. Еще ни разу не видел, чтобы кто-нибудь фотографировался у нас", - отметил собеседник агентства.

По его словам, без мобильной связи работать было бы в разы труднее. "Иногда приходится звонить мастеру, чтобы он отправил человека на помощь или чтобы кто-нибудь принес определенный инструмент. Без телефона бы приходилось каждый раз идти до цеха пешком", - добавил корабел.

Дальний Восток для жизни


Из негативных моментов жизни на Дальнем Востоке корабелы отмечают слишком "суровое" соотношение заработных плат и цен в магазинах. В позитивных тонах судоремонтники высказываются о природе региона, культурных и архитектурных объектах, а также окружающих людях.

Официально


После общения с работниками завода, FlotProm обратился в пресс-службу ЦС "Дальзавод" с вопросами о бытовых проблемах корабелов, ситуации со старыми станками, а также организацией досуга и питания корабелов.
"Что касается старого оборудования, то у нас есть станок, который позволяет обрабатывать гребные валы длинной более 35 метров. Он, конечно, возрастной. Но ничего нового станкопром пока не предложил. А мы с успехом обслуживаем все корабли первого ранга, которые есть на Тихоокеанском флоте благодаря этому, извините, "ветерану". Он в прекрасном состоянии и помогает решать возникающие производственные задачи.

Касаемо спецодежды. Так уж сложилось, что судоремонт - это не производство колбасы, это иногда пыльная, иногда грязная, но в то же время серьезная и мужская работа. Чтобы рабочая одежда сохранялась в надлежащем виде весь положенный срок, у нас на предприятии организована бесплатная регулярная услуга прачечной. Раз в неделю служба персонала собирает спецодежду, отвозит ее в химчистку и после этого возвращает рабочим.

Переходя к профсоюзу, он свою задачу решает, потому что его главная функция - это коллективный договор, то есть контроль тех условий, на которых трудовой коллектив взаимодействует с администрацией. Так у нас сложилось, что развлечения и все остальное - это не функция профсоюза. В этом случае у нас есть Совет ветеранов, который занимается организацией мероприятий для ветеранов войны и труда, которых у нас на учете состоит более 2085 человек. Дай бог, чтобы эта цифра как можно дольше не менялась.

Есть Совет молодежи, который решает задачи спортивного комитета и организации досуга, туристического отдыха и всего остального. Вот эти общественные организации занимаются проведением туристических походов и выездов на острова, используя наш автотранспорт, наши катера. У нас есть хорошие горные туристические маршруты и туристический клуб предприятия регулярно совершает восхождения на Пидан и остальные окрестные горы.

Но профсоюз именно в этой сфере деятельности определенной роли не играет, он как раз следит за тем, чтобы выполнялось все, что касается безопасности и комфортности условий труда, а также снабжения рабочих всем необходимым.

Если говорить о питании на заводе, то это происходило в девяностые, когда сокращалась численность рабочих предприятия и производственные столовые были вынуждены закрыться. В том числе и потому, что их санитарное и техническое состояние не соответствовало требованиям. Но это было раньше. С тех пор произошла реструктуризация предприятия и "Дальзавод" оказался в структуре Дальневосточного центра судостроения и судоремонта. С этого момента начались не разрушительные процессы, которые шли до этого, а процессы позитивные.

Сейчас у нас создана программа модернизации предприятия, реконструкции производственных помещений и цехов, в которой указано, что нам нужна даже не одна столовая, а как минимум три. Одна из них функционирует на нашем восточном участке, несколько отдаленном. В другой, которая ближе к центру и всем коммуникациям, действительно расположен магазин-буфет, в который привозят готовые упаковки с обедами. Их производит целый ряд фирм Владивостока, которые точно так же обслуживают и офисы, и торговые точки. А параллельно идет реконструкция наших помещений, чтобы в них уже создать то, что нам необходимо.

Мы планово ведем работу в изменении вообще всего отношения к социально-бытовой сфере. В плане есть столовая на 200 человек в судо-корпусном цехе, ну и восстанавливаем столовую, которая была ранее. В следующем году однозначно закончим. В этом году мы полностью заменили теплоцентрали, старые трубы выдернули, новые поставили, все системы привели в порядок, помещения расчистили, убрали, с наступлением тепла туда придут строители, которые будут всем этим заниматься", - рассказал FlotProm пресс-секретарь предприятия Анатолий Сердюк.
Центр судоремонта "Дальзавод" — российское судостроительное и судоремонтное предприятие, находящееся в городе Владивосток на северном побережье бухты Золотой Рог. Возникло в 2012 году путём слияния холдинговой компании "Дальзавод" и 178-го судоремонтного завода.

Алексей Богатищев