Авторизация

Логин:
Пароль:



Молнии







Каталог морского ВПК

Из морского бизнес-каталога: предприятие №3629: «Северо-Западное пароходство»; товар/услуга №97492: AVEVA Marine.


Поиск


Вид с нижних палуб: Центр судоремонта "Звездочка"
Тема: Промышленность, Статьи

FlotProm продолжает серию материалов о судостроительных предприятиях на основе интервью с простыми рабочими и начальниками младшего звена. На этот раз в рамках рубрики "Вид с нижних палуб" корреспондент издания пообщался с работниками северодвинской верфи "Звездочка", которые рассказали о недолгом выборе места работы, нелогичной службе безопасности и непростых условиях подъема по заводской карьерной лестнице.

Ранее FlotProm провел серию интервью с ведущими руководителями судоремонтных и судостроительных предприятий России, а также проанализировал финансовую отчетность корабелов. Но руководители заводов, как и документы для акционеров, могут рассказать о работе завода лишь с точки зрения топ-менеджмента, до которого не всегда доходят сигналы о проблемах "низов". Поэтому FlotProm дает старт серии материалов на основе интервью с простыми рабочими и начальниками младшего звена. На данный момент издание уже провело беседы с сотрудниками девяти предприятий (ЦС "Звездочка", "Севмаш", 35-й судоремонтный завод, 33-й судоремонтный завод, ПСЗ "Янтарь", "Выборгский судостроительный завод", "Дальзавод", "Северная верфь", "Адмиралтейские верфи"). Первая из опубликованных статей рубрики "Вид с нижних палуб" была посвящена условиям работы на "Выборгском судостроительном заводе".

Ожидания и реальность


На "Звездочку" работники приходят за экономической стабильностью, которая поддерживается своевременной оплатой труда. В этом сошлись все опрошенные корреспондентом FlotProm корабелы, как сошлись они и в том, что условия ремонта подводных лодок не всегда оправдывают ожидания.

Подлодка "Екатеринбург" на стапеле ЦС "Звездочка"

"На завод я пошел работать из-за хорошего социального пакета, полного отпуска и выходных дней, которые реально в выходные дни, а не на неделе. А вот инструмент у нас очень плохой, никакого обновления не происходит. Если что-то и закупается, то не наилучшего качества. В нашем цеху очень плохая душевая. Рассеивателей нет, вода идет в случайном режиме: то холодная, то горячая. И с рабочей одеждой то же самое. То нормальная, а то очень плохая - рвется от каждого "зацепа". "Робу" выдают на один год, а чтобы получить ее раньше срока, приходится выбивать", - поделился работник 10-го цеха Николай (имя изменено).

По его словам, для получения нового комплекта одежды рабочему нужно собрать подписи у целого ряда должностных лиц, что не всегда можно сделать в оперативном режиме. Все это время сотрудник предприятия вынужден трудится в испорченной одежде. Тем не менее, проблему с досрочным получением новой спецодежды подтверждают не во всех цехах.
"Надоело на частников-кидал работать, поэтому и устроился на предприятие. Я слесарь и напрямую со станками не работаю, но насколько знаю, "старичков" еще много. Мы так вообще на немецких компрессорах 50-х годов работаем, что уж говорить", - в свою очередь заявил один из слесарей "Звездочки" Илья (имя изменено).
Похожие сведения сообщает и другой работник предприятия. "Я работаю по образованию, да и куда у нас на севере еще можно пойти. Оснащённость вполне устраивает. Старые станки имеются, но они в полном рабочем состоянии, да и порой на старом станке проще выполнить какую-либо деталь, чем на новом", - рассказал собеседник издания.

"В судопромышленность пошел, потому что у нас в городе нет другого стабильного заработка. А станки на заводе не очень, все советское, старое. Например, токарные станки вообще все пожилые. Есть оборудование производства 90-х годов, а есть 70-х", - заявил в беседе с корреспондентом еще один рабочий.

Один из собеседников FlotProm поделился и другими проблемами, с которыми ежедневно сталкиваются корабелы. "Раньше хотели ввести электронную систему пропусков на вахтах, но так и не сделали. И на выходе с проходной постоянные пробки, чтобы зайти или выйти с вахты от 10 до 40 минут можно простоять", - рассказал заводчанин.

Закладка морского транспорта вооружения "Академик Макеев" в ЦС "Звездочка"

Похожую информацию сообщили еще несколько сотрудников предприятия.

Карьера


Несмотря на трудности, большинство опрошенных судоремонтников довольны возможностью профессионального роста и совершенствования в своей специальности. По их словам, завод регулярно отправляет корабелов на курсы повышения квалификации, а вернувшиеся с них специалисты уже обучают рабочих на своих участках. Образовательные мероприятия проводятся как на самом заводе, так и в учебных центрах ВМФ. Они могут относиться к определенной сфере производства или привязываться к конкретному заказу и проекту.
"На самом предприятии я проходил курсы по ядерной и радиационной безопасности, по обращению с вредными отходами, по работе с ртутью и прочие. Также с образовательными визитами посещал учебные центры Военно-морского флота в городах Обнинск и Сосновый Бор", - рассказал один из контрольных мастеров предприятия. Кроме этого, специалист подтвердил наличие старых станков на предприятии.
В цехах завода также проводят конкурсы профессионального мастерства, по результатам которого работник может повысить свой разряд, а значит и заработную плату. Конкурс состоит из двух частей: теория и практика. Во время теоретической части задаются вопросы по специальности. К примеру, у слесарей-монтажников были по вопросы по монтажу механизмов, центровке линии вала, техническим требованиям отраслевых стандартов предприятия. А на практике в 2015 году было задание по обработке фундамента под монтаж механизма.

"Я сборщик корпусов металлических судов. Чтобы повысить разряд, у меня не должно быть "залетов" в течение года и должна быть достаточной разрядность моей бригады. Если все нормально, то со сдачей теоретического экзамена мне повышают разряд. При сдаче на мастера обязательно нужно высшее образование", - пояснил еще один работник предприятия.

Досуг


У работающих на "Звездочке" корабелов есть возможность самореализации не только в профессиональной сфере, но и в различных хобби и увлечениях. Совсем недавно состоящие из работников предприятия музыкальные коллективы соревновались в "Битве хоров". До этого проводились и спортивные турниры: у каждого цеха была возможность выставить свою команду на соревнования по футболу, бегу и ринк-бенди (мини-хоккей с мячом).

"Стадион "Беломорец" весь отремонтировали, крытый ледовый дворец строят. Кроме этого, ездим от завода на достопримечательности: Сийский монастырь, Малые Корелы, Пикалево, поездки на пароходе "Гоголь" по Северной Двине", - отметил в беседе с FlotProm судостроитель.

АПРК "Орел" проходит ремонт на заводе "Звездочка"

Также предприятие вносит значительный финансовый вклад в путевки на отпуск своих работников и их детей. "Путевки оплачиваются не полностью, но значительно", - подчеркнул один из заводчан. А дорога до места отдыха и вовсе оплачивается "Звездочкой" в полном объеме.

Финансы


"Месячный заработок контрольного мастера составляет 60-70 тысяч рублей, в зависимости от количества отработанных выходных дней. В период швартовных испытаний около 90, потому что идет увеличенная месячная премия, приходится работать все выходные, да еще и сверхурочно. Зарплата зависит от очень большого перечня факторов. Но самый большой доход у тех, кто работает с ядерными энергетическими установками", - пояснил специалист.

"Зарплату обобщать нельзя, потому что получится как по телевизору - средняя 50 тысяч. Но на самом деле у кого-то 25 тысяч рублей, а у кого-то 90-150. Не считая разряды и стаж, все меняет игра премий и коэффициент трудовой успеваемости", - рассказал другой сотрудник "Звездочки" Николай.

Судоремонтники уточнили, что за время работы на предприятии они могут столкнуться не только с различными премиями и надбавками, но и с весьма существенными штрафами за нарушения.

Закладка морского транспорта вооружения "Академик Макеев" в ЦС "Звездочка"

Штрафы составляют от 5 до 50 процентов ежемесячной премии. Интересно, что у различных рабочих она составляет разную часть заработной платы. Наименьший штраф назначается за опоздание на работу, на сумму в размере 20% премии штрафуется работник, раньше времени покинувший рабочее место, а 50% премии лишается корабел, который и вовсе не пришел на смену.

Ко всему прочему, на заводе активно действует профсоюзная организация, которая оказывает трудящимся достойную, в сравнении с другими предприятиями и частными компаниями, помощь. Например, 3000 рублей в месяц в качестве финансовой помощи профсоюз выплачивает тем работникам, которые выплачивают ипотеку. Тем не менее, решить проблему с душевой 10-го цеха и некачественной одеждой у организации не получилось, хотя рабочие по этим проблемам в нее обращались.

Безопасность


Как рассказали собеседники FlotProm, раньше на предприятие было запрещено проносить телефоны с камерами, сейчас это можно делать уже свободно, запрещена только съемка. При этом телефоны с возможностью установки карт памяти все еще находятся под строгим запретом. Если на вахте обнаружат карточку, то ее содержимое обязательно будет просмотрено службой безопасности. В тоже время никого не интересует, что размер встроенной памяти в современных телефонах зачастую превышает емкость "запретных" карт.

"На вахте регулярно проверяют телефоны на наличие внешней флеш-памяти. Она строго под запретом. Служба безопасности вообще во всех цехах присутствует и чуть ли не за всем следит", - подчеркнул один из судоремонтников.

Рабочий на оборонном предприятии

Питание


По словам работников предприятия, на территории завода находятся четыре столовые. Средняя цена за полноценный обед составляет 150-200 рублей. Помимо этого, судоремонтники в зависимости от места работы получают "талоны за вредность".

"Обычным рабочим, которые работают на заказах, выдают талоны на молоко. Тем, кто работает в реакторных отсеках, дают талон на полноценное питание номиналом 210 рублей. Есть и другие виды талонов за вредные условия, на них тоже можно пообедать в столовой", - уточнил один из собеседников агентства.

Официально


После общения с работниками завода, FlotProm обратился в пресс-службу ЦС "Звездочка" с вопросами о бытовых проблемах корабелов и ситуации с модернизацией производственных мощностей.
"В 10-м цехе уже 1,5 года идет реконструкция с заменой коммуникаций и то, что там есть какие-то бытовые неудобства, это понятно. Сейчас просто необходимо пережить это дело, а потом уже цех будет введен в строй и все будет работать нормально. Сейчас там идет замена стапеля, путей, вентиляции, систем электроснабжения, идет надстройка вентиляционного этажа. Очень большой объем работ. А со всеми бытовыми неурядицами работники могут обратиться в цеховой комитет.

Спецодежда выдается по нормативу, который установлен трудовым договором. Здесь есть нюанс, что все закупки у нас проводятся на конкурсной основе и, если закупка формально соответствует спецификации, то мы не можем отказать поставщику, который предложил более низкую цену. Поэтому возникают сложности, в том числе и с поставкой некачественного обмундирования. Пытаемся эти вопросы урегулировать. Если изношена спецодежда, то надо только обратиться к бригадиру или мастеру.

Касаемо компрессоров 50-х годов, не секрет, что у нас продолжительное время в 90-е годы никаких мероприятия по техническому переоснащению не предпринималось. На сегодняшний день эти мероприятия идут интенсивно. Но если оборудование работает в надлежащем режиме и выполняет свои функции, то нет необходимости его заменять. В первую очередь модернизируются "узкие" места, которые оказывают фактическое воздействие на затраты и себестоимость, а также на наши возможности по ремонту кораблей 3-го поколения - это реконструкция эллингов, реконструкция котельной высокого давления, без которой мы физически не сможем заказы сдавать.

Если говорить об электронной системе пропуска на завод, то стоит помнить, что она предполагает еще и наличие шлюзов. То есть человек заходит в шлюз, проверяется там на наличие металла и после этого прикладывает пропуск. Вопрос с пробками на вахтах эта система не решает, она только его усугубляет. Потому что пока через обычного контролера, который избирательно с помощью металлоискателя осматривает работника, пройдет пять человек, через шлюз пройдет только один человек.

Чтобы исключить пробки на проходной, руководством предприятия приняты соответствующие организационные меры, в частности цеха начинают и заканчивают свой рабочий день в различное время. Кроме центральной вахты на заводе имеется западная и восточная, которые менее загружены. Электронная система пропуска будет внедряться, хотя в части увеличения скорости прохода людей через вахту ее эффективность неочевидна. Но по учету рабочего времени она, конечно, сыграет свою роль и сейчас уже используется на заказах", - рассказал представитель предприятия Евгений Гладышев.

Справка FlotProm


"Центр судоремонта "Звездочка" - ведущая российская верфь, специализирующаяся на ремонте и переоборудовании подводных лодок, надводных кораблей и судов любого класса и назначения. В частности, сейчас на предприятии ремонтируется подводная лодка "Тула", ракетный крейсер "Маршал Устинов". Также на территории предприятия находится тяжелый атомный ракетный крейсер "Киров", проект утилизации которого готовит "Росатом". Предприятием был построен морской транспорт вооружений проекта 20180 "Академик Ковалев". В настоящее время судно проходит испытания.

Алексей Богатищев