Авторизация

Логин:
Пароль:



Молнии







Каталог морского ВПК

Из морского бизнес-каталога: предприятие №78967: ОАО «Завод «Красное Сормово»; товар/услуга №12302: Подводная лодка.


Поиск


МВМС-2015: чем сможет похвастаться ВМФ будущего
Тема: МВМС, Статьи

В VII Международном военно-морском салоне в Петербурге приняли участие 424 компании, многие из которых продемонстрировали новые образцы своей продукции, современное судовое оборудование и макеты перспективных военных кораблей. За дни работы салона корреспонденты FlotProm пообщались со всеми его участниками на выставочных стендах и подготовили выборку наиболее заинтересовавших редакцию проектов, впервые представленных в рамках МВМС.

Без людей под водой


В свете повышенного внимания заказчиков к робототехническим средствам, среди представленных образцов продукции ярко выделяется новая разработка МГТУ им. Баумана - телеуправляемый необитаемый подводный аппарат (ТНПА) для исследования обшивки корабля. Теперь для поиска повреждений, вызванных коррозией, трещин и деформации металла больше нет необходимости спускать под воду водолаза - все сделает подводный робот. После спуска на воду аппарат с помощью 8 винтов подплывает к корпусу, разворачивается и пристыковывается к нему колесами. Далее в дело вступает установленное на ТНПА оборудование с чувствительными датчиками, которое производит комплексную диагностику повреждений, в то время как аппарат с помощью колес перемещается по бортам и днищу корабля.

Подводный телеуправляемый необитаемый аппарат для исследования поверхности корабля

Беспилотную новинку представил и Самарский государственный технический университет. В его недрах был разработан автономный глайдер "Мако-2" для океанографических исследований, перемещающийся в толще воды без использования традиционных гребных винтов или водометов. По сути, новый аппарат представляет собой "подводный самолет", летящий в толще воды за счет сил гравитации и сил плавучести. Столь необычный способ движения позволяет достичь небывалых показателей бесшумности и автономности плавания, которая может составлять несколько месяцев. Получается идеальный подводный разведчик, незаметно собирающий на морских просторах данные о подводной обстановке за счет гидроакустической аппаратуры, совершающий экологические и другие исследования.

Глайдер "Мако" (слева) и гибридный глайдер "Мако-2" (справа)

Гигант российской морской промышленности - Объединенная судостроительная корпорация также не остался в стороне от строительства беспилотной морской техники. На МВМС корпорация представила автономный аппарат "Юнона". В числе заявленного функционала аппарата значится выполнение спасательных операций, а также проведение работ на арктическом шельфе, что является одной из приоритетных задач России XXI века.

Глубоководный необитаемый подводный аппарат "Юнона"

Из чего стреляем


Если беспилотники относятся к технике двойного назначения и на сегодняшней день даже активнее используются гражданскими заказчиками, то производители артиллерийских систем на выставке ориентируются ровно на одного потребителя - Министерство обороны и сопутствующие структуры военно-технического сотрудничества. И достигают в этом направлении успеха. Так, в 2015 году на вооружение была принята новая 130-мм установка КБ "Арсенал", демонстрируемая на выставке в качестве макета. В отличие от выпускавшихся ранее установок этого калибра, она имеет меньшую массу, за счет чего может ставиться на корабли малого водоизмещения. Также изменения коснулись живучести ствола благодаря применению новой системы его охлаждения.

На соседнем стенде ЦНИИ "Буревестник" демонстрировал морские боевые модули калибров 7,62, 12,7 и 14,5 мм. В морской версии на выставках они представляются впервые, хотя и ранее их можно было увидеть установленными на катерах типа "Раптор".

Артиллерийская установка 6С21

Совместное российско-индийское предприятие "Брамос" тоже не стоит на месте. Если сравнивать их сегодняшнюю экспозицию с аналогичной на МВМС-2013, сразу же бросается в глаза макет истребителя СУ-30МКИ с авиационной версией ракеты. И это, как выяснил FlotProm, лишь первые шаги по увеличению числа носителей "Брамосов". Предприятие работает над уменьшением массогабаритных характеристик своих изделий для возможности их размещения на самолетах и кораблях малого водоизмещения.

Ракета "Брамос" авиационной версии

Сердце корабля


Активно демонстрировали собственные разработки и двигателестроительные предприятия. Не секрет, что после прекращения поставок в Россию немецких корабельных дизелей фирмы MTU (что, впрочем, не помешало компании выставить свою продукцию на МВМС), в отрасли образовалась свободная ниша, которую стремятся занять российские производители. Петербургский завод "Звезда" торжественно продемонстрировал свой новый двигатель "Пульсар", по словам производителя, отличающийся экономичностью, а также высокими экологическими и ресурсными показателями. Несмотря на заявления представителей "Звезды" о том, что новый дизель станет полноценной заменой немецких аналогов, главнокомандующий ВМФ Виктор Чирков отметил, что "Пульсар" на самом деле был произведен в Австрии.

Дизельный двигатель М150

Уральский дизель, который также подвергся критике Чиркова за нестойкость крышек цилиндров к морской воде, тоже привез в Петербург новинку. Им стал двигатель нового поколения - ДМ-185, которым можно будет оснащать как надводные корабли, в частности корветы, так и подводные лодки. Как выяснил FlotProm в ходе визита на стенд предприятия, к преимуществам созданного в Екатеринбурге дизеля можно отнести солидный заявленный ресурс - 70000 моточасов до капитального ремонта и возможность создания на его основе газовой версии. Интересно, что производитель, в отличии от многих своих конкурентов, предполагает поставлять двигатель не только на российские предприятия судостроения, но и за рубеж.

Дизельный двигатель ДМ-185

Если "Звезда" и "Уральский дизель-моторный завод" выставили на обозрение посетителей салона натурные образцы двигателей, то "Коломенский завод" ограничился презентацией макета своего нового 20-цилиндрового дизеля. Интерес к нему уже проявили и Военно-морской флот и гражданские заказчики. В частности, прорабатывается вариант его использования в проекте плавучей атомной электростанции, головной корпус которой строится на Балтийском заводе в Петербурге. Хотя, как выяснил FlotProm в ходе интервью с главным конструктором Коломенского завода Валерием Рыжовым, направление судовых дизелей не является самым приоритетным для предприятия, специализирующегося в основном на оснащении силовыми установками железнодорожного транcпорта.

Судовой дизельный двигатель Д500 производства Коломенского завода

Судомоделизм от ведущих ПКБ


Конечно, повышенное внимание посетителей Международного военно-морского салона и журналистов было приковано к перспективным проектам кораблей и судов, представляемых в виде макетов российскими проектно-конструкторскими бюро. Для тех, кто не смог посетить недавно прошедшую в подмосковье выставку "Армия-2015", Крыловский научный центр привез модели разработанных в институте авианосца и эсминца в Петербург. Как отметили корреспонденты FlotProm, посетившие стенд проектантов, на борту авианосца планируется размещать самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ). На единственном на данный момент авианесущем крейсере ВМФ "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" разместить подобное самолеты в силу особенностей палубы и большого веса самих самолетов было невозможно.

Новейший авианосец Крыловского научного центра

Версия эскадренного миноносца "Лидер", выставленная крыловцами на МВМС, является экспортной. От того проекта, что демонстрировало ранее Северное ПКБ, разрабатывающее концепт эсминца для российского флота, проект, порожденный специалистами Крыловского ГНЦ существенно отличается. Например, на экспорт предлагается версия с газотурбинной силовой установкой, поставщик которой, после разрыва отношений российского ОПК с украинским предприятием "Зоря-Машпроект", пока неизвестен. Российский флот, с высокой вероятностью, получит корабль с атомной силовой установкой. Новый эсминец, как рассказали на стенде института, уже вызвал интерес у зарубежных заказчиков.

Экспортная версия новейшего российского эсминца проекта 23560Э

Если про вышеописанные проекты известно, наверное, каждому интересующемуся Военно-морским флотом специалисту, то не менее знаменательный проект ЦКБ им.Алексеева так называемой высокоскоростной базовой платформы оказался несправедливо мало освещенным прессой. А между прочим, именно этот проект наиболее точно следует сформировавшимся в мире тенденциям в области военного кораблестроения. Суть его заключается в том, что проектанты предлагают строительство именно базовой платформы, то есть судна, которое может быть оснащено любым оборудованием или вооружением для выполнения той или иной задачи. Больше не надо строить десятки проектов различных назначений, в одних только названиях которых неискушенному человеку легко можно запутаться. В одном корпусе можно строить и патрульный корабль, и спасательное судно, и транспорт снабжения. Преимущества универсальности дополняются высокой скоростью - до 50 узлов, которая достигается за счет применения корпуса с воздушной каверной на днище.

Морская высокоскоростная универсальная базовая платформа с воздушной каверной на днище "КВК-1200"

Другое интересное конструктивное решение представило "Зеленодольское ПКБ". "Русич-1" - малый фрегат с аутригерами-энергетическими модулями, реализующий тримаранную схему обводов корпуса. Преимуществами такого решения называют высокую мореходность и остойчивость, а также возможностью установки достаточно высокой надстройки и мачты, которые ухудшали бы характеристики однокорпусного корабля. Оснащать "Русич" планируется двумя дизель-газотурбинными силовыми установками, размещенными в аутригерах. Характерной особенностью корабля является и расположение винтов: в данном проекте они являются тянущими, а не толкающими, как в большинстве строящихся судов. Впрочем, проектанты не поясняют, сможет ли их тримаран добраться до базы своим ходом в случае выхода из строя одной из силовых установок, а точнее сможет ли рулевое управление корабля компенсировать вращение, которое неизбежно будет возникать при использовании для движения лишь одного винта.

Малый фрегат с аутригерами-энергетическими модулями "Русич-1", "Зеленодольское ПКБ"

Более традиционный проект зеленодольцев - речной артиллерийский катер проекта 12130МЭ - является модернизацией уже существующего корабля, несущего дежурство в составе Амурского дивизиона пограничных кораблей. Из старого проекта пропало кормовое орудие, зато появился беспилотный летательный аппарат и быстроходная лодка, размещенная как раз в кормовой части катера. Переработана была и система охлаждения двигателей корабля. Она была заменена на трехконтурную для обеспечения более стабильной работы в мутной речной воде.

Речной артиллерийский катер проекта 12130МЭ

В понимании широкой общественности, в поле зрения которой несколько лет маячили "Мистрали", вертолетоносец - это огромный морской корабль с авиапарком в полтора десятка вертолетов и ангаром для десантных катеров. Петербургская судостроительная фирма "Алмаз" решила пойти вопреки общественному мнению и доказать, что вертолетоносцем может быть и небольшой корабль. На МВМС компания представила макет нового многоцелевого катера, несущего на борту два вертолета, 200 человек десанта или военную технику. При этом, в отличии от тихоходных "Мистралей", за счет подводных крыльев "Калан" развивает скорость до 50 узлов.

Многоцелевой катер "Калан"

На акватории


Если представленные макеты перспективных кораблей - это будущее флота, то его настоящее демонстрировалось на акватории МВМС. В 2015 году боевых кораблей в Петербург пришло гораздо меньше ожидаемого количества. Не было обещанных современных фрегатов проектов 22350 и 11356, не порадовали визитом и корабли зарубежных ВМС. Тем не менее, посетителям выставки было на что взглянуть. По мнению редакции FlotProm, наибольший интерес среди пришедших на выставку кораблей представляет тральщик с корпусом из композитных материалов проекта 12700 "Александр Обухов". Представители "Средне-Невского судостроительного завода", где был построен корабль, рассказали, что тральщик в ближайшее время приступит к заводским ходовым испытаниям и в 2015 году его передадут в состав Военно-морского флота. Такие корабли планируют строить большой серией, поэтому крайне интересно взглянуть, как будут выглядеть минно-тральные силы России будущего.

Базовый тральщик проекта 12700 "Александр Обухов", МВМС-2015

Не менее значимым экспонатом представляется модульный катер проекта 23370 "СМК-2098", преимущество которого состоит в беспрецедентной универсальности. В зависимости от необходимости выполнения той или иной задачи, катер может оснащаться соответствующим оборудованием в контейнерном исполнении. Используя платформу катера, можно решать задачи водолазных спусков, поиска и обследования, подготовки к судоподъему, обследования участков на предмет наличия подводных объектов. Само судно, как уже упоминалось, реализует принцип модульной конструкции корпуса, что позволяет завершать его сборку непосредственно в регионе базирования и исключает проблемы с транспортировкой.

Многофункциональный модульный катер СМК-2098

Впервые представляется широкой общественности и десантный катер "Денис Давыдов" проекта "Дюгонь". Напомним, что именно такие катера, предназначенные для транспортировки бронетехники и личного состава, рассматривались в качестве варианта для размещения на борту вертолетоносцев типа "Мистраль", которые до сих пор простаивают на французской верфи. Названия "Дюгоням" решением Главкома ВМФ присваиваются в честь офицеров Гвардейского морского экипажа, отличившихся в годы Отечественной войны 1812 года. Кстати, в рамках МВМС "Денис Давыдов" был принят в состав ВМФ России.

Десантный катер "Денис Давыдов"

Торжественно поднимали Андреевский флаг в присутствии участников салона и на третьей подводной лодке проекта 636.3 "Старый Оскол". Еще три таких корабля строится на "Адмиралтейских верфях" в Санкт-Петербурге. Вся серия предназначена для усиления боеготовности Черноморского флота, который получил возможность развития после интеграции полуострова Крым в состав Российской Федерации. Подлодки 636 проекта отличаются от своих предшественников современным торпедным вооружением, крылатыми ракетами с дальностью до полутора тысяч километров, а также крайне высокими показателями скрытности.

ДЭПЛ "Старый Оскол"

Международное партнерство


Как отметил главнокомандующий ВМФ России Виктор Чирков, на МВМС в 2015 году приехало много иностранных делегаций, которые живо интересовались представленной экспозицией и проводили переговоры с представителями российских оборонных предприятий. Так что, несмотря на политическую обстановку, своих покупателей в сфере военно-технического сотрудничества Россия не потеряла. А вот с "продавцами" все оказалось гораздо хуже. Зарубежных компаний, представивших свою продукцию на салоне, можно было пересчитать на пальцах. Представителям многих из них, как выяснил FlotProm, строго запретили общаться с российскими журналистами. От комментариев о представленной продукции категорически отказались, например, сотрудники немецкой фирмы MTU, ранее поставивших в весьма неловкое положение российских судостроителей в связи с прекращением поставок в Россию корабельных двигателей. Осталась загадкой и цель их визита на МВМС: то ли MTU стремится удержаться на российском рынке в сфере гражданского судостроения, то ли планирует все же возобновить поставки дизелей для Военно-морского флота.

Двигатель MTU 1163-04

Международный военно-морской салон прошел в Санкт-Петербурге уже в седьмой раз. Все время его проведение FlotProm внимательно следил за ходом выставки, происходивших в рамках нее событиях, публиковал заявления официальных лиц и освещал новинки продукции предприятий морского ВПК. Для удобства читателей все новости салона были собраны в единую категорию "МВМС", в которой размещены более 100 новостей. Для желающих кратко ознакомится с экспозицией выставки, завершившей свою работу в воскресенье, 5 июля, портал представляет видео- и фоторепортажи.