Авторизация

Логин:
Пароль:



Молнии







Каталог морского ВПК

Из морского бизнес-каталога: предприятие №3265: «Русское общество специализированного оружия»; товар/услуга №18094: Интерферометрический гидролокатор бокового обзора.


Поиск


Чего боятся российские кораблестроители во время финансового кризиса
Тема: Промышленность, Статьи

Колебания валютных курсов, отсутствие заказов и нехватка кадров - вот главные факторы риска, которые учитывают в своей деятельности крупнейшие российские предприятия морского ВПК. К такому выводу пришел FlotProm, проанализировав годовые и квартальные отчеты десяти предприятий и узнав, чего еще боятся промышленники.

В конце 2014 года российские верфи, по словам их представителей, еще не успели ощутить на себе влияние резко ослабшего рубля. Спустя полгода FlotProm решил вернуться к теме финансовой стабильности предприятий, но на этот раз обратился не к словам PR-департаментов, а к документам, которые составляются для акционеров и инвесторов судостроительной отрасли.

АО "Адмиралтейские верфи"


Судостроительное предприятие "Адмиралтейские верфи", Санкт-Петербург
Судостроительное предприятие "Адмиралтейские верфи", Санкт-Петербург
Центральный Военно-Морской Портал, Сергей Северин

На петербургском предприятии, являющимся производителем современных дизель-электрических подводных лодок, считают, что условия, в которых функционирует судостроительная отрасль, не подвержены неожиданным и резким изменениям. При этом, в качестве финансового риска "Адмиралтейские верфи" рассматривают не рост, а снижение валютного курса, способное привести к недополучению прибыли по экспортным контрактам. Тем не менее, в годовом отчете упоминаются возможные проблемы, связанные с закупкой иностранных комплектующих для производства техники.
За рассматриваемый период в стране сложилась сложная экономическая ситуация, в том числе под воздействием целой группы внешних факторов, включая снижение цены на нефть и введение санкций против России. Сложившаяся ситуация накладывает отпечаток на работу Общества. Это связано, в первую очередь, с ростом цен на поставки и услуги монополистов, наличием большой доли импортных комплектующих для продукции гражданского назначения, что в конечном итоге может отразиться на объеме продаж.
(Из годового отчета АО "Адмиралтейские верфи")

ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь"


Цех "Северной верфи"
Цех "Северной верфи"
Центральный Военно-Морской Портал, Сергей Северин

В квартальном отчете "Северной верфи", производящей для нужд ВМФ надводные корабли класса корвет и фрегат, также фигурируют сведения о возможном влиянии колебаний курсов валют на выполнение работ по международным контрактам. Много внимание уделено и финансовому положению судостроительной отрасли, сложностям в привлечении инвестиций.
Одной из основных проблем отечественного судостроения являются сложности с привлечением инвестиций в постройку судов, вызываемые существенными отличиями судостроения от других отраслей промышленности, а именно высокой долей импортного оборудования для гражданских судов и кораблей по линии ВТС, а, следовательно, большой потребностью в валюте на сравнительно длительный период времени от 6 до 24 месяцев.

...Указанные отличительные особенности судостроительного производства требуют больших объемов и длительных сроков финансирования, что сложно сегодня обеспечить в России из-за отсутствия у предприятий оборотных средств, а у судовладельцев – средств для строительства судов, высокой стоимости кредитных российских денег и сложности получения верфями гарантий под западные относительно дешевые кредиты.
(Из квартального отчета ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь")

ОАО "Судостроительная фирма "Алмаз"


Судостроительная фирма "Алмаз"
Судостроительная фирма "Алмаз"
Центральный Военно-Морской Портал, Степан Яцко

О проблемах с рентабельностью заказов еще одной петербургской верфи, которая строит суда вспомогательного флота для ВМФ и сторожевые корабли по заказу ФСБ, в прессе писали еще в начале года. Информацию о влиянии подорожавших импортных комплектующих на финансовое положение предприятия подтверждает и квартальный отчет "Алмаза".
Значительный рост курса евро и доллара США по отношению к рублю, наблюдаемый в 2014 году, приведет к значительному удорожанию импортных закупок и сокращению прибыли организации. Следствием ослабления рубля будет ускорение инфляции, что также негативно скажется на финансовом результате деятельности фирмы, так как долгосрочные государственные контракты заключены по фиксированным ценам.
(Из квартального отчета ОАО "Судостроительная фирма "Алмаз")

ОАО "ПО "Севмаш"


ОАО "ПО "Севмаш"
ОАО "ПО "Севмаш"

Северодвинские корабелы, в настоящее время плотно загруженные заказами на строительство стратегических и многоцелевых атомных подводных лодок, больше всего опасаются сокращения объемов финансирования строительства кораблей со стороны государства, как это уже происходило в период с 1996 по 1999 года. Годовой отчет предприятия свидетельствует и о том, что зависимость производства от украинских контрагентов на конец 2014 еще не была ликвидирована. В апреле 2015 года в интервью FlotProm генеральный директор северодвинской верфи заявил, что "вопрос импортозамещения перед "Севмашем" не стоит".
В качестве основных факторов риска, способных повлиять на ухудшение состояния общества, можно выделить следующие:
- риск сокращения объемов финансирования Государственного оборонного заказа;
- риск недостаточного обеспечения производства квалифицированным персоналом, требующимся для выполнения заключенных с Минобороны России контрактов;
- риск, связанный со значительным износом основных производственных фондов;
- риск не возврата денежных средств, "замороженных" на валютных счетах в связи с нестабильной политической и экономической ситуацией сложившейся на Украине;
- риск несвоевременного исполнения, имеющихся перед обществом обязательств по поставке продукции (работ и услуг) контрагентов, расположенных на Украине.
(Из годового отчета ОАО "ПО "Севмаш")

АО "Центр судоремонта "Звездочка"


Центр судоремонта "Звездочка"
Центр судоремонта "Звездочка"
Центральный Военно-Морской Портал, Сергей Северин

Аналогичные риски в своей деятельности рассматривают и судоремонтники с северодвинской "Звездочки". В их случае к возможным проблемам добавляется нехватка квалифицированных кадров. В соответствии с годовым отчетом, на начало 2015 года на заводе работало 15100 человек.
В качестве основных факторов риска, способных повлиять на состояние Общества можно назвать:
- сокращение объемов государственной программы вооружений МО РФ, исходя из сформированной программы деятельности на среднесрочную перспективу основная загрузка предприятия приходится на долю работ в сфере ГОЗ;
- риск недостаточного обеспечения производства квалифицированным персоналом, требующимся для выполнения заключенных с Минобороны России контрактов;
- риск, связанный со значительным износом основных производственных фондов;
- конкуренция в сфере деятельности Общества;
- судебное производство.
(Из годового отчета АО "Центр судоремонта "Звездочка")

ОАО "Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь"


Фрегат проекта 11356 на территории Прибалтийского судостроительного завода "Янтарь"
Фрегат проекта 11356 на территории Прибалтийского судостроительного завода "Янтарь"

На калининградском "Янтаре", где строятся фрегаты, большие десантные корабли и океанографические суда по заказу ВМФ России, считают, что делать ставку только на военное кораблестроение небезопасно. Кроме того, в качестве риска в квартальном отчете завода рассматриваются колебания курса американского доллара.
Дисбаланс между оборонными заказами и заказами с коммерческого рынка является основным отраслевым риском ОАО "ПСЗ "Янтарь". Практически полная концентрация на одном заказчике в лице Министерства обороны РФ означает невысокую устойчивость рыночной позиции Общества. Оптимальным уровнем распределения пакета заказов между целевыми рынками на ближайшие 3-5 лет является 70/30 в пользу ГОЗ.ВТС/коммерческая продукция.

Колебания курса доллара США оказывают существенное влияние на формирование финансового результата предприятия. В целях снижения негативного влияния валютных рисков ОАО "ПСЗ "Янтарь" привлекает кредитные ресурсы для исполнения экспортного контракта в той же валюте, что и валюта расчетов по контракту с инозаказчиком.
(Из квартального отчета ОАО "Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь")

ОАО "33 судоремонтный завод"


33 судоремонтный завод
33 судоремонтный завод

В соседнем Балтийске, где ремонтируют боевые корабли БФ, считают, что последние 15 лет судостроительная промышленность переживает кризис. В годовом отчете приводятся цифры, согласно которым на конец 2014 года загрузка производственных мощностей по отрасли в целом составляет не более 30%. Кроме того, на деятельность судоремонтников оказывает существенное влияние колебание валютных курсов.
Финансово-хозяйственная деятельность эмитента подвержена рискам, связанным с изменением процентных ставок на кредитные ресурсы и курсов валют. Поскольку ОАО "33 судоремонтный завод" осуществляет дорогостоящие и долгосрочные проекты, даже незначительные колебания курсов валют могут привести планово прибыльный заказ к убыточному.

Особенности географического положения предприятия в "анклавном" регионе способствует возникновению рисков, связанных с ростом стоимости транcпортно-заготовительных расходов при транзите грузов через территории прилегающих иностранных государств (Польша, Литва), длительными сроками таможенного оформления, длительными перевозками грузов.
(Из годового отчета ОАО "33 судоремонтный завод")

ОАО "Амурский судостроительный завод"


Корвет проекта 20380 в цеху Амурского судостроительного завода
Корвет проекта 20380 в цеху Амурского судостроительного завода

Квартальный отчет дальневосточных судостроителей раскрывает целый букет проблем, характерных для отрасли в целом. В качестве рисков корабелы из Комсомольска-на-Амуре приводят снижение финансирования, монополию поставщиков комплектующих, недостаток квалифицированных кадров на рынке труда, а также ряд сложностей, связанных с географическим расположением предприятия.
На внутреннем рынке наиболее значимыми возможными изменениями в отрасли, по мнению эмитента, являются:
- повышение цен на продукцию, связанное с ростом стоимости энергоресурсов и транспортных тарифов;
- монополия основных поставщиков сырья, материалов и комплектующих;
- снижение объемов финансирования со стороны Минобороны России, заказов на производство, ремонт и модернизацию военной техники.

Недостаточное количество и недостаточная квалификация персонала. Многие профессионально-технические учебные заведения прекратили свое существование, утеряна преемственность поколений и отлаженная схема передачи опыта начинающим специалистам. Кроме того, существует проблема миграции населения с Дальнего Востока в Западные регионы страны. Поэтому предприятию приходится привлекать специалистов других судостроительных компаний из разных регионов.

Отсутствие в регионе поставщиков-производителей материалов и судового оборудования. Это ведет к увеличению затрат на доставку к месту строительства по причине повышения тарифов транспортными компаниями.
(Из квартального отчета ОАО "Амурский судостроительный завод")

АО "Судостроительный завод "Вымпел"


Строительство кораблей на заводе "Вымпел"
Строительство кораблей на заводе "Вымпел"
АО "ССЗ "Вымпел"

Рыбинские судостроители, рассматривая в рамках квартального отчета риски своего бизнеса, приводят в качестве возможных проблем недостаточность объемов государственного и коммерческого заказа, монополию поставщиков судового оборудования и высокую конкуренцию, сложившуюся сегодня на рынке судостроения. Уделено внимание в документе и нестабильности валютных курсов.
Эмитент - ОАО "Судостроительный завод "Вымпел" при осуществлении своей производственной деятельности сталкивается с финансовыми рисками, в первую очередь, валютными, ценовыми, кредитными и рисками ликвидности. Валютные риски связаны с колебаниями курса рубля по отношению к доллару США и Евро. В конце 2014 года произошло резкое ослабление рубля. Учитывая, что для комплектации производимых в рамках Гособоронзаказа катеров используется импортное оборудование, падение курса рубля привело к незапланированному росту себестоимости катеров.
(Из квартального отчета АО "Судостроительный завод "Вымпел")

ОАО "Звезда"


Двигатель ОАО "Звезда"
Двигатель ОАО "Звезда"
FlotProm, Виктор Сухоруков

В меньшей степени отразились финансовые перемены на деятельности производителя судовых двигателей ОАО "Звезда". Петербургские дизелисты в квартальном отчете указывают, что даже при росте цен на сырье компания сохранит рентабельность своих заказов.
Существенно не скажется на деятельности предприятия возможное изменение цен на сырье и энергетические ресурсы. При соответствующем росте цен на сырьевые ресурсы, повышение цен на производимую продукцию сохраняет резерв для ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.

Риск изменения валютного курса связан со снижением цены экспортной продукции в рублевом эквиваленте в случае снижения курса доллара. Средневзвешенная рентабельность продукции по экспортным контрактам составляет 15%.
(Из квартального отчета ОАО "Звезда")
Ранее FlotProm провел серию интервью о проблемах и перспективах российского судостроения с руководителями ключевых предприятий отрасли, таких как "Севмаш", "Коломенский завод", "Средне-Невский судостроительный завод", "Пелла", "Балтийский завод", "Кронштадтский Морской завод", "Вымпел" и "Тетис-Про".