Авторизация

Логин:
Пароль:

Молнии







Каталог морского ВПК

Из морского бизнес-каталога: предприятие №3510: «Квадрат СГ»; товар/услуга №18094: Интерферометрический гидролокатор бокового обзора.


Поиск


Интервью с замгендиректора завода "Пелла" Ильей Вайсманом: Мы построили новую верфь в России
Тема: Промышленность, Статьи

В России, несмотря на активное развитие судостроительной отрасли, новые производства возводятся не так уж часто. Корреспондент FlotProm побывал на недавно построенной производственной площадке Ленинградского судостроительного завода "Пелла" и побеседовал с заместителем генерального директора по перспективному развитию предприятия Ильей Вайсманом о том, как создавалась на внебюджетные средства новая верфь, какие проблемы наиболее остро влияют сегодня на производство морской техники и как помогают в их преодолении федеральные и региональные власти.

Илья Львович, как прошел минувший календарный год для "Пеллы", какие проекты были реализованы за этот период?

Год результативный - в соответствии с планом развития завода. В дополнение к существующим мощностям (на территории в 13 гектар) завершено строительство основных объектов нового судостроительного комплекса - на новой площадке размером в 20 гектар в 3 километрах ниже по течению Невы. Новая площадка позволит дополнительно строить ежегодно по 8-10 морских судов длиной до 110 метров с осадкой до 6 метров. На новых мощностях уже осуществлена закладка 6 единиц судов, в том числе арктического класса.

Илья Львович Вайсман, заместитель генерального директора по перспективному развитию

Какие суда сегодня строятся по заказу Минобороны и ВМФ на "Пелле"?

Для Военно-морского флота, как и для любого другого ведомства страны, мы создаем современный вспомогательный флот для обслуживания соединений кораблей и судов в море и в морских портах. Это буксиры-спасатели, бункеровщики, обстановочные и аварийные суда, и другие многофункциональные суда.
Существующий технический флот давно устарел и современные высокоманевренные суда перечисленных типов теперь нужны всем морским регионам страны, в том числе арктического класса.
Правильно ли я понимаю, что катера "Раптор" - это первые патрульные катера, построенные на "Пелле"? Планируется ли организовать строительство боевых кораблей других проектов для Военно-морского флота на предприятии?

С 2014 года на "Пелле" серийно строятся скоростные патрульные катера типа "Раптор", предназначенные для патрулирования акваторий прибрежных районов. Планируем и модификации "Раптора" - для медицинских целей, а также вариант с более комфортабельным салоном. Если говорить о других проектах отмечу, что основная продукция завода - суда технического и исследовательского флота - может быть использованы различными ведомствами для обслуживания новых морских портов, сооружений и соединений кораблей в Арктике, для гидрографических исследований на континентальном шельфе и других целей.
Характеристики катеров типа "Раптор" (нажмите для просмотра)
Катера типа "Раптор" предназначены для доставки в район проведения операции личного состава с обеспечением максимально возможной быстроты при высадке и посадке группы, несения дежурства в назначенных районах, перехвата и задержания малых целей, спасения людей на водах. Район плавания - прибрежная зона морей, проливы, устья рек в свободный ото льда навигационный период в светлое и тёмное время суток с удалением от места убежища до 100 миль.

Одной из особенностей катеров проекта "Раптор" является их способность двигаться на любых курсовых углах при волнении до 5 баллов включительно на скорости 20 узлов при высоте волны 4,5 метра, и на скорости 28 узлов при высоте волны 2,5 метра.

Главные размерения: длина наибольшая - около 17 метров, ширина наибольшая - около 4 метров, высота фиксированная - около 3,5 метров, осадка - около 0,9 метра, экипаж - 2 человека, спецперсонал - 22 человека, максимальная скорость хода - около 50 узлов, суммарная мощность - 2000 л.с.

В качестве броневой защиты применяются бронепанели классов "5" и "5а", а также иллюминаторы с пулестойким стеклом толщиной 39 мм. На вооружении катера имеется дистанционно управляемый комплекс с гиростабилизированным оптико-электронным модулем (ГОЭМ): калибр - 14,5 мм; дальность обнаружения цели - 3000 метров; прицельная дальность стрельбы - 2000 метров. Также на борту смонтировано два пулемета 6П41 "Печенег" калибра 7,62 мм на вертлюжных установках.
Проект катеров "Раптор" будет реализовываться только для нужд ВМФ России или планируется экспортный вариант?

Мы начали изучение возможности экспорта этих скоростных катеров из алюминиевых сплавов, но пока идет этап переговоров.

"Раптор" изначально делался по заказу флота или был создан конструкторами "Пеллы" в инициативном порядке?

Службы завода тщательно изучают рынок и его потребности. Увидели, что необходимость в данной категории скоростных судов существует - и вышли с инициативой. Ее одобрили, завод быстро разработал свой собственный проект катера, изготовил и испытал головной образец, который понравился заказчикам.

Ленинградский судостроительный завод "Пелла"

Какие перспективные гражданские проекты сегодня реализовываются на "Пелле"?

Перспективным является направление совершенствования линейки буксиров-спасателей и других мощных судов технического флота арктического класса - для обеспечения устойчивого функционирования Северного морского пути и обустройства новых портов на Севере. Кроме того, завод "Пелла" намерен с 2015 года приступить к серийному строительству современных судов для обновления устаревшего рыбопромыслового флота России - научно-исследовательских (НИС) для НИИ Росрыболовства, траулеров и судов ярусного лова, в том числе и для работы в Арктике.
В третьем квартале 2015 года головное научно-промысловое ресурсосберегающее судно ярусного лова, построенное "Пеллой", должно выйти в Баренцево море для проведения промысловых испытаний и выполнения утвержденной программы исследований недоиспользуемых биоресурсов в регионе, которые выполняются с непосредственным участием ученых институтов Росрыболовства - ВНИРО и ПИНРО.
Ленинградский судостроительный завод "Пелла"

Сегодня буксиры производства "Пеллы" работают по всей России. Их используют и в гражданских портах и на военно-морских базах. Чем обусловлена их популярность и чем они отличаются от продукции конкурентов?

Прежде всего, это высокий технический уровень и автоматизированная система управления судами - в соответствии с мировыми стандартами. Весь типоряд буксиров конкурентоспособен по цене, качеству и сроку изготовления, который составляет 12 - 14 месяцев. Завод предоставляет заказчику гарантию на 5 лет по каждому построенному судну, осуществляет сервисное обслуживание своей продукции в течение ее жизненного цикла. Отсюда - популярность продукции и постоянное стремление к развитию предприятия. Каждый год прирост продукции завода в натуральном и стоимостном выражении составляет 15-20%.

В России у "Пеллы" есть конкуренты? Или вы конкурируете именно с зарубежными судостроителями?

В основном, конечно, с зарубежными. Российские производители не всегда дают гарантию на свои суда. Кроме того, высокий уровень автоматизации управления на судах завода "Пелла" позволяет сократить численность экипажа - не менее чем в полтора раза. Зачем же заказчику тратить больше средств на содержание и ремонт судна в период его эксплуатации?

Расскажите о цикле производства судов на примере одного из ваших буксиров. Сколько по времени занимает каждый из этапов строительства, испытаний?

Цикл строительства занимает от 12 до 14 месяцев. Первый этап, занимающий до 4 месяцев - конструкторско-технологическая, материально-техническая, финансовая и кадровая подготовка производства. Затем до 6 месяцев занимает строительство корпуса судна и его насыщение оборудованием. Еще около 4 месяцев - достройка, испытания и сдача заказчику. Отмечу, что у предприятия есть собственное конструкторское бюро, которое разрабатывает рабочую документацию и ведет авторский надзор по всем проектам. При выборе и разработке концепт-проектов новых современных высокотехнологичных судов завод поддерживает многолетние и тесные связи с рядом ведущих мировых конструкторских бюро.

Строительство судов на "Пелле"

Как обеспечивается обслуживание судов, построенных на "Пелле", на этапе эксплуатации заказчиком? Где они ремонтируются?

На заводе действует служба гарантийного обслуживания. Сейчас ведется работа по открытию филиалов службы гарантийного обслуживания непосредственно в четырех основных морских регионах России.

Если говорить об актуальной сегодня проблеме импортозамещения, планирует ли "Пелла" в будущем полностью переходить на отечественные комплектующие?

У нас давние, сложившиеся отношения с поставщиками судовых комплектующих изделий. Отечественные поставщики предпринимают усилия, чтобы в ближайшие годы достичь конкурентоспособного уровня по цене и надежности своего оборудования, в том числе за счет закупок и освоения лицензий. В данный момент у нас сохранены все деловые контакты с зарубежными партнерами - поставщиками комплектующих изделий на суда технического и рыбопромыслового флота.

Монтаж оборудования

Какими двигателями комплектуются ваши суда?

Применяются различные варианты двигателей - "Caterpillar", "MAK", "Cummins", движители - "Rolls-Royce", и другие хорошо известные фирмы. В принципе, все оборудование, которое будет установлено на строящихся судах, выбираем вместе - завод и заказчик, учитывая требования надежной эксплуатации судна в предполагаемом регионе его эксплуатации.

Рассматривался ли вариант установки отечественных двигателей?

Пока наши заказчики не предусматривают вариант применения отечественных двигателей.

И все-таки, планируется ли в будущем переход полностью на отечественные комплектующие для строительства судов?

Полностью вряд ли получится, во всяком случае не скоро, надо добиться хотя бы 50% локализации. К примеру, на рыбопромысловых судах все специальное оборудование для добычи и обработки рыбы закупается за рубежом - в Норвегии, Германии, Испании и других странах. Создать производство такого высокотехнологичного оборудования в России, конкурентоспособного по цене и качеству, быстро не получится. Это очень серьезный и длительный процесс.
Можно и нужно осваивать в России по соответствующим лицензиям производство современных изделий судового машиностроения – двигателей, дизель-генераторов, рулевых устройств, шпилей, брашпилей, кранового оборудования, насосов и тому подобного. Почему надежные отечественные изделия за эти годы не появились?
Тут уместно привести свежую информацию, размещенную 12 мая текущего года на сайте Минпромторга России: "Министерство промышленности и торговли России планирует к 2020 году снизить зависимость страны от поставок иностранных судов до 30% и организовать на территории страны производство судовых двигателей и палубного оборудования мирового уровня". Министерство ставит задачу в течение ближайших пяти лет коренным образом изменить ситуацию в российском судостроении и перейти к локализации и созданию производств всех типов судов на территории России. Вот о постановке такой серьезной задачи заявил Минпромторг России. Как говорят - Господь навстречу! Но очень важно, чтобы уже в ближайшие месяцы был определен, с активным участием Минэкономразвития России и Минфина России, конкретный механизм реализации первоочередных работ по данной программе импортозамещения. В том числе, определен порядок, стимулирующий приобретение соответствующих лицензий и их доработку, привлечение инвестиций, необходимых для создания современных мощностей машиностроения по изготовлению новой высокотехнологичной продукции в России, подбор и обучение персонала новых производств. Все это нужно делать с учетом мирового опыта решения таких задач в быстроразвивающихся странах - в Китае, Сингапуре, Бразилии.

Ленинградский судостроительный завод "Пелла"

На ваш взгляд - эти страны надо рассматривать в качестве примера грамотного выбора промышленного пути?

Меры государственной поддержки стремительного развития судостроения Китая, опыт организации производства морской техники для освоения месторождений континентального шельфа в Бразилии известны всем. Сингапур не менее знаменит тем, что, не имея ни собственной нефти, ни газа, построил у себя великолепный по оснащенности и громадному объему грузооборота морской порт, а также суперсовременные нефтехимические перерабатывающие заводы, где производят высокомолекулярные соединения, лучшие в Азии. И к ним в знаменитый морской порт везут в больших объемах и нефть и газ, и другие углеводороды, чтобы в Сингапуре произвести из этого привозного сырья высокотехнологичную и дорогостоящую продукцию.

Как решается кадровый вопрос на "Пелле"? Что предлагает предприятие сотрудникам, помимо непосредственно оплаты?

Если вкратце - ведется постоянная активная работа по взаимодействию с профессиональными училищами, колледжами и ВУЗами. На обучение, подготовку и переподготовку рабочих и специалистов выделяются необходимые средства. Реализуется ежегодная программа по выделению жилья в заводских гостиницах-общежитиях, начата программа строительства семейного жилья - квартир для работников завода.

Работа на корпусе судна

О новой площадки "Пеллы". Расскажите, каково это - запускать производство на совершенно пустом, неподготовленном участке земли? С какими трудностями пришлось столкнуться? Ну и главное - какие проекты теперь будут реализоваться на новой площадке, а какие останутся на старой?
Новая площадка - это социально-значимый проект дальнейшего развития завода, по которому создаётся 1200 высокотехнологичных рабочих мест. В строительство инвестировано 3,4 млрд рублей собственных и заемных внебюджетных средств. Объемы дополнительного выпуска продукции на новой площадке составят 10 млрд рублей в год.
Трудности у любого нового строительства хорошо известны. Это, прежде всего, длительные сроки получения многочисленных разрешений - на выделение земельного участка, на строительство новых объектов, на подключение к энергосетям, на устройство дорог. Но при поддержке местных, региональных и федеральных органов власти удается эти трудности терпеливо преодолевать. Системный инвестиционный проект развития завода поддерживают Губернатор Ленинградской области и "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" (АСИ, г. Москва и его представительство в СЗФО). Мощности нового комплекса позволяют строить морские суда длиной до 110 метров и осадкой до 6 метров. На старой площадке мы будем продолжать строить суда с осадкой не более 4 метров и длиной до 50 метров, в связи с существованием порогов на фарватере Невы в этом районе.

Судостроительные мощности завода "Пелла". Две площадки разделены Ивановскими порогами на реке Нева.

На мой взгляд, такой проект, реализованный на собственные средства завода, для российского судостроения - уникальный случай. Илья Львович, поделитесь опытом, что нужно сделать для воплощения в жизнь такого замысла?

Действительно, это крупный инициативный проект, который реализуется на внебюджетные деньги - за счет акционеров. Лидер проекта – руководитель предприятия Герберт Робертович Цатуров работает здесь уже 40 лет, из которых 30 лет – генеральным директором. Все последние годы завод не только решал текущие задачи, но и реализовывал проекты развития и модернизации существующих мощностей для ежегодного освоения производства двух-трех новых типов современных морских судов. Для этого специалисты и руководители завода эффективно взаимодействуют - с научными организациями, с проектантами судов, с ведомствами и компаниями - заказчиками. За прошедшие годы удалось сформировать команду специалистов и высококвалифицированных рабочих.
Акционеры завода – специалисты и рабочие - поддерживают предложение генерального директора направлять ежегодно не менее 80 - 85% чистой годовой прибыли завода на развитие мощностей. Модернизация мощностей позволила за последние 6 лет увеличить выпуск с 4-5 единиц до 14 морских судов технического флота в год. Теперь ежегодно у коллектива завода 14 дополнительных рабочих праздников – когда спускаются на воду новые морские суда, взмывают воздушные шары, играет музыка.
Проект строительства нового судостроительного комплекса на новой территории с установкой самого современного технологического оборудования и судоспускового устройства был тщательно проработан лидером проекта и ведущими специалистами завода. В результате в 3 квартале 2015 года завершается создание этого комплекса, представляющего так называемую "компакт–верфь". В главном блоке цехов под одной крышей расположены все основные цеха верфи, которые представляют единый неразрывный производственный блок. Здесь можно формировать одновременно не менее четырех судов длиной до 110 метров одновременно, насыщать их оборудованием и затем готовые корпуса судов продвигать по выездным путям на большую стапельную площадку - с помощью специального судопоезда грузоподъемностью до 3000 тонн.

По расчету, на новой площадке можно за один год построить и спустить на воду 8 единиц судов длиной до 110 метров. Судов длиной 70 метров можно за год построить до 12 единиц. Схема компакт-верфи позволяет существенно сократить временные затраты на логистику – предусмотрено прямолинейное непрерывное движение металла и конструкций судна, никаких лишний переездов деталей из цеха в цех нет. Освоение проектных мощностей нового судостроительного комплекса позволит заводу продолжить увеличение объемов выпуска продукции, которое традиционно составляет не менее 15% в год. Это значит, что за 5 лет с 2013 по 2018 год выпуск продукции заводом "Пелла" увеличится в 3 раза.

Новая площадка завода "Пелла"

Значит, ваш пример показывает, что российской промышленности не хватает всего лишь грамотного управления?
Промышленности России была поставлена задача увеличить за 10 лет объемы производства в два раза - в срок до 2020 года. Этот рубеж завод "Пелла" уже освоил - за 4 года.
Успешная практика ряда заводов в России показывают, что при внимательном отношении к вопросам комплексной подготовки и развития производства, к обучению и переподготовке персонала, можно существенно увеличивать ежегодный выпуск продукции, делать современную, высокотехнологичную продукцию. И при этом давать заказчикам гарантии на 5 лет и брать на себя сервисное обслуживание изделий, в соответствии с мировой практикой. Опыт завода "Пелла" подтверждает, что главным условием для успешного решения сложных задач развития промышленного предприятия в современных условиях является наличие профессиональной команды - руководителей, специалистов и высококвалифицированных рабочих.

Какие проблемы вы можете отметить в целом у судостроительной отрасли России?
Существуют проблемы не только у отрасли и заводов – производителей гражданских морских судов, но и у наших потенциальных заказчиков-судовладельцев. Проблемы заказчиков, если они не решены, это и наши проблемы. Мы заинтересованы в том, чтобы заказчик эти проблемы с помощью соответствующих органов власти решил и пришел к нам с заказом на постройку судов. Всем известно, что существует серьезная потребность в новых судах для обновления устаревшего российского флота - и технического, и научно-исследовательского, и транспортного и рыбопромыслового. Но нужно, наконец, создать нормальные экономические условия, равные по налогам, по кредитам, по залогам условиям работы большинства зарубежных верфей, чтоб эта потребность была реализована путем строительства морских судов в России, а не за рубежом! Нельзя перегружать производство морских гражданских судов в России избыточными налогами, таможенными пошлинами, нужно обязательно снизить процентные ставки по кредитам на строительство и лизинг судов. Они должны быть в итоге не более 6% в год. Если образно сравнить с бегунами наши и зарубежные верфи, то наши почему-то должны бежать по дистанции с 25-килограммовым рюкзачком за спиной.
Завод "Пелла"

Упомянутое вами сервисное обслуживание построенных судов - тоже следование мировым тенденциям?

Да, это гарантии на 5 лет и сервисное обслуживание на весь жизненный цикл судна. Чтобы любое судно, попавшее в ситуацию, требующую гарантийного вмешательства, имело возможность быстро получить необходимую помощь. Это и репутация - завод "Пелла" является членом лондонского клуба компаний - строителей буксиров.

Если есть системные проблемы во взаимодействии государства и промышленности, наверняка есть и более локальные. Как "Пелла" взаимодействовала с властью при создании новой площадки?

Александр Юрьевич Дрозденко, губернатор Ленинградской области, рассмотрел и подписал в июле 2013 года договор с заводом "Пелла" о предоставлении мер государственной поддержки данного инвестиционного проекта. Администрация области, Кировского района и города Отрадное реально помогает заводу в решении ряда вопросов по выделению земельного участка для развития, устройству дорог, присоединению к электросетям.

Но есть вопросы, которые надо не только на региональном уровне решать, но и на федеральном. По поручению Президента страны, "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" отбирает по результатам экспертизы самые важные для России инвестиционные системные проекты, которые решают не только свои местные задачи, но и показывают, как аналогичные задачи нужно решать в сжатые сроки. Как преодолевать административные барьеры, как взаимодействовать с министерствами, ведомствами и надзорными органами, с которыми связан завод, чтобы они тоже перестраивались и профессионально помогали двигаться вперед и промышленности и государству. После ряда экспертиз Наблюдательным советом АСИ во главе с Владимиром Путиным был одобрен и наш проект. Это было в ноябре 2013 года. Проект был назван "Создание нового судостроительного комплекса для организации производства современных ресурсосберегающих рыбопромысловых судов в России".

Судостроительная площадка

Под ресурсосберегающим рыбопромысловым судном понимается судно ярусного лова?
Все современные рыбопромысловые суда должны быть ресурсосберегающими. По своим характеристикам они должны обеспечивать соблюдение требований охраны окружающей среды, должны тратить меньше топлива на 1 тонну добытой рыбы, применять орудия лова, не оказывающие негативного воздействия на водные биоресурсы.
Завод "Пелла" в 2012 года выбрал для строительства на своих мощностях проект современного судна ярусного лова. По норвежскому прототипу мы построили первое в России современное высокомеханизированное автоматизированное судно ярусного лова. Наш заказчик и партнер из Мурманска - ученый, кандидат наук и руководитель рыбопромысловой компании "Персей" Александр Чумаков. Он более 20 лет занимается ярусным промыслом и доказывает в ходе ресурсных исследований, что современный ярусный лов, когда донная рыба ловится на крючки с наживкой, закрепленные на длинном многокилометровом тросе с поводками, является самым ресурсосберегающим и экологически чистым способом. Во-первых - на одну тонну добытой ярусом рыбы нужно в два раза меньше топлива, чем при использовании трала. Во-вторых, при использовании донного трала портится дно, что категорически нежелательно в прибрежной зоне, где подрастает новое поколение рыб.

Наше новое судно после швартовных и ходовых испытаний пойдет в Баренцево море и с учеными на борту будет проводить ресурсные исследования, доказывающие наличие в этом регионе значительных объемов недоиспользуемой донной рыбы, которая для тралового лова недоступна. Эта крупная, сильная донная рыба - треска, пикша, палтус - старших возрастных групп, которая живет до 22 лет, в трал практически не попадает, ее можно добыть только ярусом. Качество рыбы, добытой ярусом намного выше, так как в трале вся рыба сдавливается и ценность ее снижается.

А по объемам добычи, ярусный лов намного уступает тралам?

На современном судне ярусного лова труд рыбаков требует специальной сноровки и обучения для работы на автоматизированных линиях постановки яруса и обработки добытой рыбы. И качество добытой ярусом рыбы значительно выше, она пользуется повышенным спросом. Следует также помнить, что в ряде стран запрещено работать тралом в прибрежной зоне, только ярусом или другими неактивными орудиями лова. В России пока можно, но эта ситуация под давлением международных экологических организаций может измениться в ближайшие годы. К этому надо быть готовыми и иметь современные суда ярусного лова собственной постройки. Для решения этой задачи нам необходимо получить научную квоту, посадить на борт нового судна ученых и показать, в каких количествах и в каких районах Баренцева моря, а потом и моря Лаптевых и Карцева моря, есть абсолютно недоступная для траловых судов донная рыба старших возрастов. По предварительным расчетам ряда ученых, там ее может быть до 120-150 тысяч тонн. То есть тем, что мы ее не добываем на построенных в России судах, то есть недоиспользуем собственные биоресурсы в Арктике для развития нескольких сегментов экономики, мы наносим государству ущерб в особо крупных размерах.

"Пелла"

Приобретенная "Пеллой" немецкая верфь J.J. Sietas Shipyard будет работать для нужд российских или зарубежных заказчиков? Какие суда там можно будет строить?

На Pella-Sietas будут строиться рыбопромысловые, научно-исследовательские и транспортные суда длиной более 110 метров и осадкой свыше 6 метров, то есть те суда, которые на мощностях в Отрадном построить нельзя из-за ограничений по осадке и длине судов.

Расскажите об экспортных проектах "Пеллы". В каких странах работают суда, построенные на вашем предприятии и какие проекты пользуются наибольшим спросом у иностранных заказчиков?

У "Пеллы" есть опыт поставок на экспорт - это буксиры, лоцманские катера и спасательные шлюпки. Наши суда успешно эксплуатируются в Литве, Латвии, Норвегии, Италии.

В июле в Петербурге будет проходить Международный военно-морской салон. Что будет представлять собой экспозиция предприятия и на каких заказчиков она будет ориентирована?

"Пелла" традиционно участвует в Международном военно-морском салоне и представляет макеты и проспекты на всю продукцию завода - в сфере металлического судостроения и судов из стеклопластика. Планируется представить один натурный образец судна. Ожидаются встречи с нашими постоянными заказчиками из России и с потенциальными зарубежными партнерами. Поиск новых клиентов - это обязательно, на выставках завод всегда представляет практически всю линейку своих судов.

Ленинградский судостроительный завод "Пелла"

Какое судно будет выставляться на акватории выставки?

В этом году, скорее всего, это будет скоростной катер "Раптор". В прошлом году у нас был лоцманский катер.

Какие-то крупные контракты или сделки будут обсуждаться на выставке или подписываться?

У нас запланирована встреча с нашими системными заказчиками, с которыми мы сотрудничаем уже много лет.

Ленинградский судостроительный завод "Пелла"

После беседы с Ильей Львовичем мы едем на новую площадку "Пеллы", чтобы увидеть все этапы создания судов своими глазами. Спустя несколько минут после выезда из проходной старой площадки завода, перед глазами предстает комплекс зданий свежевозведенной верфи. На фоне "постсоветского" окружения и пошарпанных промышленных строений на берегу Невы, новая "Пелла" выглядит образцово-показательным предприятием. И это не просто красивая картинка, работа внутри уже кипит. Нашим проводником и собеседником становится исполнительный директор нового комплекса Олег Анатольевич Кононов, который показывает нам корпусо-заготовительный цех нового комплекса, где начинается строительство любого судна.

Как я понимаю, именно здесь начинается реализация будущего судна в металле. Расскажите, какие станки здесь используются?

Прежде всего, это линия из 4 машин с ЧПУ (числовым программным управлением - ред.) для тепловой резки металлопроката в объеме до 10 тысяч тонн за год. Машины по программе, подготовленной конструкторско-технологическим отделом завода, вырезают из листа детали. Детали нужны как плоские, так и изогнутые. Для этого в цеху есть мощные современные прессы, гибочные станки, вальцы и другое оборудование, которые позволяют изготавливать эти детали любой конфигурации. Далее детали укладываются на транспортные тележки и передвигаются в сборочно-сварочные цеха.

Оборудование для этого цеха закупалось зарубежного или российского производства?

Оборудование, в основном, европейских поставщиков, за исключением машин с ЧПУ линии тепловой резки и трубогибочных станков, которые изготовлены на заводе "Пелла".

Судопоезд

Как выглядит цикл создания судна после изготовления корпусных элементов? Куда они перемещаются?

Корпусные детали поступают на предсборку. Сборка и сварка секций из деталей производится на плоских или лекальных постелях, которые создаются индивидуально под каждый проект судна. Палубы, переборки, собираются на плоском стенде. Собранные корпусные детали свариваются в секции, секции в блоки, из блоков формируется корпус судна. В процессе сборки корпуса судна начинается его насыщение судовым оборудованием: устанавливаются на фундаменты главные и вспомогательные двигатели, компрессоры, насосы, все системы - топливная, масляная, водяная, противопожарная, ведется формирование и изоляция помещений судна и так далее. Корпус судна формируется на специальных опорах - балках. В зависимости от длины судна их может быть до десяти (через каждые 8 метров). Как только судно насыщено механизмами и оборудованием, его готовят к перемещению выкатке вместе с балками-опорами на открытую стапельную площадку - трансбордер. Перемещение построенного судна по трансбордеру осуществляет специальный судопоезд с электрогидроприводом, который доставляет судно и устанавливает его в горизонтальном положении на клиновидную платформу для спуска на воду. Судопоезд, которым управляет один человек, спроектировала и поставила норвежская фирма, он максимально автоматизирован. Клиновидная платформа по проекту норвежцев изготовлена на заводе "Пелла". Вес ее - 500 тонн, длина - 80 метров. Она способна спускать суда, стоящие на опорах, общим весом до 3 тысяч тонн. Судно на клиновидной платформой спускается по каналу и на расчетной глубине судоспускового канала всплывает. Далее буксиры отводят судно к одной из двух достроечных набережных Там производятся достроечные работы и судно убывает в Кронштадт или Ломоносов на ходовые, заводские и государственные испытания.

Трансбордер

Что еще есть на новой площадке, кроме непосредственно производства?

Есть отдельное административно-бытовой корпус, где на втором, третьем и четвертом этаже располагаются гостиничные номера для специалистов и рабочих - соисполнителей работ, участвующих в строительстве судов и монтаже оборудования на заводе "Пелла". На первом этаже корпуса располагаются офисные помещения, столовая, охрана, медпункт. Здесь же размещаются конструкторы и технологи.

Административно-бытовой корпус

Подводя итог, проект удался?

Как видите, получилась весьма компактная эффективная верфь, построенная на внебюджетные средства в сжатые сроки - на участке земли, который не использовался со времен войны. Поэтому до начала строительства было проведено разминирование участка - было вывезено 105 артиллерийских снарядов и одна авиабомба весом 200 килограмм. Сейчас ведутся проектные проработки дальнейшего развития этой площадки в целях повышения эффективности работы нового комплекса.
Проект удался, прежде всего, потому что у всех, кто трудится здесь на "Пелле", есть твердое убеждение - только собственные руки и ответственное профессиональное отношение к делу обеспечивают решение задачи ежегодного развития предприятия и отсюда - повышения качества жизни каждого работника завода. Мы хотим, чтоб в сине море уходили корабли!
Сергей Северин

Справка FlotProm


Ленинградский судостроительный завод "Пелла" располагается в городе Отрадном Ленинградской области на берегу реки Нева. Производство судов здесь было организовано еще в 50-х годах прошлого века. Основной продукцией предприятия стали буксиры, быстроходные катера, лоцманские боты и другие маломерные суда. C 60-х годов в дополнение к металлическому производству на заводе развивается выпуск судов с корпусами из стеклопластика. Первыми образцами таких судов стали ловцы "Надежда" для рыболовной базы "Восток", гидрографические судна типа "Кайра", рабочие боты "Бекас", легкие корпуса всех отечественных глубоководных аппаратов для исследования мирового океана. На сегодняшний день "Пелла" - акционерное предприятие, имеющее в своем составе 8 дочерних и зависимых обществ, владеющее территорией в 33 гектар и осуществляющее выпуск буксиров, судов технического и научного флота для российских и зарубежных заказчиков.

Интервью с Ильей Львовичем Вайсманом продолжает серию публикаций, в рамках которых руководители и ведущие специалисты предприятий морского ВПК расскажут о достижениях и проблемах российской "оборонки", представят образцы перспективной продукции и продемонстрируют конкурентоспособность своих предприятий в преддверии Международного военно-морского салона, который пройдет в Санкт-Петербурге 1-5 июля 2015 года.

Ранее собеседниками корреспондента FlotProm стали генеральный директор "Севмаша" Михаил Будниченко, главный конструктор "Коломенского завода" Валерий Рыжов и генеральный директор "Средне-Невского судостроительного завода" Владимир Середохо.

В ближайшее время серия материалов будет продолжена публикацией интервью с генеральным директором ООО "Балтийский завод - Судостроение" Алексеем Кадиловым, который расскажет о строительстве атомных ледоколов и плавучего энергоблока для работы в Арктике, а также другими высокопоставленными представителями морской промышленности.