Авторизация

Логин:
Пароль:



Молнии







Каталог морского ВПК

Из морского бизнес-каталога: предприятие №3381: «КАНАТ»; товар/услуга №16069: Связные радиостанции.


Поиск


Вид с нижних палуб: "Севмаш"
Тема: Промышленность, Статьи

Ведущее предприятие по строительству атомного подводного флота России "Севмаш" недавно сообщило об ужесточении требований к новым сотрудникам. Предваряя эти заявления, в октябре 2015 года FlotProm поговорил с работниками предприятия для подготовки материала регулярной рубрики "Вид с нижних палуб". Корабелы рассказали, почему предпочитают работать в личной спецодежде, по каким причинам не стоит обедать в столовой у сборочного цеха и чем плохо производственное пьянство.

Ранее FlotProm провел серию интервью с ведущими руководителями судоремонтных и судостроительных предприятий России, а также проанализировал финансовую отчетность корабелов. Но руководители заводов, как и документы для акционеров, могут рассказать о работе завода лишь с точки зрения топ-менеджмента, до которого не всегда доходят сигналы о проблемах "низов". Поэтому FlotProm дает старт серии материалов на основе интервью с простыми рабочими и начальниками младшего звена. На данный момент издание уже провело беседы с сотрудниками девяти предприятий (ЦС "Звездочка", "Севмаш", 35-й судоремонтный завод, 33-й судоремонтный завод, ПСЗ "Янтарь", "Выборгский судостроительный завод", ЦС "Дальзавод", "Северная верфь", "Адмиралтейские верфи").

Путь на завод


Начиная карьеру корабела на "Севмаше", молодые люди в первую очередь думают о стабильном заработке на одном из градообразующих предприятий. Но встречаются и романтики, следующие за мечтой о строительстве мощного военного флота для своей страны. "Мечта была - вплотную "прикоснуться" к кораблям и подводным лодкам, поэтому охотно пошел на завод. Правда, очень быстро пришло время отправляться в армию и меня с ним разлучили", - рассказывает сборщик Иван Артемов (имя изменено).

Работники "Севмаша"

В свою очередь, один из мастеров предприятия Александр Иванов (имя изменено), отработавший на "Севмаше" почти десять лет и недавно уволившийся, пошел на "СМП" за стабильностью, которой не нашел у других работодателей Северодвинска.

Собеседники рассказали, что на предприятие активно приглашают корабелов почти всех рабочих специальностей, многих на работу заводские автобусы возят из других городов. При этом специалистам с высшем образованием, инженерам и проектировщикам, приходится рассчитывать на значительно меньшее число вакансий.

"Из должностей, на которых требуется высшее образование, мне предлагают только место инженера в конструкторском бюро и механика-энергетика цеха. Но инженером не хочется быть из-за постоянной работы за компьютером, а у энергетика слишком большая ответственность при небольшой зарплате", - рассказал FlotProm один из соискателей.

C такой проблемой столкнулись сразу несколько потенциальных и действующих сотрудников завода. Один из рабочих предприятия Олег Широпаев (имя изменено) пояснил, что изначально он пытался устроиться на должность, требующую высшего образования. Но из-за отсутствия подходящих вакансий ему пришлось в ускоренном темпе осваивать рабочую специальность и трудоустраиваться на заводе уже по ней.

Условия труда


Несмотря на активно проводящуюся модернизацию производства, на "Севмаше" до сих пор остается "пожилое" оборудование и станки. В частности, в кузнечно-прессовом цеху завода все еще имеются трофейные прессы, вывезенные из Германии после Великой Отечественной войны. Присутствуют старые образцы и в остальных цехах предприятия.

ОАО "ПО "Севмаш"

"Ситуация с техническим оборудованием улучшается. Завозят новые, в том числе высокотехнологичные станки, но с их появлением начинаются уже другие проблемы. На заводе много сотрудников, которые годами работали на старом советском оборудовании и, взглянув на новые импортные машины, просто не понимают что делать", - рассказал один из севмашевцев. Он не смог уточнить, есть ли на предприятии специальные курсы по обучению работе на современном оборудовании.

Есть проблемы у заводчан и со спецодеждой, которая выдается сотрудникам всего один раз в год, но изнашивается на некоторых работах гораздо быстрее. Один из корабелов Виталий Исаков (имя изменено) и вовсе не получает заводскую рабочую одежду, поскольку считает ее низкокачественной и предпочитает работать в своей личной, персонально подобранной.

Обеденный перерыв на предприятии установлен в период с 11.30 до 12.15. В это время корабелы питаются как в заводских столовых, которых насчитывается порядка десяти, так и принесенными с собой из дома блюдами. Полноценный прием пищи в столовой обходится в 200 рублей. За эту сумму судостроителям доступен набор из супа, салата, второго мясного блюда, хлеба и пирожка с чаем. Но качество еды в разных заведениях отличается.

Больше всего претензий у заводчан к столовой, расположенной в 42-м цеху (сборочном). "Суп там отдает как будто одеколоном и куриное мясо в нем заменяют какими-то хрящами. Макароны сухие, пюре тоже не очень", - заявил один из работников завода.

Также предусмотрено два небольших перерыва на чай или перекур с 10.00 до 10.15 и с 14.00 до 14.15.

Бывший мастер "Севмаша" Александр Иванов выразил мнение о том, что хорошей идеей было бы поставить на проходной завода специальные трубки для освидетельствования на алкогольное опьянение. "Правда, народ бунтовать будет", - шутит специалист.

Александр рассказал о вопиющих случаях появления на производстве подвыпивших людей: "Был у меня в бригаде мужичок, который неделями пьяный ходил". Такому работнику на предприятии ничего нельзя доверить и другим приходится делать за него всю работу, отметил собеседник FlotProm, в коллективе которого было еще два сотрудника с похожими проблемами.

Финансы


Зарплаты на "Севмаше" традиционно высокие за счет северных надбавок, но начинать рабочим все равно приходится с самых низов. Например, сборщиков корпусов со стажем меньше года получает 30-35 тысяч рублей, ремонтник и того меньше - приблизительно 22 тысячи. Мастер на вспомогательном производстве, не связанным со сборкой кораблей, начинает свой рабочий путь с 30 тысяч рублей в месяц.

РПКСН "Владимир Мономах"

При этом руководством завода предусмотрены и штрафы. Так, лишить премии (около половины оклада) могут за фотографирование на предприятии, систематические опоздания и прогулы. Но при условии хорошей работы руководство закрывает глаза на многие мелкие нарушения, отмечают судостроители.

Повышение зарплаты достигается путем получения новых разрядов, но не все работники считают эту систему справедливой. По словам корабелов, зачастую новые разряды гораздо быстрее получают не труженники станка и сварки, а фавориты начальства.

Дорога в отпуск для рабочих оплачивается в полном объеме. На такую компенсацию судопромышленники могут рассчитывать один раз за два года.

Досуг


Над досугом сотрудников предприятия работает профсоюзная организация, деятельность которой опрошенные FlotProm рабочие оценивают по-разному. Наиболее позитивно о ней отзываются семейные корабелы, поскольку организация дарит их детям подарки по праздникам и организовывает для них выступления, а также предоставляет по льготным ценам путевки.

Также на "Севмаше" созданы спортивные команды по футболу, волейболу, теннису. В Северодвинске располагается и подшефный бассейн "Севмаша", посещение которого для сотрудников предприятия обходится в два раза дешевле, чем для простых горожан.

Служба безопасности


По отзывам рабочих, охранники на заводе весьма суровы и запрещают проносить через вахту любые записывающие устройства, включая телефоны с камерами. Обладатели современных мобильников, каждый из которых оборудован фото- и видеокамерой, вынуждены оставлять свои гаджеты в ящиках хранения на заводской проходной. Попавшихся на нарушении этих правил ждут денежные штрафы, а при особых обстоятельствах и увольнения. Такая политика безопасности выгодно отличает "Севмаш" от предприятий, уже фигурировавших в рубрике "Вид с нижних палуб", где под запретом находятся лишь карты памяти или вообще нет подобных ограничений.

Север для жизни


По рассказам северодвинских корабелов, так называемые северные надбавки во многом удерживают их от переезда в другие, более теплые места. Однако с этим согласились не все.

Принадлежащий "Севмашу" морской самоходный плавучий кран "Юрий Кондрашов"

"Южным людям тут тяжко, для приезжих этот регион плохой. Даже для меня он сырой, холодный. Хочу в тепло", - отметил один из северян. Придерживающиеся такой же точки зрения рабочие рассказали, что для жизни в таком климате цены на жилье слишком высокие, а инфраструктура слишком скудная.

Официально


"После общения с работниками завода, FlotProm обратился в пресс-службу "Севмаша" с запросом официального комментария по полученной от работников информации.
Оборудование не бывает старым, оно бывает технически исправным или неисправным. Используемая на предприятии техника работает в надлежащем режиме. Регулярно на предприятии проводятся планово-предупредительные осмотры и ремонты станочного оборудования специалистами энерго-мехнического управления. Обновление станочного парка – одна из первоочередных задач Севмаша.

К масштабной модернизации производства мы приступили несколько лет назад. Благодаря реализации федеральных целевых программ производственную базу предприятия планируется кардинально обновить до 2020 года. Надо отметить, что технического перевооружения в таких масштабах не проводилось с 70-х годов прошлого века. На предприятии уже началось переоснащение машиностроительного и трубообрабатывающего производств, частично заменили крановое хозяйство. Появились высокопроизводительные универсальные станки с цикловой системой управления, фрезерные обрабатывающие центры, новые трубогибочные станки, заменяется крановое оборудование в основных производствах, переоснащается испытательно-сдаточное, вспомогательное и неметаллическое производства. Сейчас обновляется лабораторно-испытательная база. И это только часть айсберга по техперевооружению производства.

Рабочие обеспечиваются спецодеждой в соответствии с нормативными документами. По истечению срока и в случае износа она заменяется на новую. Если возникают вопросы по спецодежде, они решаются в рабочем порядке.

Исходя из производственной загрузки, предприятие формирует потребность в работниках, как рабочих профессий, так и инженерных. Тот факт, что на рабочие специальности трудоустраиваются люди с высшим образованием, имеет место быть. Но зачастую это связано не с отсутствием вакансий, а с тем, что зарплата рабочих некоторых специальностей выше инженерных. Более того, рабочий, имеющий высшее образование и работающий на предприятии, при наличии инженерных вакансий может перейти на работу по специальности. На предприятии с этого года для таких работников предусмотрены меры стимулирования.

Безусловно, как и любое другое уважающее себя предприятие, "Севмаш" использует превентивные меры (по борьбе с нахождением на работе в состоянии алкогольного опьянения - ред.). На предприятии действуют Правила внутреннего трудового распорядка и Кодекс корпоративной этики, где прописаны правила поведения, которыми должны руководствоваться работники завода при выполнении своих должностных обязанностей, а также в свободное от работы время.

В соответствии с Правилами и Кодексом запрещается употреблять алкоголь и не допускается появления работника в алкогольном состоянии на рабочем месте. При трудоустройстве с этими документами знакомятся все сотрудники. Нарушение правил влечет за собой наказание, вплоть до увольнения. Кроме того, при приеме на работу будущие сотрудники предприятия проходят освидетельствование у врача-нарколога, при необходимости в дальнейшем некоторые работники также наблюдаются у врача-нарколога.

Еще одна действенная превентивная мера – это создание комиссии по работе с нарушителями трудовой дисциплины, в том числе и с людьми, злоупотребляющими спиртными напитками. Такой орган контроля существовал еще в советские времена, но в 90-е годы прекратил свое существование. С 2015 года приказом генерального директора предприятия специальная комиссия вновь создана. Члены комиссии разбираются в каждом конкретном случае, проводят беседы с нарушителем, в случае необходимости направляют на лечение или применяют другие меры.

На территории Севмаша работает сеть столовых, которые находятся в ведении ООО "Северная жемчужина". Эта организация обеспечивает рабочих и специалистов предприятия горячим питанием во время обеденного перерыва. В соответствии с Коллективным договором работу столовых контролирует специальная комиссия, в которую входят представители Севмаша, профсоюзной организации и организации-исполнителя оказания услуг общественного питания. Ежеквартально они проверяют качество и стоимость блюд, санитарное состояние помещений, культуру обслуживания, также беседуют с посетителями столовой, проверяют книги жалоб и предложений.

На все недовольства реагируют, составляется акт проверки столовых, далее – контролируют устранение выявленных замечаний. Что касается качества питания в столовой цеха 42, то мы провели свой опрос, мнения у работников на этот счет разные. В целом, посетители не выражают недовольства: ассортимент достаточно разнообразный, обслуживающий персонал успевает обслужить большое количество посетителей во время обеда. И комиссия на качество питания в столовой этого цеха нареканий не получала. Считаем, что все же многое зависит от личных вкусовых пристрастий посетителей столовых. Но если кто-то не доволен – может обратиться в комиссию, столовая будет проверена и претензия рассмотрена", - рассказала руководитель пресс-службы предприятия Екатерина Пиликина.

Справка FlotProm


Акционерное общество "Производственное объединение "Севмаш" - крупнейший в России судостроительный комплекс, единственный в стране исполнитель гособоронзаказа по строительству атомных подводных лодок 4 поколения для ВМФ России. Завод с территорией более 300 гектар объединяет в своей структуре более 100 подразделений. Именно на стапелях этого предприятия строятся субмарины проектов "Борей" и "Ясень".

Алексей Богатищев