Авторизация

Логин:
Пароль:



Молнии







Каталог морского ВПК

Из морского бизнес-каталога: предприятие №3629: «Северо-Западное пароходство»; товар/услуга №97492: AVEVA Marine.


Поиск


Сообщения о желании Индии приобрести атомную подлодку типа "Ясень" оказались преждевременны
Тема: Промышленность

Не секрет, что индийские военно-морские силы давно ведут с Россией переговоры об аренде еще одной многоцелевой атомной подлодки в дополнение к уже стоящей на вооружение АПЛ "Чакра" проекта 971. На днях свой вклад в информационный шум вокруг этих переговоров добавило издание The Times of India, которое заявило о намерении национальных ВМС получить субмарину, построенную "с нуля", и предположив, что это может быть только новейшая подлодка типа "Ясень". FlotProm разобрался в ситуации вокруг окутанного тайной контракта и выяснил, что российский Рособоронэкпорт подобного запроса от Индии не получал, а промышленность готова строить на своих стапелях многоцелевые подлодки и более старых проектов, оставив "Ясени" флоту РФ.

Прежде всего, в "Рособоронэкспорте", который ведает всеми контрактами по военно-техническому сотрудничеству, корреспонденту издания сообщили, что никаких запросов, о которых пишет The Times of India, не поступало вовсе. "Рособоронэкспорт не располагает подобным запросом от Индии", - отметил руководитель пресс-службы ведомства Вячеслав Давиденко.

Атомная подводная лодка "Самара" проекта 971 "Щука-Б"

Если же подобный запрос поступит и будет одобрен, Индия может получить в аренду не только АПЛ проекта "Ясень", но и новопостроенную атомную подводную лодку другого типа, например, проекта 971. Это представляется более вероятным, тем более, что подлодкой именно этого типа ВМС Индии располагают в данный момент.

Как сообщили FlotProm в пресс-службе российского предприятия "Севмаш", на стапелях которого в настоящий момент строятся 4 подлодки проекта 885 "Ясень" и 3 субмарины 955 "Борей", при необходимости завод сможет построить АПЛ любого типа.

"Стапельные цеха предназначены специально для строительства атомных подводных лодок и в случае строительства АПЛ другого проекта стапель не нужно переоборудовать", - рассказала начальник пресс-службы предприятия Екатерина Пиликина.

"Безусловно, если такое решение будет принято на уровне самых высоких инстанций, "Севмаш" поставленные задачи выполнит. Мощности, возможности, опыт, конечно, у предприятия есть. Если будет необходимо, безусловно, мы можем выполнить фактически все", - добавила она. "Но, отмечу, что сегодня Севмаш занят строительством серии АПЛ двух проектов по линии реализации Гособоронзаказа. Именно это для нас первоочередная задача", - подчеркнула собеседеница агентства.

Другое крупное предприятие - Амурский судостроительный завод, согласно сообщениям СМИ, остановил строительство атомных подводных лодок еще в 2011 году, после того, как передал в аренду ВМС Индии атомную подводную лодку "Нерпа".

Пресс-служба завода отказалась комментировать возможность возобновления строительства АПЛ в рамках телефонного разговора с корреспондентом FlotProm, попросив выслать официальный запрос. Редакция портала отправила письменный запрос и в настоящий момент ждет ответа от предприятия. Интересно, что именно на этом заводе сейчас ремонтируется многоцелевая атомная подлодка "Кашалот" 971 проекта, командиром которой является Дмитрий Лаврентьев, ранее возглавлявший экипаж ныне индийской АПЛ "Нерпа". Не менее интересно, что капитана 1-го ранга называют одним из вероятных членов комиссии по передаче Индии второй атомной субмарины.

Между тем, на судостроительном заводе "Красное Сормово", где во времена СССР создавались многоцелевые подлодки проектов 945 "Барракуда" и 945А "Кондор", сегодня нет производственных мощностей для строительства атомоходов. Как отметил представитель пресс-службы предприятия, в настоящий момент для подводного флота завод производит только оборудование и комплектующие.

Справка FlotProm


ВМС Индии располагают многоцелевой атомной подводной лодкой "Чакра", построенной в России по проекту 971И (Akula по классификации НАТО). Эта субмарина, достроенная из находившегося на стапеле законсервированного корпуса АПЛ К-152 "Нерпа" (заказ 518), заложенного в Комсомольске-на-Амуре в 1993 году, была передана Индии в 2012 году на срок в 10 лет, и получила такое же название, как и первая АПЛ проекта 670 (Charlie-I по классификации НАТО), которую ВМС Индии арендовали в 1988-1991 годах.

Именно на этой лодке, еще до ее передачи индийской стороне, произошла трагедия, унесшая жизни 20 человек. Во время ходовых испытаний в Японском море несанкционированно сработала система объемного пожаротушения ЛОХ (Лодочная Объемная Химическая), в результате чего в два носовых отсека стало поступать некондиционное огнегасящее (кислородовытесняющее) вещество - смесь фреона и токсичного тетрахлорэтилена. Всего на борту АПЛ находились 208 человек из числа военнослужащих ВМФ России и заводских специалистов, в результате аварии погибли 20 человек (в том числе 17 - члены гражданской сдаточной команды), 21 человек из 38, которым оказался причинен вред здоровью различной степени тяжести, госпитализирован с тяжелым отравлением. По результатам инцидента обвинения были предъявлены командиру корабля Дмитрию Лаврентьеву и трюмному машинисту Дмитрию Гробову. Впоследствии они были оправданы.

Переговоры по аренде следующей лодки, получившей условное обозначение "Чакра-III", велись на протяжении нескольких лет. Первоначально Россия предлагала передать последний остающийся недостроенным корпус АПЛ проекта 971 (заказ 519), однако с приходом к власти в Индии правительства Моди позиция Нью-Дели поменялась.