Авторизация

Логин:
Пароль:

Молнии







Каталог морского ВПК

Из морского бизнес-каталога: предприятие №3467: «Гарант, НПК»; товар/услуга №121609: Standard Horizon GX-2000S.


Поиск


Вид с нижних палуб: 35-й судоремонтный завод
Тема: Промышленность, Статьи

В рамках постоянной рубрики "Вид с нижних палуб" FlotProm пообщался с корабелами мурманского филиала "35 судоремонтный завод" Центра судоремонта "Звездочка". Они рассказали, где на заводе еще остались работающие на пару 100-летние станки, почему не любят визиты высокопоставленного начальства в цеха и кто лучше играет в футбол: корабелы или военные моряки.

Ранее FlotProm провел серию интервью с ведущими руководителями судоремонтных и судостроительных предприятий России, а также проанализировал финансовую отчетность корабелов. Но руководители заводов, как и документы для акционеров, могут рассказать о работе завода лишь с точки зрения топ-менеджмента, до которого не всегда доходят сигналы о проблемах "низов". Поэтому FlotProm дает старт серии материалов на основе интервью с простыми рабочими и начальниками младшего звена. На данный момент издание уже провело беседы с сотрудниками девяти предприятий (ЦС "Звездочка", "Севмаш", 35-й судоремонтный завод, 33-й судоремонтный завод, ПСЗ "Янтарь", "Выборгский судостроительный завод", ЦС "Дальзавод", "Северная верфь", "Адмиралтейские верфи").

БПК проекта 1155 Адмирал Чабаненко во время ремонта на 35 СРЗ

Путь на завод


Большинство работников, с которыми пообщался корреспондент FlotProm, рассказали, что пришли работать в судопромышленную отрасль из-за желания быть причастными к ВМФ, приносить пользу стране, а также из-за любви к ремонту. Имена всех собеседников, неофициально побеседовавших с изданием, изменены.

"Мне очень нравится ремонтировать что-либо, на работе этим и занимаюсь", - рассказывает работник 4-го цеха Александр. Он отметил, что ему довелось поучаствовать в ремонте задействованного в попытке спасения моряков "Курска" судна "Алтай", БПК "Вице-адмирал Кулаков" и единственного в составе ВМФ авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов".

На этом мотивация, с которой молодые рабочие приходят на завод, не заканчивается.
"Судоремонт - это настоящая мужская профессия, поэтому я после армии пришел прямиком на 35-й завод, на котором и работаю по сей день", - в свою очередь рассказывает работник корпусного цеха Виктор.
Корабелы более старшего возраста в первую очередь отмечали социальный пакет предприятия, условия труда и стабильную зарплату.

Условия труда


С положительной стороны судоремонтники 35-го СРЗ высказывались и о рабочей одежде, выдаваемой заводом. По их оценке, она удобная и практичная. "Недавно новую одежду получил, так качество еще лучше стало, чем было до этого. Ткань плотная, приятная", - заявил Александр. Аналогичного мнения придерживаются и другие опрошенные FlotProm люди.

На практике эти сотрудники не сталкивались с проблемами сильной изношенности "робы". Мелкие потертости на ней исправляют в специальной службе, куда рабочие совершенно бесплатно отдают одежду для стирки и мелкого ремонта. Летний комплект одежды выдается на один год, а зимний на два года.

Стоит отметить, что ранее о проблемах с качеством рабочей одежды высказывались рабочие ЦС "Дальзавод", "Выборгского судостроительного завода", "Севмаша" и ЦС "Звездочка".

Одни из главных рабочих инструментов судоремонтников - станки - постоянно обещают обновить, но как рассказали рабочие в беседе с FlotProm, воплощения на практике этих обещаний пока не произошло. Работники 8-го цеха отметили, что у них присутствуют иностранные сверловые и режущие станки еще дореволюционного периода, которые работают на пару. Удивительно, что оборудование, возраст которого перевалил уже 100-летнюю отметку, заводчанам удалось сохранить в рабочем состоянии и по сей день.

1 / 2

По предприятию же в целом, станки советского периода преобладают, многим рабочим и вовсе не приходилось работать на оборудовании, которое было бы моложе их самих. "Все станки у нас времен СССР, но работают безотказно. Хотя, конечно, хотелось бы чего-то поновее и получше", - рассказал работник 1-го цеха (корпусного), подчеркнув, что не верит в возможность модернизации производственного оборудования. Приблизительно такую же картину описывают рабочие и других цехов предприятия.

Практика показала, что зачастую довольно возрастные станки не теряют своей функциональности, поэтому их не обновляют даже на самых крупных судопромышленных предприятиях.

Кроме того, в этот раз FlotProm удалось побеседовать с одним из компьютерных специалистов завода. Он поделился особенностями своей работы в судопромышленной отрасли и отметил, что по компьютерной части все оборудование на 35 СРЗ было обновлено за последние пару лет. "Все программное обеспечение у нас лицензионное и от "Майкрософта". Устанавливать на рабочие компьютеры любые посторонние программы запрещено, но проследить за этим сложно", - пояснил специалист.

Собеседник издания также отметил, что ему особенно нравится чистота на территории завода, хотя самих дворников он встречает крайне редко.

Питание


На предприятии имеются две столовые, но в рабочем состоянии находится только одна. Для ее посещения рабочим отведен один обеденный перерыв продолжительностью в один час и два небольших перерыва в 10-15 минут. При этом заводчане отзываются о качестве питания и ценах только положительным образом (150-170 рублей за полноценный обед). Тем не менее, большинство опрошенных корабелов предпочитают приносить обед с собой из дома.


"Кормят в столовой хорошо, но давно в ней не был, потому что у меня жена вкусно готовит", - заявил один из специалистов предприятия.

"В столовую на обед не хожу, приношу его с собой. Обеды в столовой хорошие, но домашняя еда - это домашняя еда", - подводит итог другой судоремонтник.

В то же время, на всех других предприятиях, беседы с которыми провел FlotProm, без жалоб на столовые и питание в них не обошлось.

Карьера и финансы


Заработная плата на 35 СРЗ всегда выплачивается вовремя. Лишь один рабочий отметил, что "получку" за август задержали на один день. Кроме самой зарплаты существуют еще и мотивирующие выплаты для молодых и квалифицированных специалистов, а также дополнительное премирование лиц, подходящих под эту категорию и помощь с приобретением жилья. Лица, которым следует направить эту помощь, выбираются советом коллектива.

Работники завода также могут рассчитывать на бесплатный транспорт по району, бесплатную ежегодную медкомиссию (присутствует на всех предприятиях). В полной мере на 35 СРЗ присутствуют и так называемые "северные" бонусы - бесплатная дорога в отпуск раз в два года.
"Сотрудники по своей воле отсюда не увольняются", - лаконично резюмировал заводчанин Сергей.
За переработки корабелы получают отгул, либо денежную компенсацию в полуторном или двойном размере (по разным данным).

Применяются на предприятии и дисциплинарные меры денежного характера. Так, за опоздание на работу в первый раз рабочий легко может лишиться 10% своей ежемесячной премии, размер которой у всех сотрудников отличается и начинается от 1000-2000 рублей. При дальнейших нарушениях сумма такого вычета может увеличиться.

О своем непосредственном руководстве многие корабелы отзываются положительно, а вот действия более высокопоставленного начальства не всегда находят одобрение у простых рабочих. К примеру, двое из опрошенных работников рассказали, что один из представителей топ-менеджмента предприятия иногда приходит в цеха, чтобы почувствовать единение с простыми рабочими, последние же считают, что "лучше бы не приходил".

"Был момент, когда он пришел в цех и спросил, почему мужики сидят и ничего не делают, ему ответили, что они ждут машину, которая должна отвезти 500-килограммовую деталь в док. А он сказал: "Вас много, несите руками". И это самый безобидный случай!", - заявил собеседник издания.

Профсоюз и досуг


Никто из опрошенных FlotProm судоремонтников в профсоюзной организации не состоит. По отзывам корабелов, никому из них не хочется "просто так" платить денежные взносы и "заморачиваться" с оформлением членства.

"Каждый месяц в профсоюз надо 500 рублей отдавать. Я лучше на эти деньги куплю пачку сигарет для себя и цветок для девушки, чем им непонятно за что отдавать", - рассказал судоремонтник Виктор.

По словам еще порядка десяти рабочих, никто из их знакомых коллег никогда не получал от профсоюза никакой помощи. Тем не менее, несколько рабочих положительно отозвались о информационной доске о жизни завода, которую читают многие заводчане. Один из специалистов предприятия подчеркнул, что ее делает отдел по связям с общественностью.

Ранее о работе профсоюзной организации позитивно отзывались на "Адмиралтейских верфях", "Выборгском судостроительном заводе", "Севмаше" и ЦС "Звездочка".

Также на предприятии проходят периодические мотивирующие мероприятия от руководства. Например, конкурс детского рисунка или фотоотчет "Как я провел лето" с весьма ценными подарками. Собеседники FlotProm уточнили, что в списке призов фигурируют планшетные компьютеры. Кроме них проводится много других конкурсов, но уже с более скромными призами.

Вручение призов на 35 СРЗ

Многие общероссийские праздники отмечаются выездами рабочего коллектива на туристическую базу предприятия. "В общем, у нас есть много чего интересного, что в наши дни не встретишь у большинства работодателей", - заявил специалист предприятия Сергей, отметив, что представители администрации не забывают поздравлять работников с днем рождения.

Кроме этого, завод оплачивает 50-70% путевки на определенную туристическую базу в Мурманской области.

Недавно прошел футбольный турнир, в котором судоремонтники состязались как между собой, так и с военными моряками находящегося на предприятии корабля. Военно-морской флот в спортивной битве представлял экипаж большого противолодочного корабля "Адмирал Чабаненко". Также в мероприятии приняли участие сотрудники банка ВТБ, с которым сотрудничает завод. Первое место осталось за корабелами из цеха корпусных работ.

Служба безопасности


На заводе активно действует служба безопасности. Рабочим редко удается миновать проходную без демонстрации контролерам содержимого своих рюкзаков, сумок и пакетов. Фотографировать на территории 35-го завода строго запрещается, хотя корабелы отмечают, что проконтролировать это зачастую невозможно.

На заводе есть отдельная служба, занимающаяся компьютерной безопасностью предприятия. Как уже говорилось выше, сторонние программы устанавливать на рабочие компьютеры запрещается, кроме того, многие станции и компьютеры и вовсе не подключены к интернету из-за требований безопасности. Тем не менее, рабочие отмечают, что с секретностью постепенно становится попроще и некоторые абсурдные требования "безопасников" отменяются. Так, охрана перестала негативно реагировать на наличие у рабочих современных телефонов с фото-, видео- и аудиозаписывающими устройствами.

Север для жизни


В то время, как молодые работники завода не чувствуют минусов северного климата, рабочие в возрасте говорят, что жить в нем становится все тяжелее и тяжелее. "И дело тут совершенно не в климатических условиях. Очень сильно влияют на организм полярные дни и полярные ночи, особенно зимние, когда практически полные сутки непроглядная темень", - рассказал корабел 35-го судоремонтного завода.

Официально


За получением комментария по сложившейся на заводе ситуации FlotProm обратился к официальному представителю предприятия.
"Оборудование советского периода имеет место быть. Но надо понимать, что завод испытывал огромные трудности в конце 90-ых - начале 00-ых. Поэтому тогда, я думаю, вряд ли стояли вопросы о замене оборудования. К примеру в 2012 году осталось всего 700 сотрудников, хотя в советское время насчитывалось более 5000. Сейчас на предприятии уже почти 1500 человек, а что самое главное - увеличивается количество молодежи. Проблема в том, что сразу всё невозможно поменять и обустроить.

Также разработан план на ближайшие пять лет работ по модернизации производства. Во-первых, это доковые камеры. Завод будет обладать одной из самых современных доковых камер по северо-западу, оснащенной по улучшенным стандартам судоремонта и судостроения. Также будут произведены реконструкции основных производственных мощностей с заменой оборудования. Всё это будет сопровождаться увеличением госзаказов и штата сотрудников, что в конечном итоге позитивно повлияет на условия труда и заработную плату", - заявил сотрудник отдела по связям с общественностью 35-го судоремонтного завода Александр Макаров.
Он также подтвердил, что на заводе действительно есть 100-летний станок американского производства, который корабелы сохранили в рабочем состоянии и продолжают использовать для судоремонтных нужд.

Справка FlotProm


Филиал "35 СРЗ" АО "ЦС "Звездочка" - судоремонтное предприятие, осуществляющее свою деятельность на протяжении 76 лет (с учетом правопреемственности) на Северном Флоте, выполняющее комплексные ремонты кораблей и судов Военно-морского флота, способное осуществлять ремонт вооружения и военной техники различной номенклатуры, оборудования, систем и механизмов кораблей и судов различного назначения.

Алексей Богатищев