Авторизация

Логин:
Пароль:

Молнии







Каталог морского ВПК

Из морского бизнес-каталога: предприятие №3235: «Полярный конвой»; товар/услуга №121603: Standard Horizon GX-1100S.


Поиск


Интервью с Александром Рыжковым: "Лидер" не будет военным ледоколом
Тема: Промышленность, Статьи

В пятницу, 29 июля, СМИ сообщили, что боевые ледоколы могут быть созданы на базе новейшего ледокола "Лидер". За день до этого на встрече в Крыловском научном центре генеральный директор и главный конструктор ЦКБ "Айсберг" Александр Рыжков раскрыл FlotProm технические особенности атомохода и подчеркнул, что сам "Лидер" - исключительно гражданский ледокол.

Может ли "Лидер" быть интересен военным?

Мы с военными ледоколами не работаем. "Лидер" - не военный (ледокол - ред.). Он насквозь гражданский.

ЦКБ "Айсберг"

В настоящий момент (у "Лидера" - ред.) нет ни каких-либо военных функций, ни мобилизационного задания. Предназначается он исключительно для гражданских нужд, проводки транспортных судов на Восток.

Расскажите подробнее о возможностях ледокола-лидера. Какие задачи он сможет выполнять?

Атомный ледокол "Лидер" - новый ледокол, который будет проектироваться Крыловским центром и ЦКБ "Айсберг" в тесной, плотной кооперации. В 2015 году мы уже выполнили эскизный проект и определили основные технические характеристики этого ледокола.

Хочется отметить, что здесь использовался новый подход. Раньше для всех ледоколов основным требованием было обеспечить обозначенную ледопроходимость, то есть ледокол во льду определенной толщины должен двигаться со скоростью 1,5-2 узла, это минимальная устойчивая скорость. Например, ледокол проекта 22220 "Арктика", который недавно был спущен на Балтийском заводе, имеет ледопроходимость 2,8 метра.
Для ледокола-лидера заказчик в лице "Атомфлота" высказал принципиально новые технические требования. Его не интересовала предельная ледопроходимость, заказчику было необходимо обеспечить транспортную экономически эффективную скорость в районе 10 узлов на льду толщиной 2 метра.
Какой караван судов предполагается проводить с этой скоростью?

Караван может быть разный - одно судно или несколько. Это зависит от ситуации.

Но основная задача была поставлена и нам удалось ее выполнить. Те ледовые испытания, которые мы проводили на эскизном проекте в ледовом бассейне Крыловского центра, показали, что он способен двигаться в двухметровом льду со скоростью даже 12-13 узлов. Предельная ледопроходимость ледокола-лидера составляет 4,3 метра. Такие льды хоть и значительно реже, но тоже встречаются в Арктике.

Имея такие характеристики, ледокол может позволить решить задачи движения в Арктике по расписанию. В настоящий момент, если западный район Арктики - Карское и Баренцево моря - более-менее изучены и организована круглогодичная навигация, то на востоке, где ледовые условия значительно хуже, движение по расписанию и круглогодичную навигацию обеспечить очень сложно. Ледокол "Лидер" совершенно спокойно сможет решить эту проблему, для него в регионе не будет недоступных районов.

Для чего предназначен ледокол?

Ледокол нужен для вывоза природных углеводородов. В настоящий момент все вывозят сначала на запад, в Европу. Дальше, если необходимы страны Азиатско-Тихоокеанского региона, происходит перегруппировка и через Суэцкий канал караваны направляются в восточные страны. С "Лидером" мы сможем возить все напрямую на Восток. Это экономия времени, экономия денег и, еще раз подчеркиваю - это движение по расписанию, гарантированные доставки, а не "может быть привезем, а может быть и не привезем".

Технически "Лидер" - атомный ледокол с двумя реакторами РИТМ-400 разработки ОКБМ им. Африкантова. На ледоколе проекта 22220 "Арктика" реакторы РИТМ-200. На эскизном проекте мы рассматривали различные варианты компоновки энергетической установки, в том числе и с четырьмя реакторами РИТМ-200, но решили, что РИТМ-400 - это самый оптимальный вариант.

Паротурбинная установка состоит из четырех главных генераторов, причем мы унифицируем ее с ледоколом 22220. То есть главные турбогенераторы будут такие же, как те, что сейчас разрабатываются для атомного ледокола "Арктика".

Это будет четырехвальный ледокол с гребными электродвигателями по 30 МВт каждый. Всего мощность на винтах составит 120 МВт. До настоящего момента таких мощностей не было, электродвижением они не обрабатывались. Системы регулирования, преобразователи частоты здесь основываются на новых принципах.

Винты на валах или винторулевые колонки?
На ледоколе-лидере винты будут с валопроводами. Это наиболее надежная схема для линейного ледокола, у которого основная задача - обеспечивать прокладку канала и движение от точки "А" до точки "Б". Винторулевые колонки целесообразны для портовых ледоколов, которым нужна маневренность.
Все-таки, возможно ли создание военных ледоколов?

Безусловно, если мы будем делать такую технику для гражданских, то мы сможем сделать ее и для военных. Если это будет нужно Военно-морскому флоту, то начнем мы уже не с нуля, у нас уже есть нормальные образцы. Но в настоящий момент мы делаем ее для гражданских потребителей.

Какова взаимозаменяемость этих технологий?

Те же самые образцы основного оборудования могут быть адаптированы под нужды Военно-морского флота. Мы их уже делаем, их можно применять.

Расскажите про корпус ледокола "Лидер".

При проектировании ледоколов отработке корпуса уделяется максимальное внимание, ведь это то, чем ледокол непосредственно воздействует на лед. Все обводы проходят испытания в ледовом бассейне Крыловского центра. Мы ищем оптимальную форму, которая могла бы позволить с минимальными энергозатратами проводку через лед максимальной толщины.

Ледокольная форма является определенным компромиссом, поскольку он работает не только во льдах, но и на чистой воде. Если форма будет заточена только под лед, то на чистой воде ледокол может испытывать такие негативные влияния, как слеминг, когда волна начинает бить о корпус. Были случаи, когда слеминг приводил даже к разрушению отдельных элементов конструкций.

В корпусе ледокола-лидера выбраны определенные углы наклона форштевня, определенные углы шпангоутов в носовой оконечности. Конечно, много внимания мы уделяем носовой оконечности, но не забываем и про кормовую. Так, например, один из эффектов, который мы обнаружили при начальных этапах проектирования ледокола проекта 22220, заключается в том, что достаточно много льда идет к винтам, от чего падает момент (крутящий момент - ред.) и ледокол теряет мощность. Пришлось выдумывать, как этот лед максимально отвести от винтов, чтобы они работали все-таки в воде. Так что форма обводов корпуса ледокола достаточно сложна. Могу сказать, что на ледоколе проекта 22220 нет ни одного одинакового шпангоута. Безусловно, это создает определенные сложности при строительстве, но именно эта особенность позволяет ледоколам добиться таких хороших характеристик во льду.

Сколько всего подобных ледоколов планируется построить?
В настоящий момент, по мнению "Атомфлота", для того, чтобы закрыть вопрос с движениям по трассам Северного морского пути, необходимо два таких ледокола.
Ледокол будет двигаться не только по стандартным трассам Севморпути, но и по высокоширотным. Это, опять же, сокращение времени и экономических затрат. Другие ледоколы так двигаться не могут.

На какой верфи можно будет построить ледокол-лидер?

Этот вопрос будем прорабатывать в техническом проекте. Возможна кооперация верфей или их модернизация.

Ранее СМИ сообщили о создании боевых ледоколов в интересах ВМФ России на базе проекта "Лидер".

За минувший год собеседниками FlotProm также стали генеральный директор судостроительного завода "Янтарь" Эдуард Ефимов, генеральный директор "Севмаша" Михаил Будниченко, главный конструктор "Коломенского завода" Валерий Рыжов, генеральный директор "Средне-Невского судостроительного завода" Владимир Середохо, заместитель генерального директора по перспективному развитию Ленинградского судостроительного завода "Пелла" Илья Вайсман, генеральный директор ООО "Балтийский завод - Судостроение" Алексей Кадилов, генеральный директор "Кронштадтского Морского завода" Анатолий Белоев и главный строитель кораблей предприятия Алексей Прусаков, первый заместитель генерального директора судостроительного завода "Вымпел" Виктор Доскин, генеральный директор компании-производителя подводного оборудования "Тетис Про" Алексей Кайфаджян.