Видеодневник инноваций
Баннер
Универсальный сваебойный агрегат УСА-2М

Военным показали
универсальный
агрегат для забивания свай

Авторизация

Логин:
Пароль:

Поиск

Кингисеппский машиностроительный завод: наследники "Русского дизеля"
Тема: Промышленность, Статьи

Сегодня флагманской темой судостроения выступает замещение импортной продукции. То и дело слышатся громкие заявления о том, что было полностью локализовано производства того или иного оборудования для морской техники. На этом фоне почему-то редко говорят о совершенно другом пути: использовании научно-технического задела, сохранившегося с советских времен. Но именно таким путем пошли специалисты "Кингисеппского машиностроительного завода", возродившие производство среднеоборотных судовых двигателей мощностью до 8300 л.с. на базе дизелей размерностью 23/2х30, не выпускавшихся с 1993 года.

"Русский дизель": история одного банкротства


Санкт-Петербург. Исторически сложилось так, что город на Неве - один из ключевых промышленных центров нашей родины. Именно здесь, в 1868 году, был основан первый в России двигателестроительный завод "Людвиг Нобель", переименованный позднее в "Русский дизель".

Здание завода "Людвиг Нобель" ("Русский дизель") на Выборгской набережной

До революции завод производил двигатели для подводных лодок ("Минога", "Акула", "Барс") и нефтевозов. После революции "Русский дизель" продолжал оставаться важнейшим машиностроительным заводом страны. Так, в довоенные годы предприятие выпускало двигатели для подлодок типа "Крейсерская", легких крейсеров "Светлана", танкеров и других кораблей и судов.

Что касается послевоенных лет, то предприятие производило дизели для подлодок проекта 651. В 1961 году специалисты завода закончили разработку и запустили в серийное производство новую линейку судовых двигателей. Это были дизели размерности 23/2х30, помимо судостроения использовавшиеся впоследствии в атомной энергетике. Разработанная продукция оказалась крайне удачной, двигатели имели спрос и за рубежом (Индия, Йемен и др.).
Почему двигатели 23/2х30 называются именно так: 23 сантиметра - диаметр поршня, 30 - ход поршня, а цифра "2" означает то, что два поршня двигаются навстречу друг другу.
Модельный ряд указанных дизельных двигателей устанавливался на танкеры, морские буксиры, спасательные суда, морские транспорты вооружения. Многие из этих судов эксплуатируются и сейчас. Также завод выпускал двигатели ДР 30/50 - для буксиров проекта АТ202 и танкеров проекта 566-бис, эксплуатировавшихся на Каспии.

Перечень судов ВМФ, на которых установлен двигатель "Русский дизель" 23/2х30:

Увы, переход на рыночную экономику легендарное предприятие пережить не смогло. "Русский дизель" перестал получать заказы от Минобороны, в результате чего оказался в крайне затруднительном финансовом положении, и, в конечном счете, в 2000 году обанкротился. Материально-производственная база была утеряна, дальнейшие профессиональные перспективы кадрового состава выглядели туманными.

Какое-то время запчасти к двигателям "Русского дизеля" производило одноименное предприятие, открывшееся в 1988 году во Всеволожске, однако в начале нулевых годов завершило работу и оно.

1 / 2

Таким образом, производить как сами судовые двигатели, спроектированные "Русским дизелем", так и комплектующие к ним, в стране оказалось некому. Тем временем, у дизелей и их запасных частей, произведенных еще до 1990-х годов, срок эксплуатации подходил к концу. Отсутствие их дальнейшего производства становилось серьезной проблемой, поскольку суда, оснащенные двигателями "Русский Дизель", переоборудовать под другие энергетические установки либо невозможно, либо экономически нецелесообразно.

Решение проблемы предложил "Кингисеппский машиностроительный завод", которому "по наследству" достались нормативно-техническая документация, кадры и технологии "Русского Дизеля".

Новое имя, старые традиции

Кингисеппский машиностроительный завод (КМЗ): справка


По инициативе руководства "Кингисеппского машиностроительного завода" была развернута производственная база, на вооружение которой встали более 40 металлообрабатывающих станков, в том числе с ЧПУ. Остальное, при наличии документальной базы и конструкторской документации "Русского дизеля", было делом техники.

Сегодня на предприятии работают специалисты, заставшие еще советский "Русский дизель", а один из сотрудников предприятия даже родился на Выборгской набережной, где располагался легендарный завод. У КМЗ есть собственный комплекс для испытания двигателей, а также конструкторское бюро, завершающее работы по созданию нового мощностного ряда двигателей размерности 23/2х20. Мощность двигателей новой номенклатуры составит от 10800 л.с. до 14500 л.с.

1 / 1

"Вся продукция, используемая нами на предприятии - российского производства, абсолютно вся. Импорта нет. Поставляют продукцию преимущественно заводы из Санкт-Петербурга, но что-то приходит и из других городов: Самары, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Маркса", - рассказал FlotProm инженер-механик предприятия Дмитрий Отавин
В среднем, изготовление одного двигателя 23/2х30 занимает три-четыре месяца. География поставок - вся страна. К примеру, последним предприятием, обратившимся за масштабной реновацией судового двигателя, был владивостокский "Дальзавод". Что касается технического обслуживания двигателей, то в течение 2016 года предприятие отремонтировало более 8 двигателей для вспомогательных судов Военно-Морского Флота.

Сам процесс ремонта происходит по разному, в зависимости от износа двигателя. В том случае, если ремонт капитальный, дизель отправляется непосредственно на заводскую площадку "Кингисеппского машиностроительного завода", где и ремонтируется. Если же ремонт средний или текущий - запчасти поставляются на верфь, где находится судно, и вслед за этим на предприятие выезжает бригада сотрудников КМЗ. Заказчиком в таких случаях выступает судоремонтное предприятие.
"Наши рабочие осуществляли техническое обслуживание продукции предприятия во Владивостоке, Находке, Славянке (Приморский край - прим. ред.), Петропавловске-Камчатском", - сообщил инженер-механик предприятия Дмитрий Отавин
Всего в штат предприятия входит пять мобильных бригад. Не так давно одной из них довелось побывать в сирийском Тартусе - ремонтировали танкер "Лена".

Однозначно удачной номенклатурной единицей предприятия можно назвать дизель-генераторы на базе дизеля размерности 23/2х30, выпускаемые предприятием и имеющие некоторые преимущества по сравнению с аналогами на базе дизеля MTU. Преимущества дизель-генераторов КМЗ заключаются в продолжительном сроке эксплуатации, способности работать в автономном режиме, а также устойчивости к скачкообразным увеличениям нагрузки.

1 / 7

Что же касается комплектующих деталей к двигателям, то "Кингисеппский машиностроительный завод" освоил производство секции выхлопного коллектора, втулки рабочего цилиндра, подшипников скольжения, топливной аппаратуры, топливных трубопроводов, аппаратуры пусковой автоматики и специального крепежа. Ну и кроме того, в производственную номенклатуру КМЗ входят водяные и масляные холодильники, охлаждающие энергетические установки малых быстроходных кораблей, судов и катеров. В ноябре этого года данная продукция была поставлена на 33-й судоремонтный завод в Балтийске.

Прямая речь: Павел Воробьев (специалист по взаимодействию с предприятиями в кооперации)


Павел Воробьев

В настоящий момент, конечно, о выпуске тысячи двигателей речи не идет. Мы, прежде всего, занимаемся обслуживанием двигателей (размерности 23/2х30 - ред.), находящихся в собственности государства. Но, как бы то ни было, именно КМЗ реанимирует программу по производству этих двигателей.

Мы восстанавливаем производство двигателей, которые ранее уже изготавливались, и по этой причине были определенные трудности с кооперацией. Они связаны прежде всего с тем, что комплектующие для дизелей производились на разных предприятиях бывшего СССР. Ну а сейчас та фундаментальная кооперация, которая была построена в Советском Союзе, потеряна.

Что-то мы производим сами, скажем, рабочую втулку. Производство втулок - дело очень трудоемкое, и поэтому с ними связано довольно много хлопот. Для их освоения необходимо высокоточное высоколегированное литье, чтобы получить заготовку, а далее ее еще надо обработать.



Что касается работы в кооперации, то по ней мы выполняем гальванические покрытия, некоторые виды термической обработки. На предприятии нет вакуумных камер, поскольку мы отчетливо понимаем, какие производственные операции мы оставляем за собой, а какие - нет. В тех случаях, когда у нас идет увеличение загрузки оборудования, мы можем привлечь соисполнителя. Но проведение контроля качества всегда осуществляется на наших площадках.

Перспективы для роста


Возрождение производства двигателей и дизель-генераторов размерности 23/2х30 "Кингисеппским машиностроительным заводом" является частью масштабного процесса восстановления российского дизелестроения.

"Кингисеппский машиностроительный завод" свои компетенции продемонстрировал на деле. Ранее предприятие было назначено головным исполнителем по ремонту дизельных двигателей кораблей и судов Балтийского флота, а по направлению ремонта двигателей автобронетанковой техники портфель заказов доходит до 400 единиц в год. Согласно открытым данным, среди заказчиков КМЗ сегодня числятся 13 Судоремонтный завод в Севастополе, 33 СРЗ, астраханский и мурманский филиалы "Звездочки", а также уже упоминавшийся "Дальзавод".

Простор для дальнейшего роста и расширения географии остается - завод плотно занял свою нишу, унаследовав документацию, технологии и кадры известного во всем мире "Русского дизеля". Российский флот, в свою очередь, год от года наращивает присутствие в дальней морской зоне, что повлечет за собой и необходимость качественного технического обслуживания большего количества кораблей и судов.