Авторизация

Логин:
Пароль:

Молнии







Каталог морского ВПК

Из морского бизнес-каталога: предприятие №3620: "Российский морской регистр судоходства"; товар/услуга №83572: МППСС - 1972. Международные правила предупреждения столкновений судов в море, 1972 г. (МППСС-72). 5-е издание.


Поиск


Крыловский научный центр: битва за децибелы
Тема: Наука, Статьи

В субботу, 19 марта, Россия отметила 110 лет со дня создания подводных сил ВМФ. К праздничной дате пресс-секретарь Крыловского научного центра Юрий Черваков подготовил колонку о ведущейся все эти годы "битве за децибелы" - научной работе по повышению скрытности российских атомоходов-ракетоносцев.

Наша страна, ее ВМФ, судостроительная промышленность отмечают 110-летие своего подводного флота. В современном мире Россия – одно из немногих государств, которое в состоянии научно обосновать, разработать и технологически грамотно построить технически сложные подводные корабли, оснащенными высокоэффективными комплексами.

Глубоководный бассейн Крыловского научного центра

Эта чуть более вековая история началась с проектирования первой русской боевой подводной лодки "Дельфин", выполненного инженерами санкт-петербургского Опытового бассейна Морского министерства России (ныне - ФГУП "Крыловский государственный научный центр"), единственного на тот момент в стране научно-исследовательского учреждения по кораблестроению.

Пионеры отечественного подводного кораблестроения Алексей Николаевич Крылов и Иван Григорьевич Бубнов прекрасно понимали, что без науки, без внедрения результатов научных исследований, как фундаментальных, так и прикладных, создать подводный корабль с новыми качествами невозможно. Поэтому развитие отечественного и зарубежного неразрывно сопровождалось большим объемом научных исследований, проводимых в различных научно-исследовательских институтах и организациях. Результатом такого тесного взаимодействия ученых, проектировщиков и судостроителей стало появление в составе подводного флота Советского Союза целого ряда выдающихся, уникальных кораблей, отмеченных эпитетом "самый". Среди них - самая быстроходная в мире, первая в мировом судостроении подводная лодка с титановым корпусом проекта 661 ("Анчар"), вооруженная противокорабельными ракетами с подводным стартом. Это первые в мире автоматизированные атомные подводные лодки проекта 705/705К ("Лира") и самая глубоководная боевая атомная подводная лодка проекта 685 ("Плавник"). Это и самые большие в мире и самые многокорпусные ракетные крейсера стратегического назначения проекта 941 ("Акула").

Подводная лодка "Комсомолец" (проекта 685 шифр"Плавник" ) – самая глубоководная в мире боевая ПЛ

Понятно, что создание таких уникальных кораблей стало возможным благодаря результатам исследований ученых различных специальностей: гидромехаников и прочнистов, физиков и математиков, специалистов в области ядерной энергетики и систем управления, металлургов и радиоэлектронщиков и других.

Много научно-технических проблем в процессе развития подводного флота приходилось решать и коллективу ЦНИИ им. А.Н. Крылова (ныне - Крыловский научный центр ) – головной научно-исследовательской организации судостроительной промышленности. Для наглядности, хотел бы ознакомить читателя с тем, как решалась в институте одна из них, связанная с обеспечением скрытности подводных лодок.

Она наиболее обострилась в 60-70 годы прошлого века, годы начала "холодной войны" и усиливающегося противостояния на море флотов Советского союза и США, включая и противостояния атомных субмарин.

ПЛ проекта 705К "Лира" с титановым корпусом

Все большую значимость приобретали исследования с целью повышения скрытности и защиты подводных кораблей от средств обнаружения и поражения, реагирующих на физические поля. Началась "битва за децибелы", ставшая основной в противоборстве кораблестроителей Советского Союза и США, не прекращающаяся и по сей день.

Проектирование отечественных подводных лодок проводилось тогда с упором на такие элементы как "скорость-глубина-огневая мощь". Американские же коллеги исходили из других принципиальных установок: "малошумность-эффективность средств обнаружения противника-точное оружие".

Низкая шумность и более совершенные гидроакустические станции обеспечивали американским лодкам определенное преимущество в дуэльных ситуациях. С этим нельзя было далее мириться.

Проблема акустической скрытности советских подводных лодок была оценена высшим руководством страны как комплексная, требовавшая переоценки подходов к их проектированию, строительству, сдаче и эксплуатации. Были определены и главные направления решения этой важной для обеспечения национальной безопасности страны проблемы:
- создание малошумных энергетических установок и вспомогательного оборудования, а также гребных винтов;
- разработка средств акустической защиты различного назначения;
- разработка и внедрение методов акустического проектирования атомных подводных лодок.

О сложности стоящих перед отечественным судостроением задач можно судить по высказыванию американского адмирала Х. Дж. Риковера – создателя первой АПЛ. "Сделать их (АПЛ) менее шумными, - говорил он, - еще тяжелее, чем создать атомную силовую установку".

В ЦНИИ им. А.Н. Крылова, как головной научной организации судпрома, был проведен ряд структурных изменений, в результате которых существенно были усилены акустические и магнитные подразделения. В отделении перспективного проектирования создается отдел комплексной защиты (по физическим полям и конструктивной защите ), сыгравший большую роль в оптимизации направлений исследований и координации соответствующей работы как подразделений института, так и судостроительной промышленности в целом. По инициативе и при участии ученых ЦНИИ им. А.Н. Крылова в Ленинградском кораблестроительном институте была организована кафедра корабельной акустики и факультет переподготовки специалистов конструкторских бюро и заводов, выпустивший более ста квалифицированных акустиков.

Каждые пять лет ЦНИИ им. А.Н. Крылова формировал комплекс НИОКР "Защита" с участием институтов АН СССР и большого количества НИИ и предприятий промышленности для выполнения все новых заданий ВМФ по снижению шума проектируемых и модернизируемых атомных подводных лодок.

Подводная лодка проекта 670 "Скат"

Фактическим периодом начала разработки научных основ корабельной акустики следует считать 1968-1972 гг., когда под руководством института были проведены первые расширенные акустические испытания головных и серийных АПЛ первых проектов 2-го поколения (проекты 667А, 670, 671). Для них были разработаны и испытаны технологии, позволившие снизить уровни внешнего акустического поля и помех работе гидроакустической станции (ГАС) в несколько раз. В полной мере реализовать достижения отечественной корабельной акустики оказалось возможным только на вновь проектируемых АПЛ 3-го поколения к середине 1980-х годов.

Для решения наиболее объемной задачи – снижения шума от работы оборудования АПЛ в ЦНИИ им. А.Н. Крылова создается новое отделение - судовой и промышленной акустики, которое возглавил Эрнст Леонидович Мышинский. В короткие сроки были разработаны:
- новые правила создания малошумных энергетических установок и вспомогательного оборудования;
- широкая номенклатура корабельных амортизаторов, в том числе и низкочастотных, армированных патрубков, рукавов, сильфонов и других устройств, изолирующих оборудование от корпуса подводной лодки;
- новые принципы компоновки и амортизации основного и вспомогательного оборудования энергетической установки;
- методы акустической защиты валопроводов.

По инициативе ЦНИИ им. А.Н. Крылова на Севмаше создается специальное производственное бюро, проектировавшее с помощью специалистов института нетиповые амортизирующие крепления для АПЛ конкретных проектов.

Севмаш, стапельный цех

Учёными института были разработаны:
- теория звукоизлучения корпусных конструкций, методы и средства снижения излучаемого в воду звука: покрытия, глушители, средства виброизоляции и вибропоглащения;
- методы снижения гидродинамических шумов и помех;
- принципиально новые конструкции звукопрозрачных, прочных и помехозащищенных обтекателей антенн гидроакустических станций АПЛ и др.

Учеными и специалистами ЦНИИ им. А.Н. Крылова совместно с коллегами из других организаций проводились комплексные натурные испытания подводных лодок, включая расширенные акустические испытания, по результатам которых осуществлялась доводка головных и улучшение акустических характеристик серийных подводных лодок. Например, по результатам расширенных акустических испытаний АПЛ проекта 671 и других разработок института СПМБМ "Малахит" оперативно проработал и внедрил на головной лодке проекта 671РТМ комплекс мер по существенному улучшению акустических характеристик кораблей этого проекта.

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения "Александр Невский" проекта 955 на "Севмаше"

Обеспечивая создание подводных кораблей ХХI века, ученые Крыловского научного центра выполнили уникальные разработки в области интегральной скрытности строящихся атомных подводных лодок проектов 955 (головной корабль – "Юрий Долгорукий"), 955А (головной корабль – "Князь Владимир"), проекта 855 ("Северодвинск"), проекта 885М (головной корабль – "Казань").

"Битва за децибеллы" продолжается.

Юрий Черваков, Крыловский научный центр