Авторизация

Логин:
Пароль:



Молнии







Каталог морского ВПК

Из морского бизнес-каталога: предприятие №3127: «АО по производству лопастных гидравлических машин»; товар/услуга №88020: Гребные винты.


Поиск


Формирование нового облика ВМФ России началось со вспомогательных судов
Тема: Промышленность, Статьи

FlotProm уже писал о перспективном облике кораблей ВМФ России в XXI веке. Авианосцы, эсминцы и многоцелевые подлодки новых моделей пока еще находятся на стадии проектирования, в то время как суда, которые вместе с ними отправятся в дальние морские походы, сходят со стапелей уже сегодня. Редакция FlotProm сделала подборку информации о "втором флоте" ВМФ России - вспомогательных силах.

Обеспечение в море


Одним из самых дорогих вспомогательных судов ВМФ России, строящихся сегодня на отечественных верфях, стал средний морской танкер проекта 23130 "Академик Пашин". Его стоимость, согласно контракту с Министерством обороны, составила почти 3 млрд рублей. Для сравнения, в 5 млрд оценивается постройка одного новейшего десантного корабля типа "Иван Грен".

Но командование ВМФ России сочло вложения в танкер "Академик Пашин" необходимыми, поскольку его заявленные возможности существенно превосходят те, которые обычно выполняют суда этого класса. По факту "Академик Пашин" - это многофункциональное судно обеспечение, способное перевозить как горючее для боевых кораблей, так и авиационное топливо и продукты питания, причем передача грузов может осуществляться прямо на ходу. Представители "Невского судостроительно-судоремонтного завода", где достраивается танкер, неоднократно обращали внимание на специализацию судна, заточенную под сопровождение авианосных кораблей.

Известно, что подобные "Академику Пашину" суда планируется строить серией, но окончательное решение будет принято только после испытаний головного танкера. Они будут проходить на Северном флоте, в то время как на остальных морских просторах продолжат работать уже пожилые суда, такие как танкеры "Илим" или "Иркут" (ТОФ).

Впрочем и старый флот может получить новую жизнь. Хороший пример такой практики - большой грузопассажирский морской транспорт "Яуза", вставший в строй в мае 2015 года. Его судьба весьма нетривиальна, так как в процессе семилетней модернизации от судна еще советской постройки остался один лишь корпус - все остальное оборудование было заменено. Бывший сухогруз был переоборудован под грузопассажирское судно ледового класса, способное брать на борт до 100 членов экипажа и экспедиционные силы, а также необходимые грузы. Интересно, что "Яуза" подчинена 12-му Главному управлению Минобороны и предназначена для обеспечения деятельности полигона на Новой Земле. Однако уже в октябре 2015 года обновленное судно было замечено в поставках грузов на территорию Сирии.

МТВ "Академик Ковалев"

Гораздо меньше, нежели о танкерах и сухогрузах, говорится сегодня о средствах обеспечения подводных сил ВМФ России. А в то же время соответствующие суда уже активно строятся на северодвинской верфи "Звездочка". Речь идет о морских транспортах вооружений проекта 20180ТВ, созданных на базе головного спасательно-буксирного судна, получившего наименование в честь предприятия-строителя - "Звездочка". Когда транспорт вооружений "Академик Ковалев" закладывали в Северодвинске, вице-президент "Объединенной судостроительной корпорации" Анатолий Тюков заявил, что судно будет выполнять задачи обеспечения стратегических ядерных сил ВМФ России. Проще говоря, как ранее писали СМИ, перевозить ракеты "Булава" для подводных крейсеров проекта "Борей".

Спасательное буксирное судно СБ-45

"Звездочка" и "Академик Ковалев" сегодня выполняют задачи в северных морях России, а в Северодвинске уже строят третье судно серии. Оно сможет выполнять более широкий спектр задач относительно предшественников: поисково-спасательные работы, транспортировка контейнеров с морской техникой, научно-исследовательским и военным оборудованием.

Спасение на море


Сегодня в Министерстве обороны не стесняются называть отрядом кораблей тройку из одного противолодочника, танкера и морского буксира. Таким составом российский флот был представлен на учениях "Комодо-2016", в такой компании ходил в Средиземное море и Атлантику "Вице-адмирал Кулаков". А значит, нельзя обойти в разговоре о вспомогательном флоте морские буксиры, которые год от года становятся все более многофункциональными.

Одним из новейших судов этого типа являются спасательные буксиры проекта 22870. Их появление в составе ВМФ России началось, как ни странно, с Каспийской флотилии, куда еще в 2014 году поступило головное судно серии - "СБ-45". То, что это не просто буксир, способный тянуть или толкать, подтверждает список его возможностей. Это поддержание на плаву и подача электроэнергии на аварийный корабль, тушение пожаров на береговых и морских объектах, выполнение водолазных, поисковых и обследовательских работ, сбор нефтепродуктов с поверхности моря. В 2015 году аналогичное судно появилось в составе Черноморского флота, а уже девять месяцев спустя "Профессор Николай Муру" ушел вместе с боевыми кораблями в Средиземное море.

Морской буксир "Александр Пискунов"

Для Тихоокеанского флота в это же время строятся морские буксиры проекта 22030 с усиленным ледовым классом Arc4. То, что это серьезные суда для дальних походов, подтверждает хотя бы то, что на борту располагается спортивная комната с тренажерами, столовая на 14 членов экипажа, сауна и отдельная прачечная.

Морской буксир проекта 23470

Не менее интересный проект многофункционального буксира для дальней морской зоны выполняет "Ярославский судостроительный завод". Суда проекта 23470, которые начнут поступать на флот уже в 2016 году, судя по изображению на закладной табличке, будут нести на палубе вертолеты типа Ка-27.

Судно тылового обеспечения проекта 23120 "Эльбрус"

Наконец, заказ на серию наиболее многофункциональных буксиров сегодня выполняет "Северная верфь". В Санкт-Петербурге строят суда проекта 23120, официально названные "судами тылового обеспечения". Помимо буксирных и спасательных функций, они смогут перевозить существенные по массе грузы для обеспечения кораблей в море. Общий дедвейт судов, первое из которых - "Эльбрус" - должно пополнить российский флот уже в 2016 году, составляет 3600 тонн.

Спасательное судно "Игорь Белоусов"

Буксиры, хоть и сопровождают зачастую подводные лодки в процессе испытаний и межфлотских переходах, в основном работают на обеспечение безопасности надводных кораблей. Спасение подводников же ложится на специализированные суда, которые строятся в России далеко не самыми быстрыми темпами. Недаром спасательное судно "Коммуна", работающее на Черноморском флоте, отпраздновало недавно 100-летний юбилей хождения под Андреевским флагом. Первое спасательное судно нового проекта - "Игорь Белоусов" - вошло в состав флота только в конце 2015 года, и то - не проведя испытаний спасательного колокола с водолазами на предельных глубинах.

Закладная табличка ледокола "Илья Муромец"

Спасательное вооружение "Белоусова" впечатляет - это и уже упомянутый водолазный колокол для "тонкой" работы на глубинах до 450 метров, и обитаемый подводный аппарат "Бестер", и телеуправляемые беспилотники. Над аварийной подлодкой спасательное судно может зависать без якорей, с помощью системы динамического позиционирования. Единственный его минус - максимальная скорость хода, составляющая всего 15 узлов. Это означает, что для своевременной помощи подводником такие суда должны быть на всех флотах ВМФ России. Однако решения о строительстве серии спасателей пока не принято, утвердить его планируется по итогам эксплуатации "Игоря Белоусова".

Арктическое снабжение


Несмотря на то, что Россия имеет самый мощный в мире "гражданский" ледокольный флот, впервые за 45 лет для военных моряков заложили серию собственных судов для освоения Арктики. Это дизель-электрические ледоколы проекта 21180, головной из которых - "Илья Муромец" - планируют спустить на воду уже в июле. Он сможет проводить в море до двух месяцев и проходить за это время расстояния до 12000 миль.

Модель проекта 23550

На четырех судах типа "Илья Муромец" Министерство обороны не остановилось. Как недавно стало известно, тем же "Адмиралтейским верфям" была заказана серия совершенно новых патрульных кораблей, исполняющих функции боевой единицы, ледокола и морского буксира. Такой корабль сможет охранять шельфовые ресурсы России в Арктике, конвоировать задержанные суда, перевозить грузы и сопровождать другие суда и корабли.


Стремление к подобной универсальности отражает позицию командования Военно-морского флота в отношении вспомогательных сил будущего. Очевидно, что в перспективе в море с боевыми кораблями будут отправляться максимально многофункциональные суда, способные и взять на буксир, и провести спасательную операцию, и пополнить запасы топлива и провизии. Узкоспециализированная морская техника с развитием технологий уходит в прошлое.

Ранее FlotProm рассказывал о перспективном облике боевых кораблей ВМФ России и публиковал подборку новинок морской техники с Международного военно-морского салона 2015 года.