Авторизация

Логин:
Пароль:



Молнии







Каталог морского ВПК

Из морского бизнес-каталога: предприятие №3298: «СпекТек»; товар/услуга №121497: Vertex VX-417.


Поиск


Интервью с Эдуардом Ефимовым: "Существует нестабильность загрузки военными заказами"
Тема: Промышленность, Статьи

В феврале 2016 года на судостроительном заводе "Янтарь" сменился генеральный директор - новым руководителем верфи стал Эдуард Ефимов, чей трудовой путь был связан в основном с северными оборонными предприятиями. В своем первом крупном интервью он рассказал FlotProm о последствиях невозможности получения санкционных двигателей, балансе между гражданскими и военными заказами, а также сравнил кадровое обеспечение верфей Северодвинска и Калининграда.

Эдуард Александрович, в феврале вы официально возглавили судостроительный завод "Янтарь". Расскажите, в каком состоянии вы приняли предприятие, какие производственные процессы отлажены на высоком уровне, а с какими еще предстоит поработать?

Да, действительно, с 16 февраля я приступил к выполнению обязанностей генерального директора. Контракт со мной заключен на пять лет.

Генеральный директор судостроительного завода "Янтарь" Эдуард Ефимов

Состояние завода было удовлетворительное, то есть завод работал, производственные процессы были отлажены и до моего назначения. В целом, производственная система на заводе работает достаточно эффективно. Существует четкая система планирования, контроля за ходом выполнения работ и отчетностью.

В последние годы на заводе существовали определенные проблемы с исполнением сроков контрактов - мы не вовремя сдавали заказы, получали претензии со стороны заказчика и штрафные санкции. Поэтому сейчас главная задача - организовать производственные процессы на заводе таким образом, чтобы мы выполняли контрактные обязательства. В целом, завод абсолютно рабочий, живой, система налажена. Самое главное здесь - учет и контроль за выполнением сроков.

С чем был связан срыв сроков?

Эти проблемы носили системный характер. Это не проблема одного завода "Янтарь", она существует у нас во всей судостроительной промышленности как отголоски развала в 90-х годах многих предприятий. Сейчас постепенно идет восстановление всех производственных связей, которое не может произойти быстро.

Судостроительный завод "Янтарь"

После времен забвения, в 2006 году, когда "Янтарь" заключил первые контракты на строительство трех кораблей для Индии, на заводе работало всего 900 человек, в то время как в советское время количество сотрудников доходило до 8000 человек. Понятно, что с уходом специалистов невозможно было эффективно решать задачи по своевременному и качественному строительству кораблей. За последние 10 лет мы довели численность коллектива до 3900 человек. С течением времени и при наличии работы люди повышают свою квалификацию, набираются опыта и, соответственно, могут более эффективно выполнять задачи и строить корабли в те сроки, которые прописаны в контракте.

Какие особенности накладываются на судостроительные процессы, особенно в части военных заказов, в силу региональной специфики Калининграда? Влияет ли она на сроки и стоимость выполнения заказов?

Действительно, Калининградская область - это эксклавный регион. Существуют определенные особенности доставки грузов с территории России, но на сегодняшний день это четко отлаженная система.

Чтобы доставлять в Калининград грузы через границы или паромами, требуется на 5-7 дней больше времени. Глобально на сроках это не сказывается - система выстроена, и с поставщиками все вопросы решаются быстро. Поэтому связывать срыв сроков контрактов с особенностью нашего расположения, я бы не стал.

Судостроительный завод "Янтарь"

Какой путь поставки грузов является приоритетным для вас?

Есть три пути. Первый путь, для крупногабаритных изделий, - это паромная переправа Усть-Луга - Балтийск. Второй путь – сухопутный: железнодорожный и автомобильный. Если же нам нужно что-нибудь срочно, а вес и габариты позволяют, то мы осуществляем авиадоставку. Вполне обычные способы, ничего нового тут нет.

В публикуемых предприятием отчетах основным отраслевым риском для "Янтаря" называется дисбаланс между оборонными и гражданскими заказами. В будущем предприятие будет стремиться к росту производства гражданских судов или сосредоточится исключительно на военном кораблестроении?

Так исторически сложилось, что наше предприятие было создано, в первую очередь, для строительства кораблей Военно-морского флота. Военный корабль - это не только корпус, но и вооружение, специальные системы. У нас для этого есть все необходимые компетенции и навыки.

На сегодняшний день существует определенная нестабильность загрузки военными заказами, поэтому стратегическая задача нашего предприятия, которую мы четко обозначили, состоит в доведении доли гражданского судостроения до как минимум 20%. Это необходимо, чтобы мы могли спокойно пережить пики недозагрузки военными заказами. Именно в этом направлении мы сейчас движемся. Совсем недавно заключили контракт на строительство трех траулеров для рыболовецкого колхоза имени Ленина, который расположен на другом конце страны, в Петропавловске-Камчатском. Контракт мы намерены выполнить до 2018 года. Закладка первого судна запланирована в июле, на День рыбака. Такая вот первая ласточка в гражданском судостроении. На сегодняшний день у нас есть контакты и с другими рыболовецкими предприятиями в Архангельском и Мурманском регионах. Иными словами, мы работаем с потенциальными партнерами и движемся к тому, чтобы наш завод был загружен не только военными, но и гражданскими заказами.

Судостроительный завод "Янтарь"

Насколько в настоящее время загружены производственные мощности предприятия?

Если рассматривать загрузку предприятия на ближайшие два года, ее можно оценить в объеме порядка 80-90%. У нас есть большая сдаточная программа на этот и следующий год, а на период после 2017 года, в 2018-2020 годах, загрузка нашего предприятия заказами снизится. Если судить по заключенным на сегодня контрактам, в 2020 году она может упасть до 20%, но мы этого не допустим. Как я уже говорил, мы работаем с потенциальными заказчиками, в том числе и гражданскими. Есть понимание того, что мы все-таки сможем обеспечить нашу верфь заказами так, чтобы загрузка не падала ниже 70%. Даже по краткосрочным периодам.

Сегодня предприятие строит сразу несколько типов кораблей и судов для ВМФ: фрегаты, большие десантные корабли, недавно вы передали ГУГИ океанографическое судно "Янтарь" и заложили новое для того же заказчика. Есть ли понимание, чем предприятие будет заниматься после выполнения этих заказов в сфере военного кораблестроения?

В этом году мы заканчиваем строительство первой тройки фрегатов проекта 11356. Головной корабль "Адмирал Григорович" передали флоту 11 марта. 26 мая подпишем приемопередаточный акт на первый серийный корабль "Адмирал Эссен". Третий корабль - "Адмирал Макаров" - сейчас проходит этап швартовных испытаний, в начале июля мы отправляем его в море на заводские ходовые испытания и примерно в третьем квартале будем передавать флоту.

Фрегат проекта 11356 "Адмирал Макаров"

Головной БДК проекта 11711 "Иван Грен" в мае начнет этап заводских ходовых испытаний. В этом же году мы планируем провести государственные испытания и в третьем квартале передать его заказчику. Второй корабль серии - "Петр Моргунов" - находится сейчас на стапеле, его корпус полностью сформирован, основные монтажные работы на нем развернутся уже в этом году. Сдача запланирована на 2018 год.

Две эти серии составляют основную загрузку 2016-2017 года. Остальные заказы, которые мы сейчас имеем, - единичные, и мы их можем считать головными.
Наша основная задача - загрузить завод так, чтобы у нас была возможность строить не единичные проекты, а серии заказов. Мы намерены работать именно в этом направлении и с гражданским заказчиком, и с нашим основным заказчиком - Министерством обороны.
Предвосхищая ваш вопрос о второй тройке фрегатов проекта 11356, строительство которой сейчас приостановлено в связи с проблемой получения украинских газотурбинных установок, сразу отмечу, что есть соответствующие поручения Правительства и Минпромторга. Рыбинский завод "Сатурн" до 2018 года должен освоить строительство подобной линейки двигателей. Если это будет выполнено, то после 2018 года, по решению заказчика, мы сможем продолжить строительство кораблей.

Каким образом "Янтарь" контролирует ход работ по созданию двигателей на рыбинском предприятии?

Мы сделали со своей стороны заявку, чтобы нас включили в план производств на 2018 год. По нашей информации, сейчас предприятие загружено работой, но производство двигателей для наших фрегатов у них в планах тоже есть.

Десантный корабль проекта 12322 "Зубр"

А на каком этапе сейчас находится шестой корабль серии 11356 "Адмирал Корнилов"? Летом 2015 года сообщалось, что его закладка произойдет этой зимой, но, насколько известно, она так и не состоялась.

Да, его закладка не состоялась. Тем не менее мы продолжаем строить корпус этого корабля, чтобы довести его до степени готовности, позволяющей провести спуск на воду. Чтобы он не занимал место на стапеле и мы могли строить там другие суда. Для тех же рыбаков, например.

То есть вы продолжаете строительство корпуса у "Адмирала Корнилова", даже несмотря на приостановку строительства фрегатов данного проекта?

Да. В начале года мы получили от Министерства обороны уведомление о приостановке строительства этих кораблей. Продолжение работ заказчик пока не финансирует. Достройку мы осуществляем на небольшие деньги из собственных средств, поскольку держать запертыми эти стапельные места не можем.

Судостроительный завод "Янтарь"

Возвращаясь к вашим дальнейшим планам. На заводе "Янтарь" было построено одноименное океанографическое судно проекта 22010. По имеющейся информации, летом вы планируете заложить второе судно данного проекта - "Алмаз". Дата закладки уже известна?

Закладка "Алмаза" состоится 9 июня.

Рассчитываете ли вы получить заказ на продолжение строительства данной серии кораблей?

По нашей информации, в планах заказчика стоит пока строительство только второго судна этой серии. Дальнейшие планы нам неизвестны.

По сложности и направленности установленного оборудования океанографическое судно "Янтарь" сходно со спасательным судном "Игорь Белоусов", которое в конце 2015 года вошло в состав ВМФ. Озвучивались планы командования флотом по строительству серии таких судов. Рассматривалась ли возможность строительства спасателей на мощностях завода "Янтарь"?

Строительство таких судов - не наша специфика, поэтому в заводских планах их пока нет.

Судостроительный завод "Янтарь"

А в целом, мощности предприятия способны справиться с таким заказом?

Да, со строительством подобного судна мы способны справиться. Это одно из перспективных направлений, которое находится у нас в проработке. Тем не менее, что-то конкретное пока говорить трудно.

Изначально на "Янтаре" планировалось строить шесть больших десантных кораблей проекта 11711, однако позже в военном ведомстве решили сократить серию. По планам, на смену данному проекту должны прийти более крупные корабли нового поколения, постройка которых начнется уже в этом году. Скажите, получили ли вы данный заказ?

Действительно, флот не планирует продолжать строительство кораблей проекта 11711, "Петр Моргунов" будет последним в этой серии.

Головной БДК проекта 11711 "Иван Грен"

Десантные корабли "Иван Грен" и "Петр Моргунов" имеют водоизмещение 4500 тонн, в то время как у флота есть потребность в кораблях большего водоизмещения. В настоящий момент ВМФ прорабатывает вопрос о строительстве таких кораблей. По нашей информации, корабли нового проекта будут такого водоизмещения, что на наших площадях и в целом технологически мы не сможем их построить. Поэтому даже предварительных переговоров по строительству более крупных десантных кораблей на нашей верфи мы, к сожалению, не ведем.

Недавно стало известно, что научные суда для ВМФ России на смену 40-летнему ОИС "Адмирал Владимирский" начнут строится в 2021 году. Рассматриваете ли вы возможность получения этого заказа?

Пока мы какой-то конкретной информацией от Минобороны по строительству подобных кораблей не обладаем. Перспектива просматривается до 2020 года, а дальнейшими планами будем заниматься в этом году.

Как вы оцениваете перспективы развития судоремонтного направления на "Янтаре"?
Хотя судоремонтное направление на нашем предприятии исторически всегда существовало, доля его была незначительна - на сегодняшний день порядка 10%. Наверное, этой стратегии мы и будем придерживаться.

Ряд кораблей, построенных на нашей верфи, будут всегда ремонтироваться у нас. На сегодняшний день в исполнении находится несколько контрактов по проведению ремонта. Наиболее крупный из них - это восстановление технической готовности построенного на "Янтаре" сторожевого корабля "Неустрашимый". Надеемся, что такой тренд сохранится, и следующие наши корабли будут возвращаться на завод, и мы будем их обслуживать.
На "Янтаре" до сих пор находятся учебные корабли "Бородино" и "Туман", которые, как недавно стало известно, будут утилизированы. Утилизация пройдет на вашем предприятии?

Строительство этих двух корпусов началось еще в 90-х годах, но потом было приостановлено. В сентябре прошлого года мы получили официальную информацию, что флот эти корабли достраивать не будет. Таким образом сейчас для нас это обуза, занимающая причальные стенки, поэтому мы готовим предложение Министерству обороны по утилизации этих кораблей. Решение пока не принято, но идет работа по доведению истории этих кораблей до логического завершения.

Утилизацией скорее всего будет заниматься не наш завод, так как мы на этом не специализируемся.

Судостроительный завод "Янтарь"

В какие сроки вы ожидаете получить ответ от Министерства обороны?

Надеемся, что окончательное решение будет принято в мае-июне.

За чей счет будет производиться утилизация?

За счет средств Минобороны, это ведь их собственность.

Если говорить об экспортных заказах "Янтаря", какие существуют перспективы?

Мы входим в состав ОСК, она и занимается поиском контрактов – не только для "Янтаря", но и для других предприятий корпорации.

Судостроительный завод "Янтарь"

Недавно посол Индии в РФ заявлял о готовности приобрести для ВМС республики три сторожевых корабля проекта 11356. Готов ли завод "Янтарь" к выполнению этого заказа?

У нас такой опыт есть, поэтому, если Министерством обороны будет принято решение и индийский заказчик согласится, то мы с удовольствием этот заказ выполним.

В какие сроки вы могли бы построить такую серию?

Если говорить о том заделе, который существует, то с момента заключения контракта до сдачи первого корабля пройдет 2,5-3,5 года. С полугодичным интервалом, то есть первый корабль – через 2,5 года, второй - через 3, третий - через 3,5.

А если строить с нуля?

Цикл строительства таких кораблей с учетом накопленного опыта составляет порядка 3,5-4,5 года.

Судостроительный завод "Янтарь"

Сегодня в судостроение активно приходят композитные материалы: из них делают и корпуса высокоскоростных судов, и надстройки для боевых кораблей. Планируется ли развивать композитное производство на "Янтаре"?

Несомненно, технологии развиваются. Даже в обычных проектах применяются все новые и новые материалы - стеклопластик, титан и так далее. Однако специфика нашего завода и наша технология строительства кораблей под применение композитных материалов не заточена. Это не наш профиль. Поэтому я бы не стал говорить о том, что у нас есть такое направление и мы его развиваем.

В Петербурге есть предприятия, например, "Средне-Невский судостроительный завод" и ряд других заводов, которые специализируются на композитном производстве, а мы строим по обычным проектам.

Судостроительный завод "Янтарь"

В Объединенной судостроительной корпорации, как сообщил нам вице-президент ОСК по техническому развитию Дмитрий Колодяжный, большое внимание уделяют размерному контролю в судостроении как способу ускорить производственные процессы за счет уменьшения количества подгоночных операций. На "Янтаре" применяются такие технологии?

Так же, как и все предприятия ОСК, мы опираемся при строительстве на документацию, разрабатываемую в современных системах проектирования. Какие условия при разработке проектант задал - по таким чертежам работы и выполняем. Технологии в этом направлении постоянно развиваются, качество чертежей и, как следствие, качество и скорость выполняемых работ постоянно растет.

Более того, мы занимаемся модернизацией производства. Первый этап, который мы реализуем, - это применение нового технологического оборудования. В настоящий момент заканчивается создание нового трубогибочного цеха. В этот цех мы закупили новейшее оборудование, которое позволит с большей точностью выполнять элементы трубопровода систем корабля и более качественно и с меньшими затратами производить монтаж его на корабле. Также закупили часть современного станочного оборудования, которое с большей точностью и эффективностью позволяет изготавливать детали для наших кораблей. Революции здесь нет, но постоянное совершенствование работы идет.

Стапель судостроительного завода "Янтарь"

Но сами по себе технологии размерного контроля вы не используете? Опираетесь на проект и точность проекта?

Да. Но в планах приобретения нового измерительного оборудования есть направление бесконтактных методов контроля изготовления корпуса корабля, с использованием математической модели.

Вы сказали, что на заводе идет модернизация. Расскажите подробнее, как она проходит?

Разработана программа модернизации нашей верфи. Она разбита на три этапа. Первый этап - это техническое перевооружение двух основных производств – машиностроительного и трубозаготовительного. Ее мы в основном заканчиваем в этом году. Часть работ по наладке перейдет на 2017 год, но большая часть оборудования или уже закуплена, или будет закуплена в ближайшее время. Второй этап - это реконструкция существующих причальных стенок. На сегодняшний день они устарели и по коммуникациям, и по техническим возможностям. Ну и третий этап, самый перспективный и самый трудозатратный, в том числе и по деньгам, - это модернизация корпусообрабатывающего производства. В планах было перенести корпусное производство поближе к стапелю, поставить новые станки и новые линии обработки и покраски металла. Если все это будет компактно расположено около стапеля, мы сможем сократить время, затрачиваемое на перевозку корпусных конструкций, а это расстояние порядка полутора километров. Таким образом удастся сократить и затраты.

Судостроительный завод "Янтарь"

По срокам уже есть какая-то определенность?

Реализация второго этапа была начата в этом году. Вся программа у нас рассчитана до 2020 года. Все будет зависеть от возможностей финансировать эти работы, пока план у нас есть.

Финансируете работы из собственных средств?

60% идет из средств федерального бюджета и 40% - из собственных средств.

Каких показателей по объему и скорости производства сможет добиться верфь после завершения этой работы?

Существует такая величина, как стоимость обработки одной тонны металла. После реализации всех этих мероприятий, стоимость обработки металла мы сможем сократить в полтора раза. Это значительно. Важную роль играет не только сокращение расстояния между производственными площадками, но и установка современного оборудования, которая позволит увеличить производительность в полтора раза.

Судостроительный завод "Янтарь"

Расскажите о вашем видении принципов финансирования оборонной отрасли. Сейчас на уровне Правительства говорят о возможной приватизации предприятий ВПК. На ваш взгляд, это оправдано?

Мое личное мнение - приватизировать предприятия ВПК, такие крупные как "Янтарь", на сегодняшний день мы не готовы. Может быть - в перспективе, когда промышленность станет более эффективна и поднимется на определенный уровень, не будет проблем с оборудованием и поставщиками, которые существуют сейчас. Пока мы не поднимем уровень всей кооперации, приватизация, для меня лично, остается спорным моментом.

Насчет финансирования - все зависит от средств, которыми государство обладает. В понимании судостроительного завода, и в моем личном понимании, должна существовать четкая программа развития вооруженных сил и должны быть четкие программы развития отдельных элементов вооруженных сил. Если касаться флота, то нам как заводу хотелось бы понимать, что мы будем строить через пять лет, видеть перспективу на 10-15 лет. Если бы это было реализовано, планировать стало бы проще. Для любого судостроительного завода самый желанный вариант - это строительство серии кораблей. Чем больше серия, тем понятней, что ты делаешь, тем меньше затрат, легче соблюдать сроки, работать с поставщиками.

Судостроительный завод "Янтарь"

Сегодня много говорят об импортозамещении, однако некоторые станки и промышленное оборудование заводы все равно предпочитают заказывать из-за рубежа. Какова ваша позиция по этому вопросу?

Как человек, который живет в России и хочет, чтобы у нас все было хорошо, конечно, я склонен покупать все отечественное. Но возможности такой нет. Всю номенклатуру оборудования, которое мы используем при строительстве кораблей или другой продукции, нет возможности купить у нас. Да, ориентироваться надо на свое, на отечественного поставщика и производителя, и поднимать свою промышленность, но, когда нет аналогов, приходится покупать за рубежом.

Вы сказали, что на заводе работает 3900 человек. Планируете ли еще увеличивать количество работников?

Технологические возможности нашего предприятия позволяют выпускать больший объем продукции. Однако на сегодняшний день цифра 3900 соответствует тому количеству заказов, которые мы имеем.

Судостроительный завод "Янтарь"

Судостроительное производство циклично, в разные моменты строительства кораблей на выполнении работ задействованы разные специалисты - сначала корпусники, потом монтажники. То, что мы сейчас имеем - наш костяк. Будет увеличиваться объем работ - будем набирать людей, привлекать, возможно, больше подрядчиков. На сегодняшний день эта цифра для нашего завода оптимальная, но у нас есть постоянный тренд увеличения численности сотрудников. Поэтому мы надеемся, что при стабильной загрузке постепенно будем увеличивать штат.

Ощущается ли "кадровый кризис" в судостроительной отрасли, о котором сегодня много пишут в прессе?

На "Янтаре" был дефицит определенных специалистов, но за последний год мы его практически ликвидировали. В Калининграде существует хорошая система подготовки кадров. На территории завода расположен Прибалтийский судостроительный техникум, который как раз выпускает необходимых для заводов специалистов. Есть высшие учебные заведения - Калининградский государственный технический университет и Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта. Поэтому я бы не стал говорить, что у нас есть кадровый голод.

Судостроительный завод "Янтарь"

Часть вашей карьеры была посвящена северным предприятиям - "Севмашу" и "Звездочке". Можете ли вы сравнить долю квалифицированных кадров на рынке труда Северодвинска и Калининграда?

Предыдущее место моей работы находится в Северодвинске. Я родился там, учился, работал на предприятиях судостроительной отрасли - на "Севмаше" и "Звездочке". На сегодняшний день проблема, которая существует там, - более острая, чем у нас здесь.

Это связано с тем, что предприятия там крупнее. На "Севмаше" сейчас уровень загрузки заказами очень высокий. Там тоже очень мощная кадровая система подготовки, но и требуется большее количество разных специалистов. Это другой порядок проблемы, и ее сложнее решать.

Вы сказали, что был дефицит по определенным специальностям. Могли бы вы их уточнить?

У нас были проблемы с судовыми трубопроводчиками. Но проблемы не глобальны - мы набрали в трубопроводный цех много молодых ребят. Сейчас на постройке очень благоприятное время - они вникают, учатся, приобретают опыт.

Студенты упомянутого вами Прибалтийского судостроительного техникума проходят у вас практику? Многие из них остаются работать на заводе после окончания обучения?

Судостроительный завод "Янтарь"

Студенты тех специальностей, которые готовятся для судостроительного направления, проходят на заводе производственную практику. Поскольку техникум находится прямо на "Янтаре", ребята все это видят - цеха, корабли, работы. Те, кто увлечен этой профессией, кто хочет посвятить свою жизнь судостроению, остаются и приходят работать на завод. Мы делаем заказ на специальности, отучившихся ребят берем к себе, устраиваем на работу.

Что предлагает предприятие сотрудникам помимо непосредственно оплаты труда?

У нас существуют различные программы закрепления и привлечения персонала.
Сейчас завершается программа по обеспечению жильем наших специалистов, которая действовала несколько лет. У нас был определенный жилой фонд, в котором мы на льготных условиях предоставляли и продавали квартиры своим работникам. На данный момент эта программа практически закончилась. До середины этого года наши специалисты разработают новую жилищную программу.
Очень серьезную работу мы проводим с молодежью. Сформирован кадровый резерв, который мы постоянно развиваем. На предприятии существует сильный молодежный совет, посредством которого мы выявляем молодых активных людей. Под эгидой молодежного совета постоянно проводятся мероприятия: конкурсы профессионального мастерства, конкурсы молодой семьи, различные тренинги.

В целом, мы стараемся больше работать с молодыми, чтобы они оставались здесь. Все-таки они - будущая основа завода.

И последний вопрос. Как вы оцениваете инициативу Минобороны по созданию производственных рот, военнослужащие которых будут во время прохождения службы работать на оборонных предприятиях?

Производственные роты - тема не новая. Для завода "Янтарь" при нынешней обеспеченности кадрами - это интересная и перспективная тема, в первую очередь потому что выпускники нашего судостроительного техникума после получения дипломов уходят по призыву служить в армию, а возвращаются на завод далеко не все.

Вообще, идея очень хорошая. Вот призвали молодого человека, и он пришел служить на завод - строить для своей Родины боевые корабли! Поэтому, если это будет реализовано, мы в эту программу включимся. Для нас это один из способов привлечения и закрепления персонала.

Анастасия Селлер

Интервью с Эдуардом Ефимовым продолжает серию публикаций, в рамках которых руководители и ведущие специалисты предприятий морского ВПК рассказали о достижениях и проблемах российской "оборонки", представили образцы перспективной продукции и продемонстрировали конкурентоспособность своих предприятий.

Ранее собеседниками FlotProm стали генеральный директор "Севмаша" Михаил Будниченко, главный конструктор "Коломенского завода" Валерий Рыжов, генеральный директор "Средне-Невского судостроительного завода" Владимир Середохо, заместитель генерального директора по перспективному развитию Ленинградского судостроительного завода "Пелла" Илья Вайсман, генеральный директор ООО "Балтийский завод - Судостроение" Алексей Кадилов, генеральный директор "Кронштадтского Морского завода" Анатолий Белоев, первый заместитель генерального директора судостроительного завода "Вымпел" Виктор Доскин, генеральный директор компании-производителя подводного оборудования "Тетис Про" Алексей Кайфаджян.