Как погиб "Сан-Хуан"

Авторизация

Логин:
Пароль:

Молнии







Каталог морского ВПК

Из морского бизнес-каталога: предприятие №3632: «СММ»; товар/услуга №16044: АСУ для ПЛ и НК.


Поиск


Судостроители: срок импортозамещения композитов определит их стоимость
Тема: Промышленность, Зарубежный ВПК

Средне-Невский судостроительный завод планирует к концу 2017 года завершить импортозамещение композитных материалов. Производитель тральщиков для ВМФ России обязан перейти на российские комплектующие, следуя госпрограмме отказа от зарубежной продукции в военной отрасли. В то же время не связанные обязательствами гражданские судостроители до сих пор закупают композиты за рубежом из-за высокой стоимости российских аналогов.

Композиты, которые применяются для изготовления корпусов по технологии вакуумной инфузии, делятся на армирующие (стеклоткани, углеткани) и связующие (полиэфирные смолы) материалы. Кроме того, в данном методе используют металлические пенопласты (композиты с металлической матрицей).

Композитный катер-катамаран производства Псковской лодочной верфи

Как отмечал в интервью FlotProm директор Средне-Невского судостроительного завода Александр Середохо, у предприятия есть два основных поставщика, один из которых специализируется на стеклотканях, а другой – на углетканях. Речь идет об уфимском "Стеклоните" и московском "Препрег-СКМ" соответственно.

Гражданский рынок судостроения с отечественными углетканями практически не знаком.
"Стеклотканей в стране производится много. Навскидку еще можно вспомнить производителей в Гусь-Хрустальном, в Зеленограде, – сообщили FlotProm представители раменской компании Evolution motors, использующей вакуумную инфузию при изготовлении собственных катеров. – А вот с углетканью проблемы есть - она преимущественно привозная. В России этот материал делают, но за большие деньги".
Специалисты "СВ Нево" согласились как с тем, что со стеклотканью проблем в стране нет, так и с тем что "углеткань – штучная и дорогая вещь". В свою очередь, представители Псковской лодочной верфи назвали качество продукции "Стеклонита" высоким.

Что же касается смол, то, по общему мнению специалистов, с ними дело "не настолько хорошо, как с тканями".

"К примеру, сейчас ключевой российский конкурент для импортеров – ярославские производители полиэфирных смол "Дугалак" (один из поставщиков СНСЗ – ред). Их смола приемлема по качеству, однако цена могла бы быть и пониже", – рассказали корреспонденту FlotProm на Псковской лодочной верфи.

По словам псковских специалистов, стоимость немецкой смолы Ashland ненамного превышает цену российской продукции, при том что в последнюю не входят таможенные и дистрибьюторские "накрутки".
"Если бы наши производители вышли на себестоимость как у европейцев, то импортеры потеряли бы рынок, потому что все бы тогда брали только отечественную смолу, – добавили представители псковского предприятия. – Мы сейчас говорим о смоле для ручной формовки, но не думаем, что в случае с продукцией для вакуумной инфузии есть какие-то принципиальные отличия".
Металлический пенопласт, или, в других источниках, композиты с металлической матрицей, попадает на Средне-Невский судостроительный завод из дзержинского НИИ Полимеров. Однако программа импортозамещения предприятия подразумевает сотрудничество и с другими производителями данного материала.

"Металлические пенопласты мало где применяются, поскольку это дорогостоящая технология для специальных целей. Материал нужен космической промышленности или для выполнения таких заказов, как строительство тральщиков ВМФ", – указали представители Псковской лодочной верфи.

Корпус тральщика пр.12700 в цехе СНСЗ

Ситуация для российских производителей композитов напоминает замкнутый круг. Массовый гражданский заказчик не может себе позволить отечественную продукцию из-за высокой цены. Поставщик материалов для композитного судостроения, в свою очередь, не может снизить цены из-за штучных заказов.

Средне-Невский судостроительный завод построит для ВМФ шесть противоминных кораблей проекта 12700 "Александрит", не считая головного "Александра Обухова". Особенность минных тральщиков данного проекта – выполненный из композитных материалов корпус, который легче стальных конструкций и служит дольше. Командование флота рассчитывает получать по два таких корабля ежегодно.

Кроме того, в апреле 2017 на предприятии открылся цех для производства методом вакуумной инфузии композитных надстроек для корветов проекта 20380, 20385, 20386.