85+ важных военных новинок и событий на МАКС-2017

Авторизация

Логин:
Пароль:

Молнии







Каталог морского ВПК

Из морского бизнес-каталога: предприятие №2936: "51 ЦКТИС" Минобороны России; товар/услуга №16035: Разработка и создание систем и комплексов связи.


Поиск


"Бауманка" создает глиссирующую БМП для загоризонтной высадки
Тема: Промышленность

Научно-производственный центр "Специальное машиностроение" (НПЦ СМ) МГТУ им. Баумана с 2013 года создает боевую машину для морской пехоты (БММП). Некоторое время работы велись в рамках гособоронзаказа, однако заказчик остановил их. Сейчас разработка глиссирующей машины для загоризонтной высадки идет в инициативном порядке, рассказал Центральному Военно-Морскому Порталу главный конструктор центра Сергей Попов.

По словам Сергея Попова, разработка специальной морской десантной машины велась "Бауманкой" еще в 1980-х годах в рамках инициативной ОКР. Позднее прорабатывались различные варианты БММП – колесный, гусеничный, четырехгусеничный и даже шнеко-роторный. Один из вариантов – глиссирующая машина с газотурбинным двигателем ГТД-1250, созданным для танка Т-80.

Предполагаемый облик одного из вариантов БМП морской пехоты разработки НПЦ СМ МГТУ им. Баумана

В 2013 году командование береговых войск ВМФ России инициировало разработку БМП морской пехоты. Соответствующую НИР включили в гособоронзаказ на 2013 год. Конкурс на проведение "Исследования по созданию перспективной боевой машины для подразделений морской пехоты Военно-морского флота (БММП)" выиграл МГТУ им. Баумана. "Но вскоре после заключения государственного контракта работы по этой НИР были заказчиком остановлены", – говорит Сергей Попов, не поясняя причин остановки. Разработку, однако, продолжили в инициативном порядке, – добавил главный конструктор.

Одной из сложностей, с которой столкнулись разработчики, стала амфибийность БМП. На воде машина должна стать быстроходным катером, который сможет быстро преодолеть расстояние, необходимое для загоризонтной высадки, и выдержать волну высотой не менее 1,5 метров. На суше БММП – это полноценный транспортер для пехоты. По крайней мере первую часть задачи "Бауманка" проработала: в декабре 2014 года ООО "Центр технического сотрудничества" при МГТУ им. Н.Э. Баумана" подало заявку на патент мореходной скоростной амфибии с изменяемой поверхностью глиссирования. Патент опубликовали в марте 2016 года, один из его авторов – Сергей Попов.
Машина оснащена двумя боковыми щитками по бортам корпуса, на концах которых находятся управляемые гидродинамические поверхности. Щитки и поверхности могут менять свое положение, уменьшая гидродинамическое сопротивление и управляя дифферентом и креном. Таким образом БММП выходит на глиссаду при меньшей потребной мощности.
В 2015 году на Международном военно-морском салоне показали телеуправляемый масштабный макет машины, соответствующий одному из ранних вариантов технического решения глиссирующей БМП. По бокам макета можно разглядеть щитки, упомянутые в патенте. Как рассказал Центральному Военно-Морскому Порталу источник в ВМФ, начальник береговых войск генерал-лейтенант Александр Колпаченко "хорошо относится к проекту и ранее способствовал его развитию". На фото с МВМС-2015 главный конструктор НПЦ СМ Сергей Попов рассказывает генерал-лейтенанту Колпаченко об особенностях БММП.

Главный конструктор НПЦ СМ МГТУ им. Баумана Сергей Попов показывает модель БММП начальнику Береговых войск ВМФ генерал-лейтенанту Александру Колпаченко

Пока неизвестно, под какой десантный корабль приспособят БМП морской пехоты. Адмирал Игорь Хмельнов (в 1995-1996 годах командовал ТОФ) рассказал корреспонденту ЦВМП, что большие десантные корабли, которыми располагает флот сегодня, не очень подходят для загоризонтной высадки. "Это американская концепция, создававшаяся еще в 1970-х годах", – добавил он. США к 2015 году разработали EFV (Expeditionary Fighting Vehicle) – 34-тонный гусеничный глиссирующий бронетранспортер. Его скорость хода на воде – до 46 км/ч, для глиссирования машина применяет схожий с БММП принцип. Однако массовое производство EFV так и не начали.

Expeditionary Fighting Vehicle (EFV) морской пехоты США в режиме глиссирования

Экс-начальник Береговых войск (1987-1995) генерал-полковник Иван Скуратов заявил корреспонденту ЦВМП, что не нужно копировать американские стандарты с учетом более скромных российских возможностей: "У нас совершенно другой ТВД, более оборонительного характера. Россия не нуждается в таких десантных операциях", – говорит Скуратов.
"Загоризонтное десантирование – это красиво, но не очень эффективно. Страны с развитыми ВВС или ракетно-артиллерийскими системами в состоянии потопить десантные корабли даже на таком удалении, поэтому американский способ высадки десанта пригоден разве что для свержения неугодных режимов в "банановых республиках". Даже с КНДР этот фокус уже не пройдет", – добавил генерал-полковник Скуратов.
В начале апреля СМИ распространили информацию о включении разработки семейства машин на базе БММП в госпрограмму вооружений на 2018-2025 годы. На сегодняшний день НПЦ СМ "Бауманки" "считает доказанной техническую осуществимость БММП, реализующей концепцию "загоризонтного десантирования", – рассказал ЦВМП главный конструктор центра Сергей Попов. Однако, отметил он, "всесторонняя и глубокая проверка разработанных решений требует проведения целенаправленной НИР".

Разработчик БММП, о которой писали СМИ, пока неизвестен: изначально в 2013 году им должен был стать КамАЗ, затем конкурс выиграла "Бауманка". В конце 2015 года первый вице-президент "Компании корпоративного управления "Концерна "Тракторные заводы" Альберт Баков заявил, что создавать военную технику для морской пехоты будет КБ "Волгоградского тракторного завода".