Авторизация

Логин:
Пароль:

Молнии







Каталог морского ВПК

Из морского бизнес-каталога: предприятие №3665: «Центр Водных Технологий»; товар/услуга №121591: Icom IC-M304.


Поиск


Адмиралы и экс-начальник Береговых войск: глиссирующую бронетехнику для ВМФ лучше заменить десантными катерами
Тема: Промышленность

Современные десантные катера нужнее флоту, чем дорогая и сложная глиссирующая бронетехника, считают опрошенные FlotProm эксперты. При этом, полагают они, разработка глиссирующей боевой машины морской пехоты (БММП) для загоризонтной высадки небесполезна. С 2013 года такую машину в инициативном порядке создает научно-производственный центр "Специальное машиностроение" (НПЦ СМ) МГТУ им. Баумана.

Разработку включали в Гособоронзаказ-2013, позднее ее передвинули на более поздний срок. В начале апреля 2017 года СМИ писали о включении разработки семейства машин на базе БММП в госпрограмму вооружений на 2018-2025 годы, однако официально эти данные пока не подтверждаются.

Эксперты: Сейчас для ВМФ актуальнее быстроходные десантные катера


Генерал-полковник Иван Скуратов, с 1993 по 1995 годы командовавший береговыми войсками ВМФ России, заявил FlotProm, что флоту безусловно нужны быстроходные десантно-высадочные средства. Но предполагаемый вес боевой машины слишком велик, считает он. "Нам нужна легкая глиссирующая техника, которую можно высаживать с десантных кораблей в составе передовых отрядов, - говорит Скуратов.

Предполагаемый облик одного из вариантов БМП морской пехоты разработки НПЦ СМ МГТУ им. Баумана

"Ее качества – компактность, легкость, высокая скорость. Иначе ее просто расстреляют, так что вес такой машины должен быть меньше 20-30 тонн, а скорость - 50-60 км/ч, чтобы ее не поразила береговая артиллерия или ПТУРы". Американский глиссирующий бронетранспортер EFV также не обладает нужной скоростью, добавил генерал-полковник.

По его словам, для таких десантных операций у России есть "Зубры". Генерал-полковник добавил, что загоризонтную высадку, для которой создается БММП, можно осуществить с помощью небольших судов, используя наработки по малым десантным кораблям на воздушной подушке "Джейран". "Однако с момента развала СССР этим почти не занимались, а потом началась история с "Мистралями", других серьезных разработок по теме не было". Скуратов призвал конструкторов учитывать взгляд береговых войск на ведение морских десантных действий: "Это не только морские, но воздушно-морские операции, то есть взаимодействие вертолетов и десантных катеров".
Главком ВМФ (1992-1997) адмирал флота Феликс Громов, командовавший ВМФ с 1992 по 1997 годы, солидарен со Скуратовым: он заявил FlotProm, что машина должна быть легче. "Вывести 30-тонную машину на глиссирование – штука сложная, у американцев это получилось, но стоило огромных затрат".
По его словам, для загоризонтной высадки нужны десантные корабли с большим количеством вертолетов и ДКВП с дальностью плавания до 200-300 миль. "Стоит вспомнить наработки по "Джейранам" и "Кальмарам", у нас все-таки принципиально другая идеология десантно-высадочных операций, сейчас у нас нет возможности высаживать куда-то большие десанты".

Адмирал флота Владимир Масорин, в 2005-2007 годах – главнокомандующий ВМФ РФ, заявил FlotProm, что не представляет, как можно сделать глиссирующую БМП дешевой и эффективной. Вместе с тем он назвал разработку машины интересной задачей для конструкторов.

Как глиссирует БМП морской пехоты


В марте 2016 года ООО "Центр технического сотрудничества" при МГТУ им. Н.Э. Баумана" зарегистрировало патент на мореходную скоростную амфибию с изменяемой поверхностью глиссирования. "Изобретение решает задачу создания амфибии с увеличенной скоростью движения на плаву, – говорится в документе. – Глиссирующая БМП имеет два боковых щитка по бортам водоизмещающего корпуса, которые могут менять свое положение с помощью силовых цилиндров, установленных по бортам и связанных со средствами управления".

На кормовых оконечностях этих щитков находятся две управляемые гидродинамические поверхности, которые также могут изменять свое положение. Как сказано в патенте, изобретение позволяет уменьшить гидродинамическое сопротивление машины и выходить на режим глиссирования при меньшей потребной мощности, достигать более высоких скоростей движения на плаву, а также обеспечивает коррекцию дифферента и крена машины при ее эксплуатации за счет использования управляемых гидродинамических поверхностей.

Машина оснащена двумя боковыми щитками по бортам корпуса, на концах которых находятся управляемые гидродинамические поверхности. Щитки и поверхности могут менять свое положение, уменьшая гидродинамическое сопротивление и управляя дифферентом и креном. Таким образом БММП выходит на глиссирование при меньшей потребной мощности. При этом на внешних поверхностях боковых щитков установлены продольные реданы. Они отсекают воду от поверхности и создают дополнительную подъемную силу, которая уменьшает осадку корпуса, его смоченную поверхность и сопротивление трения. "Работает" на реданах та часть потока воды, которая растекается в поперечном направлении, к бортам, и попадает на реданы под углом, близким к прямому.

1 / 3


По словам разработчиков, их конструкция, в отличие от классических подводных крыльев лишь скользит по поверхности воды и преодолевает мелководье, которое недоступно для водоизмещающих судов и транспортных средств на подводных крыльях. В режиме движения по суше боковые щитки и гидродинамические поверхности прижаты к боковым бортам корпуса, обеспечивая ему дополнительную защиту. При входе в воду под действием силовых цилиндров боковые щитки раскрываются. Благодаря подъемной силе, возникающей на гидродинамических поверхностях при поступательном движении, амфибия приподнимается над водой, уменьшает свою осадку, гидродинамическое сопротивление уменьшается и машина выходит на режим глиссирования при меньшей потребной мощности.

США к 2015 году разработали EFV (Expeditionary Fighting Vehicle) – 34-тонный гусеничный глиссирующий бронетранспортер. Его скорость хода на воде в режиме глиссирования – до 46 км/ч, для выхода на глиссирование машина применяет схожий с БММП принцип. Однако массовое производство EFV так и не начали. Независимый военный эксперт Прохор Тебин рассказал FlotProm, что создать подобную машину можно – вопрос в ее технической сложности и стоимости. "Если на БМП прикрепить ракетный двигатель, она может и в космос выйти. Ничего невозможного тут нет. Американская перспективная машина, которая удовлетворяет требованиям их морской пехоты, оказалась настолько дорогой, что ее реализация лишилась всякого смысла", – считает Тебин. Российская глиссирующая БМП пока находится на ранней стадии разработки, чтобы можно было оценить ее стоимость.

Expeditionary Fighting Vehicle (EFV) морской пехоты США в режиме глиссирования

Главный конструктор НПЦ СМ МГТУ им. Баумана Сергей Попов рассказал FlotProm, что создатели машины предусмотрели пять вариантов полной массы машины, ее габаритов, а также несколько вариантов обеспечения требуемого уровня ее мореходности. "Некоторые из решений представляют более широкий интерес для разработки плавающих машин и небольших скоростных судов... Большинство из них имеют инновационный характер и, насколько нам известно, прямых аналогов в отечественной и зарубежной практике им нет".

В 2013 году "Бауманка" выиграла конкурс на проведение исследования по созданию перспективной боевой машины для подразделений морской пехоты Военно-морского флота (БММП). Однако вскоре после заключения государственного контракта заказчик остановил работы", – рассказал FlotProm главный конструктор НПЦ СМ Сергей Попов. Институт продолжил создание БММП в инициативном порядке. В 2015 году на Международном военно-морском салоне показали телеуправляемый масштабный макет машины, соответствующий одному из первых вариантов глиссирующей БМП. Ее планируют оснастить газотурбинным двигателем ГТД-1250, созданным для танка Т-80. Масса машины – 20-30 тонн.