ОНЛАЙН: Поиск пропавшей у берегов Аргентины подлодки

Авторизация

Логин:
Пароль:

Молнии







Каталог морского ВПК

Из морского бизнес-каталога: предприятие №3113: «Континент-Сервис»; товар/услуга №83137: Терминал связной .


Поиск


Дизельное дерби: как "Звезда" и "Дизельзипсервис" пытаются поделить рынок
Тема: Промышленность, Статьи

Один из крупнейших производителей судовых дизелей, завод "Звезда", добавил в свой "черный список" компанию "Дизельзипсервис", ремонтирующую, в том числе, агрегаты завода. Как рассказал FlotProm источник в отрасли, в частном порядке представители обеих компаний утверждают, что их конкуренты используют некачественные или даже старые запчасти для двигателей. Страдают в итоге заказчики и прежде всего флот.

Насколько "внутривидовая борьба" участников рынка влияет на боеготовность кораблей ВМФ и других эксплуатантов? FlotProm проанализировал несколько эпизодов с ремонтом двигателей производства "Звезды", в том числе когда этим занимался "Дизельзипсервис". Актуальности вопросу эксплуатации флотом и другими силовыми структурами дизелей "Звезды" добавляет создание заводом собственной сервисной сети и открытие "дочки" – "Звезда-Сервис", анонсированное на Международном военно-морском салоне-2017.

Испытания дизеля на стенде "Дизельзипсервиса"

История первая: части третьего ремонтного размера нашли в новом дизеле М520


2 ноября 2007 года "Звезда" выпустила дизель М520, в 2008 году установленный в качестве главного двигателя на пограничном сторожевом корабле (ПСКР) "Выборг" проекта 10410, шифр "Святлячок". В 2014 году Пограничное управление ФСБ РФ по Петербургу и Ленобласти взыскало 6,7 млн рублей за ремонт двигателя (постановление 13 арбитражного апелляционного суда СПб от 22 июля 2014 года, дело № А56-10228/2013).

ПСКР "Выборг"

В решении суда в частности сказано, что "образование повреждений двигателя М520-ОМЗ, заводской номер 0706-461, вызвано производственными недостатками".

Эксперт назвал причиной выхода двигателя из строя "установку гильз в третьем блоке цилиндров с ненадлежащей маркировкой и неопределенными техническими параметрами. ...Образование повреждений двигателя вызвано производственными недостатками".
"Дизельзипсервис" обнаружил в ходе ремонта на новых двигателях детали третьего ремонтного размера, сообщили FlotProm в компании. Предприятие готово предоставить акты ремонта и фотографии, добавили в "Дизельзипсервисе". Таким образом, речь может идти об установке на двигатель старых запчастей, но в какой момент это произошло и происходило ли вообще, – достоверно не установлено.
Как следует из ответа "Звезды" на запрос FlotProm, 12 июля 2012 года поступило уведомление об обводнении масла в системе смазки двигателя.

При этом, утверждают на дизельном заводе, "при составлении рекламационного акта комиссия не выполнила своих обязанностей, установленных п. 5.2.2 ГОСТ РВ 15.703-2005", а именно: "не провела исследование дизеля по установлению характера и причины возникновения неисправности, не определила конкретную причину неисправности, возможность восстановления дизеля в условиях ПСКР "Выборг", а также порядок дальнейшего исследования дизеля".

В рекламационном акте комиссии сделан вывод об эксплуатационном характере неисправности, а в качестве ее причины указан гидроудар.
"При разборке дизеля указанная в рекламационном акте неисправность (гидроудар) не подтвердилась, а причиной обводнения масла стала негерметичность третьего блока", – утверждают на заводе-изготовителе дизеля.
"Можно только предполагать, чем руководствовалась эксплуатирующая организация при составлении рекламационного акта, при определении причин неисправности, осуществлении выгрузки дизеля с ПСКР "Выборг" и направлении для восстановления гарантийного двигателя не к поставщику (как того требуют нормативные документы), а в ООО "Питерэнерго", – резюмировали в "Звезде".

На заводе-изготовителе утверждают, что замена третьего блока прямо на борту ПСКР "Выборг" обошлась бы в 800 тысяч рублей. Но вместо этого затраты на восстановление двигателя составили 6,7 млн рублей. Взысканные денежные средства "Звезда" оплатила в полном объеме.

История вторая: некачественные детали и малый ресурс четырехлетнего дизеля М507


Малый артиллерийский корабль "Волгодонск" проекта 21630, шифр "Буян", вошел в строй 20 декабря 2011 года. Корабль построили на Морском заводе "Алмаз". После четырех лет эксплуатации дизель М507 производства "Звезды" с наработкой две тысячи моточасов встал. Акт технического обследования есть в распоряжении FlotProm.


Поскольку завод-изготовитель снял дизель с гарантии, судоверфи "Алмаз" пришлось ремонтировать его за собственный счет. Двигатель попал в "Дизельзипсервис", акт дефектации есть в распоряжении редакции.

Согласно акту техобследования двигателя М507 зав. № 0910-62 от 15 февраля 2017 года, "выявлена причина появления металлической стружки в путевом масляном фильтре: в цилиндрах №№ 3,4 и 5 блока №5 верхнего отсека – механические задиры гильз цилиндров, в цилиндре №3 – металлическая крошка на поверхности поршня".
Кроме того, уже по истечении гарантийного срока выявили заклинивание выхлопного клапана №1 и облом рычага кулачнового вала выхлопного клапана №2 блока №7, а также другие неисправности.

Механиков предприятия удивил масштаб поломок, сообщили FlotProm в компании. "Речь может идти об установке некачественных или бывших в употреблении деталей", – считают в "Дизельзипсервисе".

На "Звезде" сообщили FlotProm, что гарантийные обязательства завода на дизельные двигатели и дизель-генераторы заказа 702 для "Волгодонска" в соответствии с договором истекли 21 декабря 2013 года.
"Таким образом, речь идет о негарантийном случае, и выбор подрядчика для проведения ремонта остается на усмотрение заказчика, – отметили в пресс-службе завода. – ПАО "Звезда" к исследованию данного двигателя не привлекалось, информации по его состоянию и причинах выхода из строя в адрес предприятия не поступало".

История третья: оперативное устранение заводом-изготовителем поломки агрегата


С новыми дизелями, поступающими на корабли и суда ВМФ и других силовиков, периодически возникают проблемы. Иногда для их устранения приходится судиться, как в первом случае; в других судоверфи или заказчики чинят поломки за собственные средства; наконец, завод-изготовитель устраняет неисправности сам.

Служебно-разъездной катер проекта 21270

Один из последний таких случаев – проблемы с правым редуктором ДРА-473 производства "Звезды" для катера связи проекта 21270. Судно строилось на Окской судоверфи. Источник на предприятии сообщил FlotProm о неисправности редуктора правого борта катера. "Специалисты "Звезды" устраняли недостатки на месте, в Севастополе", – рассказали на судоверфи.
"Все замечания выявлены и устранены специалистами ПАО "Звезда" в рабочем порядке, – подтвердили FlotProm представители завода-изготовителя редуктора. – Агрегат предъявлен госкомиссии и успешно принят. Катер прошел швартовные, заводские и государственные ходовые испытания и в настоящее время эксплуатируется в составе Черноморского флота".
Чем вызваны неисправности в каждом конкретном случае, окончательно выяснить получается не всегда. Завод-изготовитель не всегда соглашается с актом обследования предприятия, ведущего ремонт. Случаи, приведенные выше, призваны проиллюстрировать эту тенденцию.

Почему "Дизельзипсервис" оказался в "черном списке" завода "Звезда"


Конкуренция на рынке отечественных судовых дизелей невелика, но компании используют разные методы "закрепления" на рынке. Один из них – публичные заявления: например, внесение в собственный "черный список".
Как рассказали FlotProm в пресс-службе "Звезды", предприятие поместило "Дизельзипсервис" в собственный "черный список", поскольку последний "осуществляет свою деятельность с использованием наименования нашего предприятия (ПАО "Звезда", до сентября 2015 года – ОАО "Звезда") и традиционных наименований выпускаемых заводом модификаций продукции".

Объявление на официальном сайте ПАО "Звезда" о внесении "Дизельзипсервиса" в собственный "черный список" завода

Так как "Звезда" не имеет никаких договорных отношений с "Дизельзипсервисом", "подобный стиль подачи информации, по нашему мнению, может вводить в заблуждение наших клиентов и партнеров относительно несуществующего сотрудничества между ПАО "Звезда" и ООО "Дизельзипсервис", – добавили в пресс-службе.

Завод расценивает подобные формулировки как "проявление недобросовестной конкуренции и попытку ООО "Дизельзипсервис" получить преимущество на рынке, выдавая себя за партнера ПАО "Звезда", являющегося известным в России разработчиком и производителем высокооборотных дизельных двигателей, редукторов и электростанций".

Анатолий Русин, гендиректор Кингисеппского машиностроительного завода (работает с "Дизельзипсервисом" в рамках межзаводской кооперации), заявил FlotProm, что "Звезда" советская и нынешняя – разные предприятия, не обладающие взаимной преемственностью: "Соответственно у завода нет законных оснований, чтобы считать себя держателем подлинников документации. Двигатели разрабатывались в советский период, на деньги министерства обороны, и это собственность государства".

"Согласно стандартам, держателя подлинников назначают решением заказчика, – продолжает Русин. – После приватизации "Звезды" заказчик должен был одновременно принять новое решение о назначении завода держателем подлинников, ведь только последний может вносить изменения в техническую документацию".
Ситуацию с "черным списком" Анатолий Русин прокомментировал так: "Звезде" не нужны конкуренты, поэтому они везде говорят, что никто не может изготовить то, что они делают". Но некоторые запчасти для судовых дизелей разработки еще советской "Звезды" КМЗ изготавливает по старым чертежам самостоятельно, что и продемонстрировал на МВМС-2017.
Так, завод подготовил производство сменных запасных комплектующих для двигателей производства завода "Звезда", выпущенных в советских период. На стенде, в частности, представили блок цилиндров для двигателей типа М50.

Как разногласия участников рынка сказываются на флоте


Кроме того, заявил FlotProm Анатолий Русин, с 1998 года "Звезда" массово вносит изменения в конструкторскую документацию, чего, по его мнению, делать нельзя. "Когда держатель-разработчик подлинников вносит какие-то изменения, он обязан это обосновать, – сказал директор КМЗ. – "Звезда" этого сейчас не делает. Они придумали новые форсунки, но ставят их только на новые двигатели". Если на старом подобном двигателе случится поломка, а на складе ВМФ не окажется к нему запчастей, оперативно изготовить комплект деталей не получится. Таким образом, разработчик не обеспечивает заменяемость, а флот лишается боевой единицы.

ПАО "Звезда" заявило FlotProm, что готово работать с любыми заказчиками по вопросам изготовления и поставки дизельных двигателей, редукторных передач и дизель-генераторов для нужд Военно-морского флота, Погранслужбы ФСБ, других ведомств и гражданского флота в целях импортозамещения и обеспечения национальной безопасности.
Дизельный завод "Звезда" советует эксплуатантам уделять повышенное внимание вопросам обучения персонала, в том числе проходить стажировки на предприятии-изготовителе двигателей. Как отметили на "Звезде", это нужно, чтобы исключить поломки из-за "человеческого фактора", который, считают на предприятии, преобладает как причина неисправностей.
"Звезда" также рекомендует "неукоснительно соблюдать правила использования ГСМ и охлаждающих жидкостей, указанных в инструкции по эксплуатации изделий".

Кроме того, в пресс-службе "Звезды" заявили FlotProm о необходимости "в государственном масштабе восстановить систему подготовки рабочих и инженеров, обеспечить доступные кредиты для обновления основных производственных мощностей (предприятий – ред.), а также сформировать и довести до предприятий-изготовителей перспективные планы развития кораблестроения и судостроения в России для обеспечения производства необходимыми ресурсами".
Главный инженер петербургской компании N., сотрудничающей как со "Звездой", так и с "Дизельзипсервисом", заявил FlotProm, что качество дизелей "Звезды" находится "примерно между китайскими и европейскими дизелями". По его словам, у высокооборотных дизелей "Звезды" изначально небольшой ресурс, это "капризные" двигатели, но "винить предприятие-изготовитель не вполне корректно, тут скорее вопрос к конструкторам".
Однако, добавил эксперт, заказчики побогаче, не обремененные необходимостью импортозамещения, предпочитают немецкие двигатели и агрегаты. При этом крайним оказывается как всегда заказчик, особенно если двигатели снимут с гарантии, считает инженер. Ситуация осложняется плохим входным контролем запчастей у эксплуатантов, а также слабой подготовкой механиков ВМФ. "Нужны толковый приемный контроль, опытные специалисты и современное спецоборудование", – заключил эксперт.

Не все предприятия и эксперты, опрошенные FlotProm, смогли оперативно прокомментировать ситуацию, пообещав высказаться позже.

От издателя: уведомление о конфликте интересов. ООО "Дизельзипсервис" и ПАО "Звезда" в последние 12 месяцев через департамент развития Mil.Press размещали информационные материалы (обозначены плашкой "партнерский материал"). Данная статья подготовлена по инициативе редакции Mil.Press (FlotProm) и не согласовывалась – за исключением цитат – с какими-либо лицами или предприятиями.