Авторизация

Логин:
Пароль:



Молнии







Каталог морского ВПК

Из морского бизнес-каталога: предприятие №200012: ОАО "НПО "Гидромаш"; товар/услуга №83182: ВПЭН 80/20 .


Поиск


"Роснефть" будет строить и чинить военные корабли

RSS

"Роснефть" будет строить и чинить военные корабли 09:47, 10 Сен 2013
Фото: Коммерсантъ, Александр Коряков

Консорциум "Роснефти" и Газпромбанка (ГПБ), которому Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) передаст "суперверфь" "Звезду" и ряд судостроительных и судоремонтных заводов на Дальнем Востоке, продолжит выполнять на этих мощностях оборонные заказы, рассказали "Ъ" несколько источников в отрасли.

По их словам, "Роснефть" "сама выразила готовность сохранить и развить военное производство", идею поддержал Минпромторг, курирующий судостроение. Собеседники "Ъ" говорят, что дальневосточные верфи "работают в рамках гособоронзаказа (ГОЗ)", а также участвуют в оборонных федеральных целевых программах (ФЦП) и поэтому "могут обеспечивать дополнительную выручку консорциуму". Владимир Путин на совещании по вопросам судостроения 30 августа оценивал объем заказов для шельфовых месторождений до 2030 года в 6,5 трлн руб. По оценкам источников "Ъ", в 2012 году объем работ, выполненных предприятиями ОСК на Дальнем Востоке, составил порядка 10 млрд руб.

Но, признают источники, "обязательства по сохранению и развитию военных мощностей" передаются в нагрузку к крупнейшей строящейся гражданской верфи ОСК.

По данным собеседников "Ъ", помимо строящейся "Звезды", а также Северо-Восточного ремонтного центра (СВРЦ) в Камчатском крае и 30-го судоремонтного завода в Приморье (об их возможной передаче "Ъ" сообщал 2 сентября), консорциум может получить почти все остальные предприятия Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (ДЦСС) ОСК. В основном они занимаются военными заказами.

Речь идет о центре судоремонта "Дальзавод" и 92-м судоремонтном заводе во Владивостоке и военном заводе "Звезда" в ЗАТО Большой Камень, на базе которого строится одноименная гражданская "суперверфь". Консорциуму могут быть переданы и Амурский и Хабаровский судостроительные заводы. Эта идея уже обсуждалась 30 августа на совещании у Владимира Путина, который сказал тогда, что структуру консорциума "не нужно утяжелять". "Пока окончательное решение не принято, но за передачу заводов выступает Минпромторг", — говорит один из собеседников "Ъ". Он объясняет, что оба предприятия "в сложном финансовом положении, оставлять их в периметре ОСК нерационально при передаче остальных ключевых активов ДЦСС". По словам собеседников "Ъ", если консорциум согласится, то ему, скорее всего, отдадут и 179-й судоремонтный завод в Хабаровске.

Если консорциум решит консолидировать почти все предприятия ДЦСС, то "юридическая схема его создания очевидна", — говорит один из источников "Ъ". В этом случае "Роснефть" и ГПБ получат 75% существующего ОАО ДЦСС (сейчас на 100% принадлежит ОСК), блокпакет останется у корпорации. "Скорее всего, 75% будут проданы не от существующего акционерного капитала ДЦСС, а выпущены в рамках допэмиссии", — отмечает источник "Ъ". Он добавляет, что оценка ДЦСС "пока только планируется", поэтому "определить даже примерную стоимость пакета сложно". "По сути, с получением военных заводов речь идет о создании отдельной от ОСК судостроительной компании на Дальнем Востоке",— отмечает другой собеседник "Ъ". В "Роснефти" и ОСК от комментариев отказались, в ГПБ на запрос "Ъ" не ответили.

Источники "Ъ" отмечают, что в основном консорциуму "придется взять на себя обязательства по ремонту, а не строительству военных кораблей". Но с передачей СВРЦ и 30-го судоремонтного завода консорциум займется ремонтом и утилизацией атомных подводных лодок. СВРЦ — основная база ремонта АПЛ, входящих в состав Тихоокеанского флота. "Для собственника в лице частного консорциума это может создать определенные сложности с секретностью, соблюдением повышенных норм безопасности, а также потребует четкого исполнения обязательств по работе предприятий",—подчеркивает один из источников "Ъ".

Но военных схема устраивает, отмечают источники "Ъ" в Минобороны. "Для нас неважно, в чьем ведении находится верфь или ремзавод — ОСК или "Роснефти", — говорит один из собеседников "Ъ". — Просто надо понимать, что предприятия, взявшие на себя обязательства по ГОЗ, в случае переподчинения по-прежнему будут нести ответственность за его своевременное исполнение, так же как и "Роснефть"". Источник "Ъ" в военно-промышленной комиссии при правительстве (ее возглавляет вице-премьер Дмитрий Рогозин) заявил, что за привлечение такого инвестора, как "Роснефть", для военных заказов "нужно голосовать двумя руками сразу". "Мощности многих заводов на Дальнем Востоке сейчас явно недозагружены, да и их состояние вызывает только одно чувство — жалость", — отмечает собеседник "Ъ".

По мнению Надежды Малышевой из PortNews, если частный консорциум получит не только гражданские, но и военные верфи, это может создать прецедент для дальнейшего дробления ОСК. "Это очень нестандартное решение Владимира Путина, который уже фактически отчаялся решить проблему ОСК в частности и отрасли в целом, — считает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. — Но надо понимать, что для "Роснефти" приоритетными всегда будут именно ее проекты, именно под них и берутся судостроительные мощности. Гособоронзаказ же всегда будет занимать второе место".

Возврат к списку


Материалы по теме:


Главное за неделю