Авторизация

Логин:
Пароль:



Молнии







Каталог морского ВПК

Из морского бизнес-каталога: предприятие №16073: «СУЛАК»; товар/услуга №83125: Аппаратура коммутации средств радиосвязи .


Поиск


Главный инженер "Звездочки" рассказал о способах утилизации АПЛ

RSS

Главный инженер "Звездочки" рассказал о способах утилизации АПЛ 19:01, 03 Июн 2014
В рамках конференции по подводным технологиям SubSeaTech2014, проходящей в Санкт-Петербургском Государственном Морском Техническом Университеле (СпбГМТУ), главный инженер Центра судоремонта "Звездочка" Фролов Олег Анатольевич рассказал о том, как предприятие совместно с госкорпорацией Росатом утилизирует списанные атомные подводные лодки (АПЛ).

Главный инженер северодвинского предприятия начал выступления с того, что подчеркнул актуальность проблемы утилизации ядерных отходов, покоящихся на дне северных морей. Олег Фролов напомнил, что в советское время отработавшие реакторы подводных лодок и надводных атомоходов не утилизировались должным образом, а затапливались на дне океана.

"Однако, специально затопленные реакторные отсеки особым образом подготавливались к долговременному хранению. Внутренности герметизировались и заполнялись радиационно-стойким консервантом на основе фурфурола", - рассказал Фролов.

По словам главного инженера "Звездочки", воздействие морской среды на контейнеры с ядерным топливом недостаточно изучены, поэтому особую угрозу экологической ситуации в регионе представляет подводная лодка К-159 "Нерпа", затонувшая при буксировке у берегов Кольского полуострова. В момент аварии АПЛ только направлялась на утилизацию, отработанное ядерное топливо из нее выгружено не было. В связи с этим специалисты "Звездочки" регулярно проводят замеры радиационного фона в районе затопления. Кроме того, уже разработан план подъема и утилизации данной подводной лодки, рассматривается вариант проведения работ совместно с зарубежными коллегами.

При подъеме подводной лодки со дна моря специальной утилизации требует не только отработанное ядерное топливо, но и вода, находящаяся внутри корпуса. По международной классификации ее принято относить к жидким радиоактивным отходам. После прохождения процедуры очистки, ранее радиоактивная вода предъявляется на проверку контролирующим органам и впоследствии сливается в канализацию, откуда попадает в акваторию северодвинского порта. В остальном процедура утилизации аварийной подводной лодки аналогична действиям по плановой утилизации списанной АПЛ.

На сегодняшний день силами ЦС "Звездочка" и судоремонтного предприятия Нерпа (филиал "Звездочки"), выполнены работы по комплексной утилизации 81 атомной подводной лодки советского и российского производства. Ряд работ проводился при участии партнеров из США, Великобритании, Китая. У зарубежных фирм было закуплено специальное оборудование для утилизации, такое как краны, понтоны, роботизированные комплексы, предназначенные для дефрагментации радиационно опасных объектов.

Корпус утилизируемой АПЛ отправляется на переработку, которая проводится на специализированных предприятиях, таких как Череповецкий металлургический завод, а реакторный отсек подготавливается к длительному хранению. Для этого из него извлекается отработанное ядерное топливо, которое в защитных контейнерах вывозится на площадку временного хранения, а оттуда - на предприятие "Маяк", расположенное в Челябинской области.

Реакторные отсеки же буксируются на объект длительного хранения в Мурманской области. На сегодняшний день этот объект представляет собой площадку открытого типа, однако уже активно ведутся работы по созданию в штольнях Кольского полуострова подземной базы хранения радиоактивных отходов.

По словам главного инженера "Звездочки", в России пока нет технологий, позволяющих полностью нейтрализовывать высокорадиоактивные твердые отходы, поэтому задача создания крупного могильника для отработанного ядерного топлива и отходов атомной отрасли является одной из приоритетных для предприятий, работающих в этой сфере.

Напомним, что "Звездочка" является ведущей российской верфью по ремонту и модернизации атомных подводных лодок, здесь также освоено строительство надводных судов, в том числе рыболовных траулеров. На предприятии работают около 14 тыс. человек. Верфь имеет два крытых эллинга на 7 стапельных мест, рассчитанных на ремонт и постройку судов весом до 18 тыс. тонн.

Возврат к списку


Материалы по теме:


Главное за неделю