Авторизация

Логин:
Пароль:



Молнии







Каталог морского ВПК

Из морского бизнес-каталога: предприятие №200324: ЗАО "ЦНИИ "Судового машиностроения"; товар/услуга №18098: Обследование (мониторинг) объектов на дне.


Поиск


В. Путин провел заседание Совета безопасности в расширенном составе по вопросу повышения эффективности деятельности ОПК

RSS

В. Путин провел заседание Совета безопасности в расширенном составе по вопросу повышения эффективности деятельности ОПК 10:34, 03 Сен 2012
Текст: ЦАМТО
Фото: ejnews.ru
На заседании обсуждались меры, направленные на повышение эффективности деятельности ОПК, вопросы стратегического планирования развития ОПК, а также итоги серии совещаний по реализации госпрограммы вооружения.

Ниже стенограмма выступления В.Путина приведена в изложении пресс-службы Кремля.

"Мы в последние три месяца провели целую серию совещаний по вопросам реализации госпрограммы вооружения до 2020 года: по каждому виду и роду войск уточнили приоритеты создания перспективных образцов военной техники, а также сроки и объемы поставок новой техники в войска.

Сегодня в рамках заседания Совета Безопасности обобщим итоги состоявшихся обсуждений. При этом в качестве основной темы повестки рассмотрим проблемы развития и повышения эффективности отечественного оборонно-промышленного комплекса. Вопрос носит системный, безусловно, базовый характер.

Планы по обновлению Вооруженных сил масштабные, и наша промышленность, научные и конструкторские центры, ОПК в целом должны быть готовы в полной мере реализовать все эти планы. Прежде всего, речь идет о способности разрабатывать и серийно производить военную продукцию нового поколения, причем с расчетом на долгосрочную перспективу.

Фактически задача сегодняшнего заседания – согласовать и расставить все основные акценты в стратегии планирования развития оборонно-промышленного комплекса. При этом мы, прежде всего, должны ориентироваться на рост всех качественных характеристик нашей оборонной промышленности.

Хотел бы вновь повторить: мы направляем на госпрограмму вооружения и программу модернизации оборонно-промышленного комплекса беспрецедентные средства – в предстоящее десятилетие почти 23 триллиона рублей. Мы долго по этому вопросу говорили, спорили и, по сути, эти все цифры в муках рождались. Естественно, что (и я об этом уже много раз говорил) других денег у нас не будет и времени больше не будет на реализацию этих масштабных программ. Поэтому мы должны сработать максимально эффективно.

Все эти ресурсы должны принести адекватную отдачу и для укрепления обороноспособности страны, и для развития нашей технологической, научной и экономической базы.

Обращаю внимание: результативность работы каждого предприятия и всего ОПК будет оцениваться, разумеется, не по объемам освоенных и вложенных средств, а по количеству и качеству выпускаемой продукции. Нам нужны, как специалисты в этой области говорят, "штуки", а не цифры на бумаге, которые освоили предприятия.

Насколько она, эта программа и эта продукция в конечном итоге, конкурентоспособна и отвечает текущим и перспективным потребностям армии и флота – в этом самый главный вопрос. Какие приоритетные технологии специального и двойного назначения получит страна – вот что важно. Как будет организована подготовка специалистов и рабочих кадров.

Кстати, здесь хочу сразу сказать два слова о кадрах: чрезвычайно важный вопрос, причем на всех уровнях, начиная от рядовых рабочих и инженерных кадров до руководителей предприятий. У нас, к сожалению, очень многие предприятия еще технологически в прошлом веке находятся.

Мы многое сделали и по обновлению руководящих кадров в последние годы, но если этого будет недостаточно, будем эту работу продолжать, потому что только современные люди, мыслящие по-современному, могут организовать современное производство.

За последние годы мы уже провели серьезную внутреннюю реструктуризацию ОПК. В оборонной промышленности сформировано 55 интегрированных структур. Сейчас они обеспечивают выпуск более 60 процентов всей продукции ОПК. Кроме того, мы исходим из того, что модернизация и эффективная работа оборонных предприятий – это серьезный резерв роста всей национальной экономики. Именно в ОПК сосредоточена основная часть передовых технологий, а более 30 процентов от общего объема производства составляет продукция гражданского назначения, продукция, которая пользуется устойчивым спросом в энергетике, металлургической промышленности, машиностроении, связи и других отраслях. Это не какое-то открытие у нас в стране, это во всем мире так происходит. Оборонка всегда служила локомотивом, который тащит за собой другие отрасли производства.

И конечно, стабильность и эффективность предприятий ОПК – это вопрос благополучия и жизненной перспективы тысяч квалифицированных кадров, квалифицированных рабочих, инженеров, конструкторов. В ОПК входят, напомню, 1353 организации и предприятия, расположенные в 64 субъектах Российской Федерации, и на них работает более двух миллионов человек. Посчитайте, сколько это со смежниками, с членами семей и так далее.

Очевидно, что сегодня надо максимально задействовать все имеющиеся механизмы – и организационные, и финансовые, и правовые – для укрепления конкурентоспособности и научно-производственного потенциала нашего ОПК. В этой связи считаю важным активизировать работу по нескольким ключевым направлениям.

Первое. В сжатые сроки необходимо обновить производственные фонды и провести технологическую модернизацию предприятий отрасли. Мы уже отмечали, что за последние 30 лет по ряду причин - и прежде всего из-за хронического недофинансирования - отечественный ОПК пропустил несколько циклов модернизации. Нужно наверстывать упущенное. Согласен с тем, что это крайне сложная задача, но она решаема и должна быть решена. Этого требуют интересы страны.

По сути, нам предстоит совершенствовать весь механизм ОПК, нужно совершить такой же мощный, комплексный прорыв в модернизации оборонных отраслей, как это было еще в 30-е годы прошлого века. Нужно будет освоить наукоемкие, базовые и критические технологии для выпуска современной конкурентоспособной продукции. И на этой основе обеспечить опережающий научно-технический задел для серийного производства перспективных систем вооружения и военной техники, производства в необходимом количестве и с высоким качеством.

Второе. Благодаря системе долгосрочных контрактов оборонные предприятия должны выйти на экономически обоснованный уровень рентабельности, и мы об этом очень много говорили в последнее время. Это значит, что предприятия должны зарабатывать столько, чтобы хватало и на развитие, и на достойный уровень заработной платы, и на привлечение молодых специалистов, высококвалифицированных кадров.

Кстати говоря, мы тоже на предыдущих совещаниях об этом упоминали: в определенных случаях считаю возможным выработать систему особых грантов и поощрений для работников, которые работают на ключевых направлениях оборонно-промышленного комплекса. Там очень много современных, талантливых молодых людей, их нужно поощрять, в том числе и материально. Я прошу над этим подумать.

Здесь хотел бы обратить внимание на другое: экономическое благополучие предприятий, высокие доходы не могут строиться на ничем не обоснованном задирании цены, на выбивании денег из заказчика. Напомню, что в данном случае заказчиком является само государство в лице Министерства обороны.

Стоимость контрактов должна быть справедливой и понятной. При этом госбюджет не должен оплачивать неэффективную работу. Поэтому сквозная задача для всего ОПК – это современная организация производства и повышение производительности труда, снижение издержек и накладных расходов, внедрение энергосберегающих технологий. Фактически нужна не только технологическая модернизация ОПК, но и отладка всех экономических механизмов его работы, включая управленческие модели. Для этого нужно, прежде всего, закончить всесторонний аудит и проверку эффективности каждого оборонного предприятия и организации.

Очевидно, что назрел вопрос о единой ценовой политике в отношении продукции военного назначения. Об этом тоже в последние месяцы, даже в последние года два, наверное, мы очень часто говорим, постоянно возвращаемся к этому вопросу. Правила и принципы формирования видов и моделей цен, планирования и калькуляции себестоимости, расчета фактических индексов цен и рентабельности должны утверждаться постановлениями Правительства Российской Федерации, а многочисленные и нередко противоречащие друг другу ведомственные методики и инструкции должны отменяться. Я прошу Председателя Правительства обратить на это самое пристальное внимание, причем лично проконтролировать эту работу. Нам до сих пор не удается выйти на единое понимание того, как строится цена в ОПК. Все, что сделано в этой части, и все контракты, которые подписаны, подписывались в ручном режиме, мы об этом хорошо знаем. Но это же не работа, во всяком случае, не системная работа.

Третье, на что хотел бы обратить внимание. Предстоит усовершенствовать механизмы частно-государственного партнерства в отрасли. Здесь надо ломать многие привычные стереотипы, вроде того, что по оборонной тематике могут работать только специальные государственные учреждения или структуры. У нас уже есть успешный опыт, когда частные компании разрабатывают и выпускают самую сложную и самую востребованную, самую чувствительную для обороноспособности страны продукцию. Недавно, как вы знаете, руководители нескольких таких предприятий получили в Кремле Государственную премию России за разработку и создание современных радиолокационных станций.

Считаю, что следует упростить процедуру создания новых предприятий и оборонных производств с участием частного бизнеса. Кроме того, нужно найти дополнительные стимулы для привлечения к выполнению гособоронзаказа гражданских предприятий, высших учебных заведений и университетов, научных центров. Я встречаюсь с работниками этих учреждений, многократно слышал от них о готовности и желании работать по этой тематике. Мы знаем, что такие возможности у них есть, они растут.

Часто приходится слышать, что частный инвестор не знает, что будет востребовано в оборонных секторах экономики, не может рассчитать, окупятся ли вложенные средства. Это действительно так, но одним из возможных путей решения данной задачи является создание единого банка данных с информацией о потребностях оборонно-промышленного комплекса, и на этой базе можно будет облегчить привлечение частных инвестиций.

Это также поможет оперативно обеспечивать обмен научно-технической информацией и трансферт инноваций между оборонными и гражданскими секторами. А там, где это происходит, эффект очень хороший. Мы знаем такие примеры и в авиации, и в космосе, и в некоторых других отраслях.

Считаю принципиально важным, чтобы предприятия ОПК независимо от форм собственности имели четкие ориентиры, позволяющие планировать развитие научно-производственной базы и кадрового, еще раз хочу это подчеркнуть – кадрового потенциала на целый инновационный цикл вперед.

Теперь два слова о возможности сотрудничества с инопартнерами в этой сфере: оно тоже возможно и тоже востребовано. И там, где партнеры согласны идти с нами вместе по этому направлению, нужно, конечно, это использовать. Использовать их наработки, использовать их знания, опыт – здесь нет ничего зазорного.

Вместе с тем, создавать "отверточные" производства, собирающие зарубежные аналоги вооруженной техники на основе импортных узлов, агрегатов и комплектующих, – недопустимо. Это тупиковый путь для этой отрасли. Весь цикл: от разработки до серийного производства и поставок комплектующих – должен разрабатываться на российской территории. Это гарантия нашей национальной, технологической и оборонной безопасности.

В завершение еще раз обращаю внимание на необходимость тщательного контроля за исполнением гособоронзаказа, в том числе по линии Военно-промышленной комиссии. На одном из совещаний в конце прошлого года (потом это повторилось уже в начале этого года) я просил наши соответствующие структуры подумать над созданием эффективного механизма контроля. Так и не получил до сих пор ваших предложений. До сих пор нет. Все это в таком вялотекущем режиме. Если так будет продолжаться, у нас постоянно будут срываться сроки исполнения гособоронзаказа.

Нужно постоянно отслеживать, как соблюдаются сроки разработки и поставок вооружений. Особое внимание следует уделить вопросам качества продукции и соблюдения технологических стандартов.

Вынужден вновь напоминать, что три последних года гособоронзаказ выполнялся с серьезными проблемами. В результате срывов, затягивания сроков заключения контрактов ряд предприятий фактически работали вполсилы, а иногда просто простаивали, а потом начинались авралы.

Сейчас обеспечено заключение большинства контрактов. Это дает возможность предприятиям ОПК строить ритмичную работу. Но ослаблять внимания к этой теме нельзя, так же как нельзя ослаблять внимание к одному из основных направлений – четкому, ритмичному финансированию.

Знаю, что между ведомствами здесь достигнут определенный консенсус, договорились о технологии работы. Главное, чтобы ничего не срывалось между Минфином, Минобороны и другими заинтересованными министерствами и ведомствами".

Возврат к списку


Материалы по теме:


Главное за неделю