Видеодневник инноваций
Баннер
Универсальный бронекатер

Быстроходный
бронекатер
для силовиков и спасателей

Авторизация

Логин:
Пароль:

Поиск

Пол-Мистраля за спасатель
15.09.11
Текст: Центральный Военно-Морской Портал, Николай Ермолаев
Фото: Центральный Военно-Морской Портал, Богатов Сергей
Неконтролируемый процесс производства техники в системе военно-промышленного комплекса приводит в итоге к завышению цен. Это стало характерной чертой для предприятий отечественного ОПК, в том числе и для тех, что проектируют и производят продукцию для спасательных сил флота.

Модель спасательного судна проекта 21300
Так, например, создание глубоководного водолазного комплекса ГВК-450 проекта 22020 (разработчик и поставщик всех комплектующих нижегородское ЦКБ "Лазурит", руководитель М.Вайнерман) для спасателя "Игорь Белоусов" проекта 21300 затянулось на 6 лет и его цена за это время возросла с 800 млн. рублей до 2,5 млрд рублей, что по стоимости превосходит зарубежные аналоги почти в 2 раза. Последние, немногим уступающие по рабочей глубине отечественному, стоят порядка 15 млн долларов (или 450 млн рублей). При том, что бюро позиционирует себя как разработчик глубоководного комплекса и поставщик комплектующих (часть из них - зарубежного производства), оно не является, что парадоксально, поставщиком всего комплекса, а, следовательно, не несет никаких гарантийных обязательств.

В результате, на сегодняшний день за глубоководный комплекс, головной образец которого находится на судне "Игорь Белоусов", реально не отвечает никто - ни иностранные компании, ни разработчик "Лазурит".

Российская судостроительная промышленность переживает трудные времена. Но спекуляция на сложившейся обстановке недопустима. Позиция и принципиальность Минобороны РФ в этой ситуации абсолютно понятны. Деньги должны вкладываться в реальные проекты и разработки, а не в реализацию долгостроев, которые устаревают уже на этапе производства и "тянут" на протяжении десятилетий бюджетные деньги.

Напомним, что строительство спасательного судна океанского класса нового поколения проекта 21300 "Дельфин" было вызвано необходимостью наличия в составе аварийно-спасательной службы ВМФ новых носителей глубоководной техники, способных быстро и эффективно оказывать помощь экипажам аварийных подводных лодок всех классов и типов, как уже находящихся в строю флота, так и перспективных, только строящихся. Особенную актуальность это приобрело в свете трагической катастрофы АПРК "Курск". Проблема вновь обострилась в августе 2005 года после аварии батискафа АС-28 проекта 1855 "Приз", который пришлось спасать с помощью британского телеуправляемого подводного аппарата.


Размещение АГА проекта 18271 "Бестер" на спасательном судне
В октябре 2005 года Управление заказов и поставок кораблей, морского вооружения и военной техники Министерства обороны РФ объявило о победе в тендере на постройку нового спасательного судна судостроительного предприятия "Адмиралтейские верфи".

24 декабря 2005 года в эллинге "Адмиралтейских верфей" в Санкт-Петербурге состоялась закладка головного спасательного судна, получившего имя "Игорь Белоусов" в честь министра судостроительной промышленности СССР в период с 1984 по 1988 год.

Стоимость постройки спасателя официально не озвучивалась, однако по некоторым оценкам она может достигать суммы не менее 100 миллионов долларов. По неофициальной информации от источников, близких к Минобороны, из бюджета на строительство спасателя уже выделено 6 млрд рублей, и промышленность требует от Минобороны еще столько же на окончание достройки. Получается, спасатель для ВМФ РФ, построенный на отечественной верфи, будет стоить бюджету как половина вертолетоносца типа "Мистраль"?

Спасательное судно "Игорь Белоусов" планируется передать Северному флоту не ранее 2013 года. Сроки строительства неоднократно сдвигались вправо (первоначально планировалось вступление в строй в 2010 году), главным образом из-за проблем с поставщиками оборудования. На данный момент на стапеле сформирован только корпус судна.

Наша справка

Проект 21300 "Дельфин" был разработан в Санкт-Петербургском ЦМКБ "Алмаз". Судно имеет следующие проектные ТТЭ:

Водоизмещение полное - 5300 т;
Размерения: длина - 107,1 м, ширина - 17,2 м;

Скорость полного хода - 15 узлов;
Дальность плавания - 3000 миль при скорости 12 узлов;

Автономность - 30 суток;
Экипаж - 99 человек.

Энергетическая установка: 2 дизеля по 3260 л.с., 4 дизель-генератора по 1600 кВт, 2 дизель-генератора по 1000 кВт, электродвигатели;

Спасательное и водолазное оборудование:
- один автономный глубоководный аппарат проекта 18271 "Бестер" с глубиной погружения до 700 м;
- необитаемый телеуправляемый ПА с глубиной погружения до 700 м;
- телеуправляемые ПА типов "Sea Tiger", "Venom" или "Scorpio";
- водолазный комплекс разработки ЦКБ "Лазурит" с рабочей глубиной до 500 м;
- нормобарические скафандры для глубоководных работ;
- декомпрессионный комплекс на 60 человек;
- водолазный пост для глубин до 60 м.

Главное за неделю