Текст: А.К. Белухин, руководитель лаборатории торсиографирования и виброакустики ОАО "РЦПКБ "Стапель", академик Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности
Фото:
Как устроено АвторизацияПоиск |
К вопросу о проблеме крутильных колебаний силовых установок на эксплуатирующихся судах
17.06.11
Текст: А.К. Белухин, руководитель лаборатории торсиографирования и виброакустики ОАО "РЦПКБ "Стапель", академик Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности Фото: Валопровод: туннель и колена гребного вала, соединенные фланцами
Одной из достаточно серьезных проблем при эксплуатации судовой силовой установки является возможность развития резонансных явлений, возникающих в элементах валопровода на определенных оборотах двигателя в результате крутильных колебаний судовых пропульсивных установок.
На сегодняшний день в силу различных факторов на флоте сложилась ситуация, при которой главные двигатели и валопроводы и демпфера работают далеко за нормативными сроками эксплуатации. На некоторых судах наработка этих чрезвычайно ответственных механизмов в два и более раза превышает нормативную. Усугубляет ситуацию также то, что огромное количество старых судов прошли процедуру повышения класса и сегодня эксплуатируются в более сложных условиях, чем те, на которые они проектировались. К сожалению, далеко не на всех из них, несмотря на наличие таких требований в правилах классификационных обществ, выполнены расчеты крутильных колебаний и проверены фактические состояния валопроводов с учетом крутильных колебаний. Допускаются случаи невыполнения данных расчетов в проектах новых судов из-за отсутствия у проектанта соответствующих специалистов. На ряде судов, находящихся в эксплуатации, выполнялась проточка (иногда неоднократная) и наплавка валопроводов, которая серьезно изменяла крутильную схему энергетической установки без выполнения каких либо расчетов и обоснований, на многих менялись главные двигатели или винты без выполнения расчетов крутильных колебаний и без проведения после такой модернизации торсиографирования. Все эти факторы ведут к значительному увеличению количества аварийных ситуаций, связанных с поломкой валопроводов или главных двигателей и при неблагоприятном развитии ситуации могут привести к гибели членов экипажа и судна. Крутильные колебания судовых валопроводов, как известно, относятся к опасным динамическим нагрузкам, которые нередко приводят к аварийным повреждениям коленчатых валов, редукторов, самих валопроводов и других элементов судовых энергетических установок. В связи с этим обстоятельством практически все классификационные общества, в том числе РМРС и РРР, в своих правилах имеют разделы с конкретными требованиями по борьбе с этим серьезным нежелательным явлением. В течение более чем 30 лет в ОАО "Ростовское ЦПКБ "Стапель" действует лаборатория торсиографирования, которая в настоящее время оснащена самыми современными средствами исключающими ручной счёт крутильных колебаний и позволяющими производить измерение и обработку крутильных колебаний с использованием цифровых технологий записи и спектрального анализа колебаний. Всё это предоставляет возможность оперативно, практически без вывода судна из эксплуатации, вести расчётно-экспериментальный мониторинг технического состояния судовой силовой установки в соответствии с требованиями правил классификационных обществ. Учитывая значительный срок эксплуатации многих действующих судов, в последние годы возникла необходимость диагностирования силиконовых демпферов крутильных колебаний и термометрирования упругих муфт, которые в прошлые годы просто заменялись на новые с целью продления их ресурса. При этом по заданиям РМРС и РРР разработаны методики, позволяющие не только определять техническое состояние силиконовых демпферов, но и прогнозировать их остаточный ресурс. К сожалению, в условиях современной эксплуатации флота не все судовладельцы в полной мере понимают необходимость контроля крутильных колебаний судовых силовых установок, что приводит к нередким аварийным ситуациям. Чаще всего они происходят из-за незнания плавсоставом особенностей работы силиконовых демпферов, резонансных частот крутильных колебаний, которые определяются только методом торсиографирования судовой силовой установки, что позволяет избежать работы в опасной, но не запретной зоне частоты вращения главных двигателей. С этой целью при техническом обслуживании дизельной установки следует проводить периодическое диагностирование демпферов путём измерения крутильных колебаний с применением методики и программ оценки остаточного ресурса. Способ диагностирования силиконовых демпферов путём отбора и анализа жидкости (допускаемый РМРС и запрещенный РРР) не является достоверным по ряду причин и, по мнению ЦНИИ им. А.Н. Крылова, фирмы SKL (Германия) и большинства известных специалистов в области крутильных колебаний, абсолютно не объективен. Его использование возможно только для приблизительной оценки общего технического состояния демпфера при полном отсутствии возможности установить наличие заклинки маховика демпфера и определения опасных резонансных частот действующих крутильных колебаний. Так как отбор жидкости требует серьезных монтажных работ на судне по доступу к сливным отверстиям демпфера и долива после отбора жидкости с аналогичными характеристиками (что зачастую невозможно из-за отсутствия на судах данных по применяемой в демпфере жидкости), чаще всего такая работа не выполняется вообще, и судовладельцу выдаются поддельные документы по отбору и анализу жидкости. В заключение хотелось бы отметить ещё один недостаток, который часто встречается при выполнении расчётов крутильных колебаний судовых силовых установок. Проектировщики судов или замены двигателей, а также поставщики оборудования (в частности из дальнего зарубежья) предъявляют на рассмотрение расчёты, выполненные не в полном соответствии с требованиями методик РМРС и РРР. В связи с этим обстоятельством в расчёте часто отсутствуют данные, которые используются при торсиографировании, и в первую очередь – это масштабы напряжений и эластических моментов. Готовые расчёты приходится серьезно корректировать, чтобы после торсиографирования определить действующие напряжения и эластические моменты во всех элементах валопровода. Завершая эту статью, автор выражает уверенность, что она принесёт пользу не только специалистам по расчётно – экспериментальным исследованиям крутильных колебаний судовых силовых установок, а также экспертам РМРС и РРР, наблюдающим за техническим состоянием эксплуатирующегося флота. |
Важное
Главное в военных СМИ за неделю: перестановки на верфях ОСК, робот-эвакуатор для передовой, закладка танкера проекта 23630
Важное
Испытания МРК "Буря" вышли на финишную прямую
Важное
Михаил Боровский назначен гендиректором Хабаровского судостроительного завода
Важное
Экипаж поднялся на борт первого патрульного ледокола "Иван Папанин" |