ГОЗ - мониторинг

Авторизация

Логин:
Пароль:

Поиск

Баннер

Представлена новая
линейка продукции
в интересах
Инженерных войск

Интервью с директором завода "Алмаз": для предприятия 100 лет – не возраст!

В дни празднования 100-летнего юбилея с момента создания на месте нынешнего Морского завода "Алмаз" мастерских Общества Финляндского легкого пароходства корреспондент Центрального Военно-Морского Портала встретился с генеральным директором ОАО "Морской завод "Алмаз" Виктором Михайловичем Ивановым. Речь зашла о состоянии производства сегодня и в ближайших перспективах завода.

В цехе морского завода "Алмаз"

Виктор Михайлович, Морскому заводу "Алмаз" в этом году исполнилось 100 лет. Срок немалый для производственной площадки. Известно, как все начиналось?

Хотел бы показать вам копию подлинного исторического документа, который называется "Протоколъ осмотра помещения дерево-обделочной мастерской, устроенной Обществом Финляндского Легкаго Пароходства, состоящего во 2-м участке Васильевской части по Уральской улице подъ № 19". Протокол составлен по делу выдачи свидетельства на право работы на фабриках и заводах. Фирменный бланковый документ на восьми листах с 35-ю вопросами, начиная с того, в чем именно будет заключаться производство, где и как оно разместится, каким оборудованием будет располагать, заканчивая проблемами бытового характера. Старший Фабричный инспектор Санкт-Петербургской губернии и члены комиссии выдали подробное заключение по всем пунктам и своими подписями от 16 июня 1911 года (по старому стилю) разрешили деятельность мастерских.

Историческая память должна сохраняться для потомков…

Вы совершенно правы, и к юбилейной дате на предприятии открыт музей, точнее – его первая очередь. Работа по организации музея начата недавно по моему распоряжению. Ранее на заводе музея не было, в отличие от СФ "Алмаз" на другой стороне Малой Невы на Петровском острове, где имеется заводской музей с очень интересной экспозицией. Кстати, некоторая часть моделей взята именно оттуда. В день юбилея завода, 29 июня, сотрудники, гости и ветераны могли уже посетить музей и ознакомиться с его экспозицией.

От истории к делам современным – как чувствует себя предприятие сегодня? Каковы его перспективы на рынке в целом?

Завод работает стабильно и имеет неплохие перспективы. Фактически мы являемся единственным судостроительным предприятием северо-запада, серьезно работающим с алюминиевыми легкими сплавами. Еще с 60-х годов прошлого столетия на заводе серийно строились корабли и катера на воздушной подушке с корпусами из алюминия и его сплавов. В трудные 1990-е годы руководство смогло сохранить основной костяк мастеров. Сейчас это очень положительно сказывается на качестве продукции – наши катера и суда сделаны на мировом уровне и даже находятся на передовых позициях.

Существует ли на заводе дефицит квалифицированных кадров, являющийся бичом всей современной судостроительной промышленности России?

На МЗ "Алмаз" такой проблемы нет. Более того, к нам на работу люди идут, в том числе и самой востребованной специальности – судовые сварщики, и мы имеем возможность выбирать лучших.

А как насчет молодежи и подготовки будущей рабочей смены?

Здесь особо хвалиться нечем. Увы, на сегодняшний день не существует никаких специальных программ обучения сварочным работам по алюминиевым сплавам. Проблему решаем непосредственно на заводе, и у нас это неплохо получается. Молодые специалисты есть, у них есть желание учиться и работать. Мы обеспечиваем им хороший уровень зарплаты, создали неплохие бытовые условия, поэтому люди держатся за свои места и добросовестно трудятся. Все вопросы по улучшению условий труда и быта мы держим под контролем и постоянно заботимся об этом. Особое внимание к труду и быту заводчан проявляет генеральный директор СФ "Алмаз" Леонид Герасимович Грабовец. Его внимание к этим проблемам легко объяснимо – вскоре ожидается перенос на нашу площадку мощностей СФ "Алмаз".

Виктор Михайлович, что будет с предприятием после объединения обеих производственных площадок и переноса их на этот берег Невы?

Пока вопрос закрытия СФ "Алмаз" окончательно не решен. Возможно, эллинг останется, и в нем будут выполнять заказы по строительству кораблей и катеров. Но в целом и мы способны выполнять довольно крупные заказы и строить не только катера, но и более крупные боевые корабли таких проектов, как 10410, а в ближайшей перспективе – сторожевик территориального моря проекта 22460. Вы сможете и сами в этом убедиться, побывав в наших цехах. Сейчас на предприятии работает около 300 рабочих и служащих, но мы способны обеспечить работой большее количество людей – до 400-450 человек – и выполнить все планируемые заказы, в том числе и на экспорт.

С завода недавно ушло построенное здесь патрульное судно с заводским № 050. Насколько известно, планируется закладка второго такого судна также по заказу пограничников.

Фактически работа по его постройке начата, идет заготовка металла. Техническая закладка судна практически осуществлена. Однако торжественная церемония состоится позже. Судно будет строиться на противоположном берегу в большом эллинге.

А ограниченность размеров производственных помещений завода на этом берегу не повлияет на размеры перспективных заказов?

Нисколько. Мы не строим крупнотоннажные суда, наша специализация – катера и корабли небольшого водоизмещения. При постройке ПС-824 проекта 22120 мы стыковали нос с кормой на открытой площадке. Да, лучше было бы сделать это в эллинге, но больших проблем я тут не вижу – это не очень сложная технология. К тому же существуют планы по увеличению размеров наших эллингов, но это в дальней перспективе.

Руководство предприятия с целью демонстрации технических возможностей завода не так давно в инициативном порядке приняло решение построить и предложить на рынок сторожевой корабль проекта 10410 – своего рода визитную карточку "алмазовцев". Сейчас в эллинге завершается формирование корпуса корабля, и никаких сложностей его строительство у нас не вызывает. Таким же образом Морской завод сможет строить и новые заказы, например, продолжить серию ПСКР типа "Рубин" – как раз к такой работе мы сейчас и готовимся.

На очередном V Международном военно-морском салоне мы представили ряд своей продукции. Это и десантный корабль на воздушной подушке "Мордовия", который принадлежит к самым крупным КВП в мире типа "Зубр", и скоростной катер типа "Соболь", которых завод только в этом году построит 4 единицы.

Историческая справка


29 июня исполнилось ровно 100 лет с того момента, как в Санкт-Петербурге по адресу улица Уральская, д. 19 была основана верфь Деревянно-поделочной мастерской Общества Финляндского морского пароходства, осуществлявшего в те годы практически все пассажирские перевозки в черте города. Сама территория была приобретена ОФЛП еще раньше – в 1899 году под место зимнего отстоя судов, бункеровки углем и проживания персонала. База постепенно отстраивалась – за несколько лет была возведена причальная стенка, склады угля, целый жилой квартал из 6 двухэтажных деревянных домов и кирпичное административное здание. Чуть позже, в 1908 году, для потребностей судоремонта соорудили продольный слип, использовавшийся вплоть до 60-х годов ХХ столетия.

Развивая свою деятельность и не ограничивая себя только ремонтом существующих судов и катеров, ОФЛП в 1911 году открыло механическую и дереобрабатывающую мастерские "для постройки и ремонта мелких судов и яхт". В этом же году в мастерских построили два деревянных катера – "Чайка" и "Базис", имевших двигатели внутреннего сгорания, а не паровые машины, как на пассажирских судах Общества. С 1913 года мастерские преобразованы в "Верфь ОФЛП".

В годы первой мировой войны верфь выполняла заказы Главного военно-технического управления по строительству 60 первых в мире мотопонтонов. В 1918 году после национализации начинается новый этап в деятельности предприятия. С 1920 года верфь вошла в состав Северо-Западного речного пароходства. К 5-й годовщине Октябрьской революции верфи присвоили имя Ф.Э.Дзержинского. К 1928 году СЗРП, не имевшее возможности технически перевооружить устаревшее оборудование верфи, приняло решение о ее закрытии. К этому времени морская пограничная охрана ОГПУ, развивая свой корабельный состав и остро нуждаясь в собственной судоремонтной базе, вышла с предложением в Правительство СССР о передаче верфи в свое распоряжение. С 1929 года "Верфь им. тов. Дзержинского" вошла в структуру Морпогранохраны в качестве основного места базирования и ремонта судового состава Финско-ладожской пограничной флотилии. Здесь размещались штаб и склады флотилии, проживали моряки-пограничники. До Великой отечественной войны верфь использовалась по своему прямому назначению, а с началом войны стала заниматься ремонтом и вводом в строй побывавших в боях катеров Балтийского флота.

По окончании войны верфь снова была передана в ведение Морпогранохраны, а в 1947 году получила статус Судоремонтного завода. В начале 1960-х годов Судоремонтный завод погранвойск МВД Ленинградского округа попал под сокращение армии и флота и был передан в Управление рыбной промышленности Ленсовнархоза, затем – в Госкомитет Совмина СССР в качестве опытного завода и получил наименование "Опытный морской завод". В 1966 году название вновь было сменено – на "Невский Морской завод". Предприятие стало заниматься новым для того времени направлением – кораблями и катерами на подводных крыльях и на воздушной подушке. За несколько лет были построены и переданы в эксплуатацию СПК представительского класса "Стрела-2" и "Стрела-3". Для их постройки завод освоил работу с легкими сплавами для корпусов судов и катеров и нержавеющей сталью – для крыльевых устройств. В 1968 году на заводе построили КВП "Бриз", а с 1969 года налажено серийное строительство десантных катеров-амфибий "Скат". В это же время завод решил сложную техническую задачу по строительству и сдаче заказчику первого отечественного судна на глубокопогруженных автоматически управляемых подводных крыльях (АУПК) "Тайфун".

С 1970 года завод вошел в состав ПО "Алмаз" в качестве производственной единицы № 2. Здесь было развернуто производство КВП, параллельно с выпуском серийных катеров ("Скат", "Кальмар", "Джейран") проведено масштабное техническое переоснащение завода. Были возведены новый эллинг размерами 72х36 м, 5-этажный корпус для выпуска корпусных конструкций, трубный участок, вычислительный центр и котельная. В 1981 году специально под строительство самого крупного в мире ДКВП "Зубр" возведен второй эллинг размером 72х36 м. Из-за распада СССР полностью завершить реконструкцию завода не успели, но существующие мощности позволяют и в начале 21 века строить современные корабли и катера мирового уровня.

В 1993 ПО "Алмаз" было акционировано, и теперь уже ОАО СФ "Алмаз" учредило в 1997 году дочернее предприятие – ОАО "Морской завод "Алмаз". В 1990-е году на заводе строили суда экологического мониторинга типа "Экопатруль", а в 2002 году было сдано уникальное скоростное пассажирское судно катамаранного типа с корпусом из легкого сплава Superfoil-40 "Линда", успешно эксплуатировавшееся на линии Таллин-Хельсинки. В это же время возобновились и окрепли деловые контакты с Морпогранохраной. По их заказу строились учебные и патрульные катера проектов А-66, А-67, А-99-1, разъездные катера проекта 21960 (строились и по заказу ВМФ). В 2005 и 2007 годах на заводе построены две яхты представительского класса "Хоста", предназначенные для обслуживания членов Правительства РФ, проведения встреч и переговоров на борту. В 2006 году завод приступил к строительству нового для себя проекта – патрульного судна ледового класса, успешно прошедшего испытания и переданного морским пограничникам Дальнего востока в 2010 году. В этом же году завод сдал заказчику два скоростных катера "Соболь" с уникальной системой автоматически управляемых интерцепторов, развивающих скорость почти в 50 узлов, и продолжил строительство серии этих удачных перехватчиков, в том числе и на экспорт.

Объемы строительства судов и катеров на МЗ "Алмаз" в первом десятилетии XXI века убедительно свидетельствуют о качественном росте производства на заводе. К своему 100-летнему юбилею завод подошел с положительной динамикой развития, имея гарантированную перспективу в деле оснащения отечественных и зарубежных заказчиков современными катерами и кораблями.