ГОЗ - мониторинг

Авторизация

Логин:
Пароль:

Поиск

Баннер

Представлена новая
линейка продукции
в интересах
Инженерных войск

Место, где "лечат" корабли
Тема: Промышленность, Статьи

Более 200 заказов ежегодно выполняет 91-й судоремонтный завод. Именно здесь находится самый большой на Черноморском флоте док, в котором ремонтируется флагман флота — гвардейский ракетный крейсер "Москва". 20 марта предприятию исполнилось 25 лет.

Корреспондент FlotProm побывал на 91-м СРЗ и встретился с его начальником капитаном 2 ранга Сергеем Лукашевичем, который рассказал историю предприятия и поведал о людях, которые заботятся о кораблях.

Четверть века в строю

Начальник 91 СРЗ Сергей Лукашевич

В 1987 году по инициативе начальника Технического управления ЧФ контр-адмирала Юрия Халиуллина и начальника 1099 судоремонтной мастерской капитана 1 ранга Бориса Бабкина было разработано технико-экономическое обоснование создания флотского судоремонтного завода. С помощью специалистов Военно-морской академии это обоснование было подкреплено расчетами и началась работа по созданию на базе двух судоремонтных мастерских в бухтах Стрелецкая и Карантинная судоремонтного завода, способного выполнять текущие и средние ремонты судов и кораблей до III ранга включительно.

Приказом начальника Техупра ЧФ от 23 января 1990 года капитану 1 ранга Бабкину было поручено сформировать 91 СРЗ на базе судоремонтной мастерской 1099 в бухте Стрелецкой. 20 марта 1990 года 91 СРЗ был сформирован. Этот день является днем рождения завода.

С первых дней создания 91-го СРЗ номенклатура выполняемых работ была расширена. Освоен ремонт систем гидравлики, двигателей М-503, М-507, М-50, автоматики ДАУСДГ, кондиционеров, дизель-компрессоров типа ДК-2-3 кораблей 3 и 4 ранга. На кораблях 1 и 2 ранга выполнялись отдельные работы по техническому обслуживанию и ремонту подшипников валолиний, рефмашин, генераторов МСК, КИП АПС, систем термоконтроля турбин. В 1990 году коллектив предприятия выполнил средний ремонт морского тральщика "Снайпер" проекта 266М.

С 1990 по 1998 год в состав завода вошли: плавучие мастерские ПМР-95, ПМР-84, ПМР-183; плавучие доки ПД-19, ПД-80, ПД-30, ПД-88; плавучий кран ПК-103030; покрасочное судно ППКС-15; рейдовый буксир РБ-225, разъездной катер РК-708; судоремонтная мастерская СРМ-155 береговой базы подводников в бухте Южная; управление 74 группы судов обеспечения. Завод постоянно прирастал новыми единицами.

Совершенствовали и расширяли спектр своей деятельности специалисты центральной заводской лаборатории. Они освоили метод цветной капиллярной дефектоскопии для контроля усталостных трещин, коррозии и других повреждений конструкций из сплавов черных и цветных металлов. Они проводили работы по определению газового состава воздуха в топливных и масляных цистернах на кораблях и судах флота, выполняли работы по измерению толщин ультразвуковыми толщиномерами изделий из различных металлов и сплавов, производили проверку диэлектрических средств защиты, освоили проверку термоголовок ТГ-30, ТГ-40, ТГ-70, систем пожаротушения "КРАБ".

В 1993 году на 91 СРЗ была сформирована 1800 группа технического обслуживания, личный состав которой внес весомый вклад в поддержание технической готовности кораблей и судов флота. Специалисты этой группы технического обслуживания неоднократно привлекались к выполнению задач боевой службы на кораблях флота в качестве ремонтной группы, оказывая помощь личному составу в ремонте и правильной эксплуатации материальной части.

В 1996 году заводчане освоили средний ремонт малого противолодочного корабля проекта 1124. Спустя три года была образована лаборатория технической диагностики. Её специалисты продиагностировали тысячи корабельных механизмов, обследовали с помощью методов неразрушающего контроля сотни корпусов кораблей и судов, тысячи дизелей, сотни электрокомпрессоров. "Были предотвращены сотни возможных поломок и аварий механизмов, - отмечает Сергей Лукашевич. - Экономический эффект, за счет уменьшения затрат на ремонт, вследствие предотвращения аварий и поломок составил десятки миллионов рублей".

В 1999 году предприятием освоен ремонт ракетного катера проекта 1241.

Специалисты предприятия выполняли средние, текущие, навигационные, межпоходовые и доковые ремонтов кораблей и судов флота. Ежегодно выполняется свыше 200 отдельных заказов на ремонт материальной части, внедрена и успешно действует система технического обслуживания корабельных механизмов.

91 СРЗ

На кораблях 1 и 2 ранга выполнялись отдельные работы по техническому обслуживанию и ремонту подшипников валолиний, рефмашин, генераторов МСК, КИП АПС, систем термоконтроля турбин.

91 СРЗ

В настоящее время в состав группы судов обеспечения 91 СРЗ входит 15 судов, из них 5 несамоходных рейдовых плавучих мастерских (ПМР-71, 84, 95, 98, 183), рейдовый буксир РБ-225, плавучая покрасочная станция ППКС-15, разъездные катера РК-708 и РК-735 "Стриж", несамоходный плавучий кран ПК-103030 и 5 плавучих доков (СПД-16, БПД-30, МПД-32, МПД-80, БПД-88).

Люди завода

91 СРЗ

Начальниками завода были: с марта 1990 по июнь 1996 года - капитан 1 ранга Борис Бабкин, с октября 1996 по сентябрь 2008 года – капитан 1 ранга Виктор Митёкин, с сентября 2008 по сентябрь 2011 года – капитан 1 ранга Сергей Новогрибельский.

Должность главного инженера в разные годы занимали капитаны 2 ранга Виктор Волнухин, Анатолий Шубин, Владимир Зверев, Игорь Баканов, Борис Пичугов, капитан 3 ранга Василий Пузанов.

В настоящее время Слесарно-электромеханический цех возглавляет Александр Исаев. "Он у нас трудится с основания завода, можно сказать, абориген", - говорит Сергей Лукашевич. Корпусно-доковым цехом руководит Владимир Демиденко. Комплексный цех возглавляет Василий Барановский. Этот цех имеет три участка. Люди этого подразделения трудятся не только в Стрелецкой, но и Карантинной бухте, ремонтируют там корабли и катера.

Докование кораблей и судов ЧФ проходит на плавдоках разного водоизмещения, которые замкнуты 91-й СРЗ. Коллектив ПД-30 – а это самый крупный док ЧФ, где докуются флагман ЧФ ГРКР "Москва", сторожевые корабли, большие десантные корабли до недавнего времени возглавлял капитан 3 ранга Владимир Журавлевский. Теперь его коллектив возглавляет капитан 2 ранга запаса Владимир Трутнев. Коллектив ПД-88, где до недавнего времени командиром был капитан 2 ранга Денис Небрат, возглавляет Владимир Губко, ПД-16 руководит Валентин Корж, ПД-80 - Виктор Брыкин.

91 СРЗ

"Настоящими трудягами нашего завода являются РБ-225, где капитаном Сергей Григорьевич Табачный, в прошлом командир нескольких подводных лодок, капитан 1 ранга в отставке, отец командира новой головной ПЛ "Новороссийск" и плавкран ПК-103030, где капитаном-кранмейстером Борис Федорович Лысиков, - отмечает Сергей Лукашевич. - Рейдовому буксиру уже более 40 лет, но он, благодаря опытному капитану и подготовленному экипажу исправен и выполняет поставленные задачи. Настоящим патриархом является плавкран, построенный еще в 1957 году. Однако сбоев в его работе практически не бывает. Небольшой экипаж профессионалов, а их всего 14 человек, содержит ПК в исправности и готовности к немедленной работе".

91 СРЗ

"Гордостью завода" начальник предприятия назвал слесарей-ремонтников 5 разряда Виктора Мирошниченко, Сергея Чуба, Петра Бибко, Александра Кузьмина, Юрия Лопатнева, Николая Васькова, электромонтера по ремонту электрооборудования Виктора Можарова, слесаря по сборке металлоконструкций Богдана Ганиша. "Некоторые из них трудятся на заводе со дня его образования", - отметил Сергей Лукашевич.

Справка FlotProm


Капитан 2 ранга Сергей Петрович Лукашевич родился 15 октября 1972 года в Балтийске – главной базе БФ. В 1994 году закончил Высшее ВМИУ имени В.И. Ленина и начал службу командиром трюмной группы дивизиона движения БЧ-5 эсминца "Настойчивый". Прошел должности командира машинно-котельной группы "Настойчивый", командира дивизиона движения БЧ-5 эсминца "Беспокойный", командира БЧ-5 эсминца "Внушительный". В 2008 году закончил ВМА и вновь вернулся на БФ, заняв должность старшего офицера отдела снабжения и технического обслуживания Техупра БФ. После двух лет службы в Техупре БФ, был переведен на Черноморский флот и в апреле 2010 года назначен начальником 13 СРЗ. С сентября 2011 года исполняет нынешнюю должность.

Владимир Пасякин