ГОЗ - мониторинг
Узнайте первым о новинках форума «Армия-2019»
Баннер

Представлена новая
линейка продукции
в интересах
Инженерных войск

Авторизация

Логин:
Пароль:

Поиск

Интервью с Алексеем Прусаковым: "70% производственных мощностей было направлено на "Аврору"

В середине июля крейсер-музей "Аврора" вернется на место вечной стоянки в Санкт-Петербурге после прохождения длительного ремонта и модернизации. Главный строитель кораблей "Кронштадтского морского завода" Алексей Прусаков рассказал FlotProm, как были организованы ремонтные и модернизационные работы на крейсере, с какими трудностями столкнулись корабелы и сколько еще сможет прослужить корабль №1 ВМФ при должном обслуживании.

Какие работы проводились в ходе капитального ремонта "Авроры"?

По государственному контракту у нас выполнялся ремонт крейсера "Аврора" по техническому состоянию с выполнением отдельных модернизационных работ. Что подразумевалось заказчиком: первое - определить техническое состояние корпуса "Авроры", чтобы понять, сколько еще корабль может пробыть на плаву, определить прочность корпусных конструкций; второе - восстановить быт на борту, чтобы экипаж мог нормально жить, обеспечивать живучесть корабля и самого музея. Это каюты, корабельные помещения, камбузы, гальюны. Третий блок вопросов - модернизационные работы, то есть установка на корабль новых систем.

Главный строитель кораблей Кронштадтского Морского завода Алексей Прусаков

Какими новыми системами оборудован крейсер?

Во-первых, системами видео-наблюдения (мониторинга), системой пожаротушения тонкораспыленной водой. Это система впервые устанавливается на кораблях ВМФ. Она обеспечивает пожаробезопасность с учетом того, что на борту хранятся исторические экспонаты, и чтобы не нанести ущерб этим вещам. Во-вторых, произведена полная замена старой температурно-тревожной системы сигнализации - извещателей пожара - на современный аналог.

Это то, что касается модернизационных работ. Следующая задача - создание музея. Внешний вид шести залов, которые были раньше, теперь выполнен в новом цвете, с новой экспозицией, с учетом новых мультимедийных средств. Выполнено оформление еще двух дополнительных залов музея, мы их называем 7 и 8  - они рассказывают о военно-морской медицине.

Отдельно в рамках госконтракта нам была заявлена работа над каютой главнокомандующего, которая тоже относится к типу модернизационных работ. В каюте был полностью создан новый интерьер по прототипу 19 века.

Насколько будет продлен срок службы корпуса и оборудования "Авроры"? Когда ей придется вновь встать на ремонт?
Мы считаем, что в качестве музея крейсер может существовать еще длительное время. Но срок службы корпуса корабля определяет заказчик, он принимает решение. Единственное, что потребуется - это периодическое докование, для того, чтобы следить за утоньшением корпуса, примерно раз в 5-10 лет. В настоящее время, с 1987 года (дата предыдущего ремонта - ред.), износ подводной части корпуса отсутствует.
Сколько еще может прослужить такой корабль при должном обслуживании? 50 лет, 100 лет?

Корпус корабля был усилен. Если взять сроки службы кораблей без усиленного корпуса, рассчитанные на 20 лет, то тут получается троекратное превышение. То есть "Аврора" прослужит не менее 50 лет, а там эксперты примут решение.

С какими трудностями вы столкнулись в ходе ремонта "Авроры"?

Неоднократно обращалось внимание, что на Ждановском заводе ("Северная верфь" - ред.) очень качественно подошли к предыдущему ремонту "Авроры". Из исторического оборудования там осталась часть интерьера. Все остальное - это оборудование 1987 года, которое мы либо ремонтировали, либо меняли. Каких-то трудностей при этом не возникало, так как мы работали с относительно современным оборудованием.

Крейсер "Аврора" на Кронштадтском Морском заводе

Кроме того, еще 1,5 года назад мы производили освидетельствование надводной части корпуса, которая на самом деле является исторической частью. Вот там мы применяли определенные технологии по ремонту, но они относятся к современным.

Известно, что проект модернизации крейсера был представлен Северным ПКБ уже после того, как "Аврора" пришла на завод. Как выполнялись работы до получения документации?

У нас было два этапа ремонта. Первый, в рамках договора с "33 СРЗ", подразумевал только доковый ремонт, мы оценивали состояние подводной части корпуса. Второй, в рамках прямого госконтракта, был нацелен на выполнение модернизационной работы. На этапе разработки техзадания на ремонт был подключен проектант, который занимался устанавливаемыми на "Аврору" системами. На момент приемки корабля в ремонт Северное ПКБ уже начало нас ориентировать в направлении работ. То есть еще до разработки самой документации проектант выносил часть тех решений, по которым мы работали.

Насколько сложнее или, наоборот, легче ремонтировать исторический крейсер по сравнению с современными боевыми кораблями?
Мы понимаем, что такое "Аврора"... На ней работают специалисты высокого уровня, начиная с инженерно-технического персонала и заканчивая непосредственно рабочими с определенными разрядами. Корабли разные, весь производственный персонал не может иметь 5-6 разряд, но на "Авроре" все специалисты именно такой квалификации.
Продолжая сравнение "Авроры" и современных кораблей. Наверняка вы подробно изучили конструкцию крейсера и сможете назвать какие-то конструктивные элементы, которые по надежности, продуманности, эксплуатационным характеристикам превосходят современные аналоги. И наоборот, что в современных кораблях организовано лучше?

Это больше относится к стратегии 19 века. Раньше было одно - увеличить броню корабля, сейчас некоторые корабли делаются даже не металлическими, а из композитов.

А где лучше организованы условия жизни экипажа?

"Аврора" уже была переоборудована в 1987 году под нормальное проживание экипажа. Нет такого, чтобы личный состав ночевал в качающихся люльках.

В настоящий момент личный состав живет в таких же каютах, как и на современных кораблях. Там есть водоснабжение, электричество, канализация.

Существенных отличий нет?

Практически никаких отличий нет, кроме помещений, отданных музею. Там сохранен исторический интерьер, но экипаж, разумеется, им не пользуется.

Крейсер "Аврора"

Отдельный вопрос по сложности ремонта тиковой палубы корабля. Многие специалисты, занимающиеся историческим судостроением и судоремонтом, отмечают проблемы с качеством поставляемой древесины. У вас были такие трудности?

Для нас эта работа была не совсем характерной. Мы тиковой палубой не занимались с советского времени.

Проблема заключалась в том, что эта палуба имеет нестандартный размер - она отличается от типоразмеров, которые сейчас используют на яхтах, даже на VIP-классе. На первом этапе возникли проблемы с приобретением материала именно для этих работ. Но в конечном итоге мы нашли поставщиков. Да, не быстро, с этим вопросом работали порядка 4 месяцев, так как материал должен был быть определенных характеристик, в том числе определенной влажности.

В настоящий момент все эти вопросы решены и завод заканчивает монтаж дефектных участков. К концу июня мы планируем закончить работу, тиковая палуба будет отремонтирована.

Когда корабль отправится к месту вечной стоянки в акватории Невы?
В госконтракте обозначена дата - 15 июля, но мы понимаем, что постановка корабля на место вечной стоянки связана с проводкой по внутреннему фарватеру и на этот процесс влияет уровень воды в Неве. Поэтому мы готовимся на 15 число, но если будут какие-то подвижки, связанные с погодой, уровнем воды, разводкой мостов, загруженностью фарватера, то сроки могут сдвинуться на 2-3 дня.
Будут ли сотрудники завода продолжать работы на борту после перебазирования "Авроры" на Петроградскую набережную?

В рамках госконтракта мы должны закончить все работы к этому времени. Однако есть специфика - сам процесс постановки "Авроры" занимает время. Если вы помните, помимо 4 бочек на воде, есть 3 опоры, которые держат "Аврору": трап и две опоры-штанги у носа и кормы. Монтаж этих опор тоже займет время. Постановка "Авроры" на бочки - это первый этап, после которого, наверное, будет организован праздник. После этого, в течении примерно 10 рабочих дней, мы закрепим "Аврору" уже по штатному: установим трап-мост и эти две опоры.

Помимо этого, есть еще одна работа - косметический ремонт 7-8 залов. Решение сделать два таких зала-музея заказчик принял уже в процессе ремонта. Ориентировочный срок окончания работ по ним - конец сентября 2016 года.

Когда "Аврора" откроется для посетителей?

После того, как "Аврора" встанет на место, музей (Центральный военно-морской музей - ред.) начнет завозить свои экспонаты. Они берут на это 1-2 месяца. Тут я не берусь говорить точно, это зависит от музея.

Некоторые петербуржцы считают, что с уходом в Кронштадт "Авроры" город на два года лишился своего символа. Возможно ли было сократить сроки ремонта и что для этого требовалось?

Любой срок ремонта определяется объемом работ. Можно было сократить сроки уменьшением этого объема, но тогда жители города не получили бы такого эффекта, какой ожидают. Задача состояла именно в создании новых интерьеров, применении новых мультимедийных средств. Можно было оставить все старое, покрасить и не уводить с места стоянки, но если жители хотят увидеть совершенно другой, принципиально новый музей, то можно было бы два года и потерпеть.

Крейсер "Аврора"

Как известно, чтобы успеть отремонтировать корабль в срок, работать специалистам пришлось в три смены. Как организовывалась такая работа? Стандартная ли это практика для завода?

Нет, это не стандартная практика. Но, действительно, из-за специфики некоторого вида работ часть производства была развернута в три смены.

Например, малярные работы сверху палубы, которые зависели от погодных условий. У завода было "окно" в соответствии с прогнозом, когда можно было красить "Аврору". В это окно и пришлось организовать трехсменный график.

Получается, работали и в праздники, и в выходные?

Работали разные люди, разные бригады. Нагрузка лежала как на заводе, так и на экипаже, который нас обеспечивает. Чаще всего воскресенье был выходным днем. Либо оперативная бригада, которая отдохнула в пятницу, выходит в субботу или в воскресенье. Это касается именно малярных работ.

Привлекались ли к ремонту корабля специалисты с других заказов?
Да. Для нас "Аврора" - значимый заказ, и, конечно, он у нас в приоритете. Чтобы добиться результата, 70% производственных мощностей было направлено на крейсер. Где-то мы оголили производство на других заказах, но все это согласовано с заказчиками. Таким образом мы ничего не теряем и заказчика не подводим.
Ситуация выравнивается привлечением контрагентов, так как объем работ действительно большой и часть работ нехарактерна для завода.

Сколько человек было задействовано в проведении работ?

В среднем на "Авроре" задействовано около 150 человек ежедневно. Помимо специалистов, работающих непосредственно с кораблем,  нужно учитывать трудозатраты на цеховой ремонт, заготовки. В общем, где-то 220 человек вокруг крейсера работают, в том числе технологические службы, службы снабжения и так далее.

Прошлый ремонт крейсера в 1984 – 1987 годах прошел на "Северной верфи". Было ли при исполнении заказа налажено взаимодействие с этим предприятием, обсуждались ли какие-то вопросы?

Конечно. У нас налажен контакт со специалистами, которые там работают или помнят, как это производилось. Северное ПКБ также привлекло специалистов, которые сопровождали ремонт еще на Ждановском заводе. Они подсказывают, с какими трудностями столкнулись на прошлом этапе, делятся воспоминаниями, если у нас возникают вопросы по технологиям, которые использовались раньше.

Как завод готовил док для проведения работ на крейсере?

Для проведения докового ремонта заводом был детально изучен доковый чертеж "Авроры", проработана привязка к нашему собственному доку. "Аврора" прошла уже второе докование и сейчас этот процесс отработан.

Крейсер "Аврора"

Изначально стоимость ремонта "Авроры" оценивалась более, чем в 3 млрд рублей. Как удалось так значительно урезать стоимость работ?

Когда заявлялся первичный объем, он был оценен несколькими заводами. Нам он не предоставлялся. К тому времени, когда заказ попал к нам, объем работ был уменьшен до тех лимитов, которые выделялись заказчиком.

Как известно, в ходе работ обновлялось не только оборудование корабля, но и экспозиция. Скажите, как обеспечивалось взаимодействие с музейными работниками?

Экспозицией занималась определенная организация, которая согласовывала все документы с Минкультом (Министерством культуры - ред.) и Центральным военно-морским музеем (ЦВММ). Это их внутренняя работа, они получили техническое задание, после этого был разработан дизайн-проект о  создании музейных залов новой экспозиции. Этот дизайн-проект был защищен в ЦВММ, подписан членами комиссии и после этого поступил в реализацию.

В настоящее время помещения музея сданы под окраску. В них монтируются фундаменты для витрин и оборудования. В залах музея проложены противопожарные системы, системы видео-мониторинга, новые сети освещения, кабельные трассы под мультимедийное оборудование. Идет насыщение залов музея.

Кем ведется контроль по обновлению музейной экспозиции на корабле?

Центральным военно-морским музеем.

Крейсер "Аврора"

Для проведения ремонтных работ во внутренних помещениях корабля, если я правильно понимаю, необходимо было убрать из них музейные экспонаты. Они хранились на заводе или переезжали в Центральный военно-морской музей?

Переезжали в музей. Это было сделано, когда "Аврора" еще стояла на своем месте на Петровской набережной в Петербурге.

Каким образом в процессе ремонта осуществлялось взаимодействие с экипажем корабля? Они проживали на борту или на берегу?

Экипажу корабля достался большой объем работ. Я так понимаю, экипаж крейсера в свое время был сокращен и рассчитан только для того, чтобы обеспечивать живучесть корабля и работу музея. Он не был рассчитан для обеспечения ремонта. Когда корабль пришел к нам, Ленинградской военно-морской базой было принято решение об увеличении численности экипажа. Таким образом, с учетом прикомандированного личного состава, экипаж полностью обеспечивает нашу работу.

Проживают они на корабле. Мы их время от времени переселяем из одних помещений в другие, так как какие-то помещения берем в производство. Экипаж относится к этому с пониманием, продолжает контролировать и принимать все необходимые работы.

Касательно подготовки места вечной стоянки "Авроры". Как известно, изначально планировалось проведение дноуглубительных работ, были даже взяты пробы грунта , но затем в Минобороны решили, что такие работы не требуются. Как вы считаете, действительно ли крейсеру хватит нынешней глубины?

Процессом возвращения "Авроры" в Петербург управляет Ленинградская военно-морская база, у них есть срок, к которому они готовятся. Мы им сообщили, что будем ждать большой воды. Пока уровень воды будет ниже необходимого, мы не сможем поставить "Аврору" на место.

С какими сложностями предстоит столкнуться при постановке крейсера на место вечной стоянки?

Место стоянки неудобное для буксировщика, там пересекаются несколько течений и рукава Невы, поэтому места для маневра у "Авроры" не так уж много.

Крейсер "Аврора"

Какие заказы вы готовили параллельно с "Авророй"? Отдавался ли крейсеру больший приоритет?

В рамках госконтракта сейчас выполняется ремонт большой дизельной подводной лодки "Дмитров", а также ремонт кораблей и судов Ленинградской военно-морской базы. Всего порядка 70 заказов.

"Аврора" для завода серьезная нагрузка, но она не прервала наш производственный процесс. Все заказы, которыми мы занимаемся, выполняются в установленные сроки.

Какие еще крупные заказы обозначены у вас в планах на ближайшие несколько лет?

В этом году мы должны сдать крейсер "Аврора", в ноябре - дизельную подводную лодку "Дмитров". В июне к нам приходит на ремонт гидрографическое судно Северного флота "Ромуальд Муклевич".

Ежегодно мы выполняем ремонт и отдельные работы на 130 кораблях и судах в рамках госзаказа и гражданского судоремонта. Также выполняем ремонт газотурбинных двигателей.

С учетом того, что действуют санкции и многие гражданские пароходства начинают ремонтироваться на внутреннем рынке, нам приходится даже отказывать некоторым заказчикам из-за столь плотного ритма работ.

Анастасия Селлер

Интервью с Алексеем Прусаковым продолжает серию публикаций, в рамках которых руководители и ведущие специалисты предприятий морского ВПК рассказали о достижениях и проблемах российской "оборонки", представили образцы перспективной продукции и продемонстрировали конкурентоспособность своих предприятий.

Ранее собеседниками FlotProm стали генеральный директор судостроительного завода "Янтарь" Эдуард Ефимов, генеральный директор "Севмаша" Михаил Будниченко, главный конструктор "Коломенского завода" Валерий Рыжов, генеральный директор "Средне-Невского судостроительного завода" Владимир Середохо, заместитель генерального директора по перспективному развитию Ленинградского судостроительного завода "Пелла" Илья Вайсман, генеральный директор ООО "Балтийский завод - Судостроение" Алексей Кадилов, генеральный директор "Кронштадтского Морского завода" Анатолий Белоев, первый заместитель генерального директора судостроительного завода "Вымпел" Виктор Доскин, генеральный директор компании-производителя подводного оборудования "Тетис Про" Алексей Кайфаджян.

Узнайте первым о новинках, представленных на главных военных выставках этого лета:
спецраздел «Форум Армия», спецраздел «Военно-морской салон», спецраздел «Авиасалон МАКС».