ГОЗ - мониторинг

Авторизация

Логин:
Пароль:

Поиск

"Звезда" изнутри: темпы производства и условия труда
Тема: Промышленность, Статьи

К продукции петербургского дизелестроительного завода "Звезда" сегодня приковано небывалое внимание корабелов. От графиков поставки двигателей и редукторов для строящихся заказов напрямую зависит выполнение гособоронзаказа. При этом информации о том, что происходит на "внутренней кухне" предприятия после смены руководства летом 2018 года, практически нет. Редакция Mil.Press FlotProm восполняет этот пробел, пообщавшись с рядовыми сотрудниками "Звезды", знакомыми с деятельностью завода промышленниками и запросив официальные комментарии у пресс-службы.

Ранее в 2015 году Mil.Press FlotProm в таком же формате пообщалось с представителями восьми судостроительных и судоремонтных предприятий (ЦС "Звездочка", "Севмаш", 35-й судоремонтный завод, 33-й судоремонтный завод, "Выборгский судостроительный завод", ЦС "Дальзавод", "Северная верфь", "Адмиралтейские верфи").

Незнакомая "Звезда"


Летом 2018 года на дизелестроительном заводе "Звезда" сменилось руководство. Прежний многолетний владелец предприятия Павел Плавник полностью вышел из акционерного капитала и лишился всех постов.

Производство ПАО "Звезда"

Исходя из годового отчета 2017 года, прибыль предприятия по финансово-хозяйственной деятельности составила более 14 миллионов рублей против 112 тысяч по итогам 2016 года. Показатели обусловлены возросшим объемом производства. Впрочем, это не означает, что у "Звезды" нет проблем. В наследство новым владельцам из екатеринбургской группы компаний "Синара" достался 500-миллионный иск от судостроительного завода "Пелла" и сдвинутые "вправо" сроки поставки дизелей для малых ракетных кораблей проекта 22800, шифр "Каракурт".

Новое руководство пока не спешит делать публичных заявлений насчет того, как будет выходить из сложившейся ситуации. О том, что происходит на предприятии, корреспондент Mil.Press FlotProm спросил у выходивших после смены рабочих. Имена всех собеседников, неофициально общавшихся с изданием, изменены.

"Ни одного дизеля в этом году не выпустили", – сообщил Григорий Р. из литейного цеха.

Источник, работавший в недавнем прошлом на руководящих постах "Звезды", сомневается в том, что это действительно так. "Я в это не верю, такого, исходя из моего опыта работы на заводе, не может быть", – отметил он.

Редакция Mil.Press FlotProm отправила официальный запрос на предприятие, спросив в том числе и о количестве выпущенных в 2018 году высокооборотных корабельных дизелей.
"Предприятие осуществляет поставки дизельных двигателей различного назначения, в том числе, в составе дизель-генераторов. В настоящее время мы выполняем более 25 заказов. Для повышения оперативности принимаются меры в области реорганизации производственной системы. Наш основной приоритет – выполнение заказов в срок. Отметим, что ранее срывы по контрактам достигали полутора–двух лет, и мы считаем это недопустимым", – сообщили в ответ в пресс-службе предприятия.
В разговоре с корреспондентом FlotProm сотрудники затронули тему сдачи в аренду части территории завода.
"Половина территории завода сдается в аренду сторонним компаниям. Хотя военных заказов много. Не очень понятно, как их выполнять", – сообщил Виктор С, занятый на редукторном производстве.
Он также рассказал о существующих проблемах с дизелями. "Они на испытаниях в последнее время чаще начали отказывать по различным причинам. В основном – из-за сторонних комплектующих. Раньше 95% этих изделий производилось на нашем заводе", – резюмировал собеседник издания.
"Двигатель состоит из пяти тысяч деталей и узлов. Естественно, что от каждого элемента зависит надежность работы двигателя. Вряд ли можно говорить о том, что сбои происходят из-за кооперации с другими предприятиями. Просто это очень сложные двигатели. Оборудование для изготовки каждой детали должно быть высокого качества, также имеет значение квалификация рабочего", – отметил источник из числа бывших менеджеров "Звезды".
Если суммировать наблюдения рабочих, то коренной разницы между прежним руководством и нынешним они пока не заметили. "Распродажи территории, как некоторые пишут в интернете, пока нет. Непонятно, что будет дальше, какие планы у новых владельцев", – развел руками один из сотрудников завода.

Спуск на воду МРК "Тайфун" (пр. 22800 "Каракурт") на Ленинградском судостроительном заводе "Пелла"

Схожее мнение выразил и Степан К., который занимается на "Звезде" сборкой малых узлов. "Задержку дизелей для "Каракуртов" на предприятии все обсуждают, но непонятно, за счет чего можем уложиться в срок. По крайней мере, я каких-то активных действий пока не наблюдаю", – сказал он.

В свою очередь, силовые установки для "Каракуртов" ждут на Зеленодольском заводе им. Горького.
"Срок сдачи и поставки оборудования сместился на 2019 год, мы очень надеемся, что "Звезда" войдет в новые сроки. Нельзя тянуть и останавливать процесс, потому что корабли находятся в высокой степени готовности, иначе это все превратится в долгострой", – считает глава холдинга "Ак Барс" Ренат Мистахов.
Бросается в глаза, что представители старшего поколения рабочих, которые пришли на завод еще в союзные времена, говорят о нынешнем положении вещей на "Звезде" с большой долей скепсиса. А вот сотрудники предприятия в возрасте до 30 лет дают ситуации преимущественно положительную оценку.

"Никакого развала я не вижу. Наоборот, начинаем понемногу выкарабкиваться из грязи и процветать", – отметил Максим К из механосборочного комплекса №2.

Путь на завод


Беседуя с корреспондентом Mil.Press FlotProm о мотивации при трудоустройстве на "Звезду", действующие работники предприятия в первую очередь отмечали стабильный доход, близость завода к месту жительства и возможность непрерывно повышать свою профессиональную квалификацию.
"Приятно быть частью единственного завода, который выпускает судовые двигатели такого класса. Также устраивает то, что работаю в отделе по обслуживанию и на заводе бываю очень редко", – объясняет свой выбор Николай С.
Другой собеседник издания указал, что основная рабочая сила дизелестроительного предприятия – "либо пенсионеры, либо студенты". Он отметил, что какое-то время поработать на "Звезде" можно, но за карьерным ростом квалифицированные работники среднего возраста уходят в другие места.

Впрочем, для начала необходимо устроиться на санкт-петербургский завод, чему предшествует несколько этапов собеседований. Интересно, что отзывы о процессе трудоустройства в сети и от рабочих предприятия диаметрально разнятся. В частности, эта тема обсуждается на интернет-портале oRabote.net.
"Я проработал там неделю, нареканий со стороны коллег не было, коллектив меня принял хорошо. В пятницу вызвали в "кадры" и сказали что не подхожу, просил объяснить, в чем дело, толком ничего не сказали", – посетовал один из посетителей ресурса.
Собеседник редакции Никита М. рассказал о более позитивном опыте устройства на завод. "Узнали, что закончил "Военмех" – сразу проявили заинтересованность. Начальник цеха подробно ввел в курс дела, никаких проблем", – отметил он.

Кроме того, ПАО "Звезда" стало победителем конкурса "Предприятие года – 2017" газеты "Деловой Петербург" в номинации "Лучший работодатель" в оборонно-промышленном комплексе. На заводе функционирует школа молодого рабочего. Этот проект профессионального обучения стартовал в 2015 году. Он позволяет готовить необходимых специалистов с присвоением квалификационного разряда и выдачей документов установленного образца.

Занятия в Школе молодого рабочего

Обучение в этой школе бесплатное, но для поступления необходимо пройти конкурсный отбор. Большинство прошедших школу молодых рабочих отзываются о проекте положительно, отмечая, что обучение позволило им скорее встать за станок и получать деньги.

Условия труда


Станочный парк предприятия постепенно обновляется. Как рассказывал в интервью FlotProm бывший председатель совета директоров "Звезды" Павел Плавник, в 2017 году на полную мощность вышел новый цех – механосборочный комплекс №4. Он укомплектован современным металлообрабатывающим и другим оборудованием, например двумя металло-расточными станками. Запустили четыре новых токарных станка и во втором механосборочном комплексе.

Производственные мощности "Звезды"

Однако, по словам дизелестроителей, в некоторые цеха техника поступает медленными темпами. "Оборудование не очень новое и качественное, но мы привыкли. В целом условия труда приемлемые", – признается Константин C., занимающийся на "Звезде" сборкой малых узлов.

Среди целей на 2018 год, которые прописаны в отчете за 2017 год, значилось завершение инвестиционного проекта по техническому перевооружению выпуска редукторов с организацией нового производственного участка площадью 11 500 кв. м. Целевым исполнителем работ выступала созданная в 2013 году государственно-частная компания "Звезда-Редуктор".

"С 2018 года "Звезда-Редуктор" самостоятельно ведет работы по дооснащению производственной базы в рамках выделенного государством финансирования, а также выступает подрядчиком ПАО "Звезда" по выполнению механообработки и ряда других операций редукторного производства. На данный момент "Звезда-Редуктор" – это отдельное предприятие, которое проводит прием сотрудников и ведет освоение производства новой номенклатуры", – отметили в пресс-службе завода.

В отделе "Звезды" по работе со СМИ добавили, что в соответствии с проведенной оценкой на 2019 год сформирован план инвестиций в развитие производственной базы, который проходит процедуру согласования.

Большинство сотрудников работают в первую смену, которая начинается в восемь утра. "Официально смена одна – дневная. Есть немного ребят, кто на ЧПУ станках, они делятся между собой из-за загруженности", – рассказал корреспонденту Mil.Press FlotProm Михаил Б.

Рабочий ПАО "Звезда"

Особых претензий по поводу качества рабочей одежды сотрудники завода не выразили. Одежда выдается, если на рост нового работника есть подходящий комплект на складе. В случае отсутствия необходимого комплекта, большинство предпочитают не ждать, а просто покупают его за свой счет в специализированных магазинах.

Не вызывает нареканий у опрошенных изданием рабочих и качество питания, но они признаются, что постоянные походы в столовую с комплексными обедами могут "влететь в копеечку".
"Обеденный перерыв как таковой с 12:00 до 12:30. В основном все берут еду с собой и питаются в помещениях рядом с цехами, где есть микроволновые печи", – сообщил Илья П.

Карьера и финансы


В отличие от сотрудников других предприятий, с которыми ранее общалась редакция Mil.Press FlotProm, работники "Звезды" говорить о зарплатах не решаются. Все опрошенные изданием сотрудники завода – как действующие, так и бывшие – отмечают, что она выплачивается без задержек. Основная часть зарплаты выдается 12–13 числа каждого месяца, 27–28 выплачивается аванс.

"Оклад рабочий получает в любом случае, нестабильна только премия, так как она зависит от выпускаемой цехом продукции, качества изделий и охраны труда", – сообщил Владимир Ф. из цеха МСК-2.
"Новые хозяева из компании "Синара" заставили перейти на подконтрольный им банк. Сразу же перевели большинство на окладную систему, раньше была сдельно-премиальная", – высказался о финансовых изменениях Валерий К., который работает на редукторном производстве.
К дисциплинарным взысканиям на предприятии прибегают достаточно редко. Основные причины, по которым можно лишиться части заработка, – курение в неположенных местах и приход на работу в нетрезвом виде. По заверениям рабочих, за опоздания на "Звезде" увольняют, только если они систематические.

Служба безопасности


По отзывам рабочих, охранники на заводе весьма суровы и запрещают проносить через вахту планшеты и ноутбуки. Фото- и видеосъемка на территории предприятия проводится только по специальному разрешению. Обладатели гаджетов оставляют их на заводской проходной.

"Звезда". Редукторное производство

Попавшихся на нарушении этих правил ждут денежные штрафы, а при особых обстоятельствах – и увольнения.

Такая политика безопасности отличает "Звезду" от предприятий, уже фигурировавших в рубрике "Вид с нижних палуб", где под запретом находятся лишь карты памяти, или вообще нет подобных ограничений.

Официально


После общения с работниками завода корреспондент Mil.Press FlotProm обратился в пресс-службу "Звезды" с запросом официального комментария по поводу сбоев дизелей на испытаниях и аренды территории завода сторонними компаниями.
"ПАО "Звезда" не отмечает отрицательной динамики по выходу из строя двигателей на испытаниях в 2017–2018 годы. Особое внимание уделяем качеству конечного изделия. Испытания проводятся в штатном режиме в соответствии с утвержденными методиками. Комплектующие, поставляемые сторонними компаниями, проходят входной контроль ОТК предприятия. В случае возникновения отклонений при испытаниях проводится техническая проверка с последующим устранением повлиявших факторов.

В ПАО "Звезда" нет арендного бизнеса, это машиностроительное предприятие. Сдается в аренду незначительное количество свободных площадей и помещений под склады и офисы. Кроме того, на территории завода размещена вышка связи Санкт-Петербургского филиала ПАО "Вымпелком" и подстанция ПАО "Ленэнерго", – сообщается в официальном ответе предприятия.

Справка FlotProm


ПАО "Звезда" разрабатывает и производит многоцелевые высокооборотные двигатели мощностью от 500 до 7400 кВт для судостроения, железнодорожного транспорта и малой энергетики, а также тяжелые редукторы мощностью до 40 мВт для главных энергетических установок кораблей ВМФ и гражданских пассажирских судов. Предприятие основано в 1932 году и располагается в Санкт-Петербурге. Численность сотрудников – около 1300 человек. Входит в группу компаний "Синара".