ГОЗ - мониторинг
Форум Армия 2018

Авторизация

Логин:
Пароль:

Поиск

Новые МРК проекта 22800 "Каракурт" хотят оснастить китайскими двигателями
Тема: Промышленность

В России рассматривают возможность оснащения малых ракетных кораблей проекта 22800, шифр "Каракурт", китайскими дизелями. Соответствующее предложение направила в адрес верфей компания-поставщик судового оборудования "Морские пропульсивные системы" ("МПС"). Об этом Mil.Press FlotProm сообщил отраслевой источник, знакомый с ситуацией. Подобные двигатели на кораблях и судах ВМФ и Погранслужбы ФСБ России ломались по меньшей мере четыре раза.

Речь идет о поставке пропульсивной установки, состоящей из трех дизелей китайского производства модели CHD622V20CR мощностью 3600 кВт каждый, трех реверс-редукторов Rejnes модели WVS2240, а также систем управления. Кроме того, "МПС" предложила оснастить "Каракурты" тремя дизель-генераторными агрегатами ДГА-320-В-А1-МПС мощностью 320 кВт каждый.

Дизель CHD622V20 производства китайской компании Henan Diesel Engine Industry Limited

В компании не ответили на запрос издания, отправленный 7 августа. По телефону представители поставщика двигателей из КНР также не смогли прокомментировать ситуацию.

МРК проекта 22800 спроектировали в ЦМКБ "Алмаз". Высокопоставленный источник в бюро, пожелавший сохранить анонимность, рассказал изданию, что КБ рассмотрело технические спецификации агрегатов, предлагаемых "МПС", однако о согласовании речи пока не идет. Он добавил, что теоретически установка китайских дизелей на корабли возможна, однако изначально их проектировали под российский двигатель.

"Каракурты" строятся на Ленинградском судостроительном заводе "Пелла" (в Отрадном, Ленобласть, а также на феодосийской площадке предприятия) и на Зеленодольском заводе. Закладка новых кораблей этого типа планируется также на Амурском судостроительном заводе и "Восточной верфи". По данным издания, ООО "МПС" направило предложения на поставку оборудования в адрес "Пеллы" и судостроительной корпорации "АК БАРС", в которую входит Зеленодольский завод.

Источники на обоих предприятиях отметили, что конструкция уже сформированных корпусов МРК проекта 22800 предполагает установку отечественных дизелей М507А. Оснащение китайскими двигателями потребует изменения проекта и последующей перестройки кораблей. Двигатель М507 создан еще в советские годы на Ленинградском дизелестроительном заводе "Звезда".
Виктор Леш, глава АО Научно-производственный концерн "Звезда" – совместного предприятия ПАО "Звезда" и Уральского дизель-моторного завода (УДМЗ, входит в СТМ) по производству высокооборотных дизелей, отказался комментировать возможную поставку китайских двигателей на "Каракурты". По данным издания, "Звезда" сейчас задерживает поставки двигателей М507 для ВМФ. Так, срок выпуска нескольких главных судовых дизельных двигателей М-507Д-1-ОМ3 для МРК проекта 22800 "Каракурт" сдвинулся с 2017 на 2018 год, почти на год позже подготовят и генераторы ДГАС-315. Как рассказал изданию информированный источник в отрасли, из-за проблем со сроками производства двигателей у "Звезды" военным приходится искать другие варианты.
Кроме самой "Звезды", производить такие двигатели собирается Кингисеппский машиностроительный завод (КМЗ, входит в концерн "Калашников" – ред.). Гендиректор предприятия Анатолий Русин заявил изданию, что МРК проекта 22800 изначально проектировались именно под российские двигатели М507А. Применение китайских дизелей, по его словам, ухудшит технические характеристики корабля. Кроме того, заложенная проектантом и требуемая заказчиком скорость при использовании двигателей из КНР также снизится. КМЗ может выпускать 10 главных судовых двигателей М-507Д-1 ежегодно, добавил Русин.

В августе 2018 года в пользу импортозамещения корабельных дизелей с беседе с журналистом издания выступил глава корпорации "Ак Барс" Ренат Мистахов. Он считает российские дизели для малых ракетных кораблей ВМФ России предпочтительнее зарубежных: они проще в обслуживании, ремонте и менее проблемны с точки зрения поставок запчастей. "Мы видим, какие усилия на "дизельном" направлении предпринимает Кингисеппский машиностроительный завод, а также "Синара" (речь идет о заводе "Звезда" – ред.)". Вместе с тем он подчеркнул, что вопрос поставок решает в любом случае заказчик исходя из своих требований к характеристикам кораблей.

Летом 2017 года проблемы с китайским дизелем CHD622V20 стали причиной срыва своевременной передачи флоту МРК "Вышний Волочек" проекта 21361 типа "Буян-М". В конце августа 2018 года сломался новый аналогичный дизель на "Безупречном", новом пограничном сторожевом корабле проекта 22460. Два таких же двигателя в 2016 году вышли из строя на кораблях, построенных судостроительной фирмой "Алмаз". Эту информацию журналисту Mil.Press FlotProm подтвердил директор верфи Ильяз Мухутдинов. По его словам, в обоих случаях поломки произошли по разным причинам.

Справка Mil.Press FlotProm


Малые ракетные корабли проекта 22800 разработали в ЦМКБ "Алмаз" в качестве альтернативы на время задержки строительства фрегатов проекта 11356. В общей сложности флот планирует получить до 23 "Каракуртов".

"Каракурты" вооружены, в частности, модернизированной артустановкой калибра 76,2 мм АК-176МА и ударным ракетным комплексом "Калибр-НК". Водоизмещение кораблей – 800 тонн, скорость – 30 узлов, автономность – 15 суток.

Подробнее об успехах и неудачах импортозамещения, а также других проблемах российского дизелестроения – в статье Mil.Press FlotProm "Невечный двигатель: как промышленность и ВМФ ищут выход из дизельного кризиса".

Состоянию и перспективам в области производства высокооборотных дизельных двигателей посвящена другая статья издания "Высокие обороты срыва ГОЗ: что даст флоту дизельная диверсификация".

Спуск на воду МРК проекта 22800 "Шквал"

Дмитрий Жаворонков