ГОЗ - мониторинг

Авторизация

Логин:
Пароль:

Поиск

Шесть граней трудоемкости в судостроении: на съезде ОСА обсудили зарплаты работников отрасли
Тема: Промышленность, Статьи

Вопросы трудоемкости стали головной болью для судостроителей. Вся нормативная база по этой теме разработана в 1970-1980-х годах прошлого века для планового советского хозяйства. Свою позицию по актуализации нормативов на Северо-Западной сессии съезда Отраслевой судостроительной ассоциации (ОСА) высказали директора предприятий, финансисты, чиновники, представители судостроительной науки, проектанты и подрядчики. Мероприятие прошло 25 октября, в четверг, на базе судостроительной фирмы "Алмаз".

Председатель правления ОСА Сергей Коновалов начал круглый стол на оптимистичной ноте - отечественное судостроение может сделать серьезный рывок вперед. Одним из существенных факторов для этого, помимо предсказуемых надежд на увеличение господдержки отрасли, он считает единые для судостроения нормативы трудоемкости.

Съезд ОСА

Спикер подчеркнул, что трудоемкость - это база для ценообразования и один из главных критериев при определении эффективности производства.
"Себестоимость часа со всеми налогами не может быть меньше 800 рублей. Сейчас на судостроительных предприятиях для субподрядчиков в европейской части России она редко превышает 650 рублей", - отметил Коновалов.
Сами субподрядчики привели еще более низкие цифры стоимости нормочаса для электромонтажных работ в судостроении. По их рассказам, нередко шкала гуляет в зависимости от пожеланий заказчика и составляет 350 рублей без НДС. В результате происходит отток кадров, потому что квалифицированные электромонтажники не хотят работать за 30 тысяч рублей в месяц.
"Нормочас занижен, от каких-то заказов мы просто вынуждены отказаться. Если бы на сегодняшний момент были приняты законодательно хотя бы самые низкие рамки, через которые заказчики не могут уйти, тогда можно было бы говорить о какой-то производительности", - высказалась гендиректор ООО "ГрейтНева" Наталья Вдовичинская.


Рабочий "Северной верфи"

Еще одной проблемой в вопросе трудоемкости поделились представители подрядных организаций. В ходе выступления на круглом столе они сделали упор на то, что некоторые виды работ заводами рассматриваются по разным ценам "на авось", либо вовсе не учитываются. Это, например, подготовительные работы, без которых не обходится ни один производственный процесс - чтение чертежа, подготовка оборудования, уборка помещений от воды, льда и мусора. Зачастую, как утверждают спикеры, эти побочные процессы занимают 15% от всего времени выполнения крупного заказа.

"При этом данные работы отмечены в отраслевых нормативах, их можно учесть при работающим механизме фиксации уже на начальном этапе, либо сразу же после окончания работ. Я не говорю уже про то, что не учитываются повышающие коэффициенты", - подчеркнул директор по производству ООО "Морспецстрой" Николай Огнев.

Ответственные за формирование новых нормативов трудоемкости спикеры отметили, что сами судостроительные предприятия нередко ведут себя пассивно в вопросе корректировки нормочасов. В пример выступающие привели ситуацию двухлетней давности, когда на все заводы разослали информацию о том, что разработано 53 сборника нормативов судостроительных производств.

"Все предприятия запросили: кому такая информация нужна? Ответили лишь 5 из 70", - посетовал директор Отраслевого научно-технического центра ценообразования, трудоемкости и нормирования труда судостроительной промышленности "Румб" Владимир Пастернак.

Приводя аргументы за скорейшие формирование новых нормативов трудоемкости, докладчики говорили о том, что самые последние изменения в этой сфере касаются начала 1990-х, при этом технологии шагнули вперед. В качества примера они приводили создание линий сборки и сварки плоских секций, которые запустили на нескольких предприятиях.
"Самое главное, чтобы это была не просто какая-то наша инициативная работа, а чтобы эти нормативы были утверждены. Чтобы судостроительные предприятия могли ими пользоваться, обосновывать стоимость строительства для заказчика", - подчеркнул заместитель генерального директора по научно-производственной деятельности ЦТСС Юрий Габдрафиков.


Логотип ОСА

Сергей Коновалов заметил, что по итогу обсуждения будут сформированы новые предложения для актуализации трудоемкости в судостроении. При этом он признал, что пока не очень понятно, как окончательно утвердить новые отраслевые "правила игры", которые всех устроят.

"Послушали мнения. Будем сейчас думать, как дальше двигаться для решения этой проблемы. Для того, чтобы эти нормативы узаконить и по ним работать, необходим ряд законодательных актов, которых пока нет", - резюмировал председатель правления ОСА.

Когда состоится следующий съезд ассоциации, и какая тема станет ключевой, пока неизвестно.

Справка Mil.Press FlotProm


Отраслевая судостроительная ассоциация начала работу летом 2018 года. ОСА призвана объединить предприятия, работающие в речном и морском судостроении, судоремонте. География деятельности ОСА – вся территория РФ. Планируется, что в работе ассоциации примут участие верфи, КБ, производители оборудования и подрядные организации.

Председатель правления ОСА - бывший управляющий директор "Завода Нижегородский теплоход" Сергей Коновалов. Первый съезд ассоциации состоялся 28 августа 2018 года в Нижегородской области.