ГОЗ - мониторинг
Баннер

Микронная точность
при изготовлении
оборудования
для кораблей ВМФ

Авторизация

Логин:
Пароль:

Поиск

"Звезда" поспорила со "Звездочкой" о причинах гидроудара дизеля АПЛ "Псков"
Тема: Промышленность

Петербургская "Звезда" и судоремонтный завод "Нерпа" – филиал "Звездочки" – поспорили в арбитражном суде о поломке дизеля M580. Агрегат входил в состав аварийного дизель-генератора АСДГ-800/1 атомной подлодки "Псков". Во время ремонта корабля в 2015 году дизель проработал 26 часов при пуско-наладке на "Звезде" и еще 3 часа – на верфи. Из-за судебной тяжбы вышедший из строя M580 до сих пор не отремонтирован, в то время как подлодка вернулась в строй.

С 2011 по 2015 год подлодка "Псков" проходила на "Нерпе" общий ремонт. В тот же период специалисты "Звезды" по договору №372/3004/25-11 от апреля 2011 года работали над дизелем М580 (заводской № 9503-110) в составе дизель-генератора АСДГ-800/1.

АПЛ "Псков"

В мае 2015 года отремонтированный дизель-генератор отправился на подлодку, где его после шести часов сдаточных испытаний принял заказчик. Гарантийный срок на проведенные работы устанавливался на два года со дня подписания акта приемки. Уже в июле 2015 года экипаж обнаружил повышенную вибрацию дизель-генератора, после чего остановил его. Наработка дизеля к тому моменту составила 29 часов. Согласно рекламационному акту, составленному в августе 2015 года, повреждения носили производственный характер.
Перечень повреждений согласно рекламационному акту (нажмите для просмотра)
    7.1 Повышенная вибрация дизеля при работе.

    7.2 Наличие алюминиевой и стальной стружки в масляном фильтре.

    7.3 Три выпуклости размером 20-30 мм с рваными отверстиями в районе 4-й секции картера.

    7.4 Деформация, разрывы нижней части гильз 4-й и 5-й звезды.

    7.5 Натиры, вмятины выбоины на поршнях 4-й, 5-й звезды, частично разрушены юбки гильз 4 и 5 звезды, поршневые пальцы и кольца на штатных местах. На поршне 4-го блока, 4-й звезды, с рабочей стороны обнаружены вмятины (сколы). В днище камеры сгорания обнаружены вмятины. Поршневые кольца на месте.

    7.6 Отсутствует часть шатунного болта, гайка 4-й "звезды" на штатном месте (нижняя часть болта, фрагменты гайки найдены в картере, часть болта со следами облома осталась в крышке шатуна).

    7.7 В 4-й и 5-й секциях картера наблюдаются многочисленные фрагменты разбитого роликового подшипника, юбок поршней, стружки.

    7.8 Внешних признаков деформации шатунов (изгибы, трещины, обрыв) в 1-ой,2-ой, 3-ей, 6-ой "звезде" не наблюдается. В 5-й "звезде" изгибы, трещины, обрыв шатунов не наблюдается, но имеются многочисленные вмятины, выбоины и сколы.

    7.9 Обнаружено повреждение наружной поверхности противовеса в 4-й "звезде". При проворачивании дизеля вручную противовес упал в картер дизеля.

    7.10 Отсутствуют два пальца пружинных пакетов крепления противовеса 4-й "звезды", один пружинный пакет 4-й "звезды" на штатном месте (на месте в загнутом, деформированном канале).

    7.11 Масляные форсунки коленчатого вала в 4-й и 5-й "звезде" имеют механические повреждения.

    7.12 Поршни 4-й и 5-й "звезды" имеют механические повреждения (сколы, вмятины) внутренней поверхности.

    7.13 Поршни 4-й "звезды" 5-го, 6-го и 7-го блоков заклинены в цилиндрах. В 6-м и 7-м блоках 4-й секции картера шатуны обломаны, части шатунов длиной около 110 мм находятся на поршневых пальцах.

    7.14 Оборваны шатуны 5-го, 6-го, 7-го блоков 4-й "звезды". Шатуны 5-го и 6-го блоков оборваны на расстоянии 110 мм от оси пальцев шатунов. Шатун 7-го блока оборван у основания шатунной головки (60 мм от оси пальца шатуна).

    7.15 Разрушен роликовый подшипник коленчатого вала 4-й секции (фрагменты подшипника найдены в 4-й и 5-й секциях картера).

    7.16 В секции картера № 4 обнаружены многочисленные осколки деталей кривошипно-шатунного механизма: осколки гильз, разрушенные детали роликового подшипника (ролики, осколки внутренней обоймы), оборванные фрагменты шатунов 5-го, 6-го, 7-го блоков 4-й "звезды" размером от 50 до 70 мм. Один из фрагментов является частью разрушенной верхней головки шатуна 4-го цилиндра 5-го блока. Детали крепления противовеса, части шатунного болта, разрушенная гайка шатунного болта. Обнаруженные три фрагмента шатунной гайки (80%), шаг резьбы сохранён, витки резьбы имеют незначительные замятия.

    7.17 При демонтаже блоков цилиндров и поршней нагар на поршнях незначительный, практически отсутствует.

    7.18 Погнуты шатуны 1-го, 2-го, 4-го блоков в 4 "звезде", на 3-м шатуне обнаружена глубокая вмятина, многочисленные сколы.

    7.19 На большей части шатунов присутствуют следы коррозии (дизель был в консервации перед сборкой около 2-х лет).

    7.20 Произведён осмотр ПТК, замечаний по состоянию лопаток колеса компрессора, турбины и её вращению нет.
В августе 2015 года петербургскому заводу поручили провести исследование дизеля, а по его завершении – отремонтировать двигатель повторно. К декабрю "Звезда" подготовила заключение, где отметила, что причину поломки невозможно определить из-за больших разрушений двигателя, вызванных его работой в аварийном состоянии.

В ответ 1-й отдел 307 военной приемки Минобороны указал, что считает объемы дефектации неполными и выполненными в выгодном для дизелистов свете, что не позволяет восстановить картину повреждения полностью.

Из-за спора вокруг причин поломки ремонт дизеля для "Пскова" отложился на неопределенный срок. При этом в декабре 2015 года по завершении комплексных работ на "Нерпе" подлодка покинула судоремонтное предприятие и отправилась в направлении основного пункта базирования.

Поскольку "Звезда" в добровольном порядке чинить двигатель отказалась, в июле 2016 года "Звездочка" обратилась в суд.
"Ответчик возражал против удовлетворения требования, так как полагал, что не может отвечать за недостатки двигателя, выявленные истцом", – говорится в материалах дела.
В августе 2016 года "Звезда" на основании вышеупомянутого исследования подготовила акт №43, в котором отсутствовали причины неисправности. При этом, согласно особому мнению войсковой части 20958, причиной поломки стала некачественная сборка дизеля на предприятии. Аналогичную позицию высказали и на "Нерпе", добавив про "отсутствие консервации при сборке дизеля персоналом во время перерывов в работе".

Представитель 1-го отдела 307 военной приемки подчеркнул, что в связи со срывом срока сдачи дизеля гарантийный срок на выполненные работы, истекающий летом 2017 года, необходимо продлить.

Судоремонтный завод "Нерпа"

Для разрешения ситуации суд назначил экспертизу с привлечением независимых специалистов. В августе 2017 года они подготовили заключение, согласно которому причиной разрушения дизеля стал гидроудар, спровоцированный нарушением правил откачки моторного масла из маслосборника перед запуском двигателя и неисправностью системы дополнительного контроля масла в маслосборнике. Это значило, что повреждения носят эксплуатационный характер.

В материалах дела уточняется, что в ходе пуско-наладочных работ дизель работал 26 часов на "Звезде", и еще три часа – на "Нерпе". Точное время гидроудара эксперты определить не смогли, сославшись на отсутствие технической возможности. Соответственно, вычислить виновника поломки также не удалось. Дизелисты подали ходатайство о проведении дополнительной экспертизы, однако суд его отклонил.
Комментарий "Звезды" для Mil.Press FlotProm по поломке дизеля, январь 2018 (нажмите для просмотра)
    В представленном рекламационном акте от 03.08.2015 №3004\5/356РА отмечено наличие существенных разрушений дизеля по группе цилиндров, что свидетельствует о том, что двигатель работал продолжительное время в аварийном состоянии (то есть, вовремя его не остановили).

    Из анализа выявленных дефектов и полученных при технической экспертизе данных был сделан вывод о том, что причиной выхода из строя дизеля М580 заводской № 9503-110 явился изгиб с последующим обрывом шатунов после гидроудара в цилиндрах нижних (1-го и 7-го) блоков. Причиной гидроудара явилось неудаление перед пуском масла из камер сгорания цилиндров указанных блоков двигателя.

    Возникновению гидроудара способствовало отсутствие контроля уровня масла в маслосборнике дизеля из-за нерабочего состояния системы дополнительного контроля уровня масла в маслосборнике (пункт 6 рекламационного акта №3004/5/356РА): АО "ЦС "Звездочка" не сдала систему личному составу.

    По результатам освидетельствования двигателя после аварии (акт № 43 от 11.11.15 г. пункты 7.2.6.3) установлено: на гильзах 1-го и 7-го блоков 4-ой звезды выявлен двойной след в зоне остановки верхнего уплотнительного кольца в ВМТ из-за изогнутости шатунов после гидроудара. На гильзах других блоков, в том числе с оборванными шатунами, двойного следа не обнаружено, что свидетельствует о значительно меньшем времени их работы с момента возникновения первоисточника разрушения (гидроудара в цилиндрах 1 и 7 блоков).

    Факт гидроудара свидетельствует о невыполнении требований инструкции по эксплуатации в части удаления масла из полостей камер сгорания цилиндров 1-го и 7-го блока. Инструкцией предусмотрен обязательный контроль уровня масла в маслосборнике дизеля перед пуском, а после откачки масла из маслосборника – имеющимся щупом. Тому, что контроль не был проведен, способствовало нерабочее состояние системы контроля уровня масла в маслосборнике, ответственность за монтаж которой несет АО "ЦС "Звездочка".

    Совокупность данных фактов указывает на то, что характер неисправности дизеля – эксплуатационный.
Поскольку "Звезда" не смогла доказать, что поломка состоялась уже на "Нерпе", суд сослался на презумпцию вины подрядчика за недостатки выполненных работ и в декабре 2017 года постановил отремонтировать дизель в течение трех месяцев с даты вступления решения в силу.
"Наша позиция – поставщик должен выполнить обязательства по гарантии", – прокомментировал пресс-секретарь "Звездочки" Евгений Гладышев.
В ответ петербургское предприятие подало апелляцию, ее рассмотрение назначено на 13 февраля.
Комментарий "Звезды" для Mil.Press FlotProm по апелляции, январь 2018 (нажмите для просмотра)
    К моменту подачи апелляции с целью определения предельной продолжительности работы дизеля с погнутыми шатунами специалистами кафедры судовых двигателей внутреннего сгорания и дизельных установок Санкт-Петербургского государственного морского технического университета выполнены соответствующие расчеты.

    Расчеты показывают, что долговечность прицепного шатуна, получившего при гидроударе погиб со стрелой 6 мм, составляет от 0,747 до 6,333 часа в зависимости от нагрузки. Указанное время показывает, что эксплуатация в этот период проводилась уже экипажем, который самостоятельно эксплуатировал АСДГ-800 уже в течение 22 часов.

    В связи с вышенаписанным, "Звезда" станет отстаивать свою точку зрения по поводу виновников аварии.
Mil.Press FlotProm отправило редакционный запрос в пресс-службу Северного флота. Издание рассчитывает узнать, чем заменили до сих пор неотремонтированный дизель из состава аварийного генератора "Пскова".

Справка Mil.Press FlotProm


Атомная подводная лодка "Псков" проекта 945А "Кондор" заложена в 1989 году на нижегородском заводе "Красное Сормово", спущена на воду в 1992 году и передана флоту в 1993 году. Проектант – ЦКБ "Лазурит".

Надводная скорость подлодки достигает 19 узлов, подводная – 35 узлов. Рабочая глубина погружения – 480 м, предельная – 550 м. Экипаж – 59 человек.

Надводное водоизмещение составляет 6300 тонн, подводное водоизмещение – 9100 тонн, длина корпуса – 107 метров, ширина – 12,2 метра, средняя осадка – 8,8 метра.

Новинки главных военных выставках этого лета:
спецраздел «Форум Армия», спецраздел «Военно-морской салон», спецраздел «Авиасалон МАКС».