ГОЗ - мониторинг
Форум Армия 2018

Авторизация

Логин:
Пароль:

Поиск

"Янтарь" внедрит сборку корпусных конструкций в "чистый размер"
Тема: Промышленность

Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь" планирует использовать технологию изготовления корпусных конструкций "в чистый размер", без припусков. Информация об этом содержится в годовом отчете верфи. Дорожная карта ОСК подразумевает внедрение технологии на "Янтаре" до 2020 года.

Калининградская верфь синхронизирует работу с проектом ОСК "Судометрика", которую курирует вице-президент корпорации по техническому развитию Дмитрий Колодяжный. "Судометрика" подразумевает разработку стандартов, технологических указаний, внесение в плазовую документацию упреждений при формировании карт раскроя, наладку станков плазменной резки, контроль гибки деталей, размерный контроль на всех этапах формирования корпуса и многое другое, рассказал Mil.Press FlotProm начальник службы размерного контроля "Янтаря" Игорь Барткус.

Судостроительный завод "Янтарь"

"Нужно заметить, что само понятие "чистый размер" подразумевает размер конструкции, изготовленный без припуска. Избежать применения припусков при изготовлении сложных объемных секций на сегодняшний день невозможно, поскольку существует слишком много факторов, которые могут повлиять на конечную геометрию конструкции. Это, например, величина сварочного зазора, последовательность сварки конструкции, применяемые сварочные токи, количество сварщиков, одновременно выполняющих работу", - объяснил Барткус, добавив, что ранее технологию сборки в "чистый размер" "Янтарь" не использовал.

По его словам, изготовление корпусных конструкций в "чистый размер" предполагает внесение упреждений в габариты деталей при формировании карт раскроя. Упреждения рассчитываются таким образом, чтобы скомпенсировать укорочения, возникающие при сварке конструкций. При изготовлении объемных секций задают развал постели для компенсации технологических влияний. Таким образом, задача сводится к изготовлению плоских секций и секций средней части корпуса в чистый размер. Секции оконечностей выполняются с назначением припуска, оконтуровку на "Янтаре" предполагают выполнять после завершения всех сборочно-сварочных операций, перед выходом секции на стапель. В итоге верфь планирует сократить стапельный период постройки корпуса на 10-15%.

В отрасли уже в курсе планируемых "Янтарем" инноваций. "Мы знаем о том, что "Янтарь" начал практиковать современные методы размерного контроля. Компания "Бум Техно" участвовала в поставке на верфь измерительных приборов, проводила обучение", - рассказал руководитель направления технологий размерного контроля компании "Бум Техно" Владимир Дубинка, отметив, что для полного внедрения технологии ее проникновение должно начинаться на стадии проектирования.
Однако даже при участии конструкторских бюро основная работа ляжет на плечи сотрудников верфи, считает Игорь Барткус. "Задача КБ – проектирование корпуса, удовлетворяющего техническому заданию, мореходным и эксплуатационным качествам. Технологию изготовления корпусных конструкций разрабатывает завод-строитель, ориентируясь на свои производственные мощности. Таким образом, задача внесения упреждений, компенсирующих технологические влияния, ложится целиком на завод-строитель", - рассказал он.
В ОСК Mil.Press FlotProm сообщили, что мероприятия первого этапа "Судометрики" реализуются также на Балтийском заводе, "Севмаше", "Северной верфи" и Выборгском заводе. По аналогичному пути идет крупнейшая верфь корпорации "Ак Барс" - Зеленодольский завод им. Горького.

Гендиректор конструкторского бюро "Спецсудопроект" Антон Соболевский в беседе с корреспондентом Mil.Press FlotProm увязал возможности в области сборки в "чистый размер" с технологической оснащенностью верфи.

"У "Янтаря", полагаю, есть современное технологичное оборудование для разделки металла, с мощным ПО, – говорит Соболевский. – Таким образом верфь может принимать от проектанта данные и воплощать их в металле. КБ в российском судостроении стоят на ступень выше заводов. Бюро пользуются более передовыми программными продуктами. И если КБ разрабатывает в формате рабочей документации некие управляющие программы для резки металла, все эти новшества возможны. Впрочем, с "Янтарем" мы плотно не работаем, поэтому подробнее сказать не могу".

Проведение измерений при сборке корпуса судна

Повышение точности проектирования, раскроя, изготовления тех или иных кромок под сварку, качественная работа с деталями вплоть до миллиметров позволяет уйти от целых рабочих профессий, сократить технологические цепочки и в итоге повысить качество, добавил конструктор.

Одной из основным проблем "Судометрики" и аналогичных проектов остается нехватка специалистов по размерному контролю в судостроении. По данным Mil.Press FlotProm, существуют планы начать подготовку по этой профессии в северодвинском САФУ и СПбГМТУ на платной основе.