ГОЗ - мониторинг
Баннер

Представлены
перспективные беспилотники
для силовиков

Авторизация

Логин:
Пароль:

Поиск

Специалисты по ледокольному флоту рассказали о требованиях к крепежному оборудованию
Тема: Промышленность

На Восточном экономическом форуме 4 сентября прошло заседание Общественного совета по развитию Северного морского пути (СМП). Во время него Алексей Лихачев, генеральный директор госкорпорации "Росатом", рассказал, что план развития проработан до 2024 года. Например, к этому сроку планируют увеличить объем грузоперевозок по СМП до 80 млн тонн в год. По словам собеседников Mil.Press FlotProm в судостроении, одна из неочевидных технических задач, которую придется для этого решить, состоит в обеспечении прочности крепежных палубных элементов при отрицательных температурах. Конструкторы, ученые и поставщики оборудования рассказали корреспонденту издания, какие требования сейчас предъявляют к крепежному оборудованию.

Источник Mil.Press FlotProm из КБ "Вымпел", участвовавший в техническом сопровождении ледокола проекта 22600 и в разработке ледокола проекта 21180М рассказал, что для оборудования, используемого в арктическом походе, очень критична хладостойкость. Крепежное оборудование должно соответствовать эксплуатационной температуре судна. Типичная нижняя граница эксплуатационного диапазона – минус 40°C.

Модель ледокола проекта 21180М
"В арктическом походе температура может быть и ниже заявленной эксплуатационной. Поэтому в ИТТ указана минимально допустимая: если изделия при испытаниях не выдерживают заявленных температур, его не будут использовать", – добавил источник Mil.Press FlotProm.
Собеседник Mil.Press FlotProm из компании, работающей с проектами КБ "Вымпел", сообщил, что повышенные требования предъявляются не только по морозоустойчивости, но и по максимально допустимой степени нагрузки и по коэффициенту запаса прочности. Европейские стандарты ориентируются на максимально допустимую степень нагрузки в 120 кН и коэффициент запаса прочности 2,2. КБ "Вымпел" для российских судов закладывает первый показатель на уровне 140 кН, а второй – 2,5.

Ледокол проекта 22600 "Виктор Черномырдин"

Что касается составных материалов, то специалист из КБ "Вымпел" рассказал, что при постройке судна для Арктики используется регистровая сталь РСД, которая выдерживает минус 50°С. Для части оборудования может применяться сталь 09Г2С, которая не становится хрупкой и при более низких температурах. Для крепежей требования к материалам еще выше.

Главный научный сотрудник подразделения "Корпусные стали и наноматериалы" НИЦ "Курчатовский институт" - ЦНИИ КМ "Прометей", доктор технических наук, автор книги "Высокопрочные материалы для резьбовых соединений" Владимир Горынин рассказал, что для крепежа классические судовые стали не оптимальны. Хотя их могут применять в качестве материала крепежа по инициативе конструктора.
"Низкоуглеродистая сталь РСД и низколегированная кремнемарганцовистая сталь 09Г2С для нагруженного крепежа не подходят. Обычно используют легированные среднеуглеродистые стали, обладающие повышенной прочностью и хладостойкостью", – рассказал ученый. Также он объяснил, что происходит с разными сталями при низких температурах: "Хладостойкая сталь имеет излом с пластической деформацией, а хрупкая разрушается по концентратору (надрезу). Нехладостойкие стали при температуре минус 40°C имеют работу сопротивления 15-25Дж/см2, а хладостойкие – минимум 150-250 Дж/см2".
Также ученый уточнил, что это касается не только ледоколов, но и судов усиленного ледового класса.

Это подтверждают исходные технические требования к парому CNF11CPD (ледовый класс Arc5). В документе текстовыделителем отмечено, что крепежное оборудование должно выдерживать температуры до минус 40°С.

ИТТ крепежного оборудования парома CNF11CPD

Егор Орлов, специалист из группы компаний "Би Питрон", которая поставляла крепежное оборудование на Амурский судостроительный завод для строительства этого парома, подтвердил, что требования для заказа были высокими. Помимо этого, у заказа были и другие особенности.

"Все детали крепления, 12 позиций, объединены в одну поставку. Обычно на других проектах все заказывается по-отдельности, отдельно написаны и сами ИТТ. Никто не объединяет их одним списком. В этом случае так получилось, потому что изначально в качестве поставщика рассматривалась компания-нерезидент России. Под страхом санкций они отказались. Поэтому получился очень большой заказ с изделиями повышенной прочности и морозостойкости до минус 40°С, поставку которых теперь обеспечивает "Би Питрон", – рассказал специалист.

Справка Mil.Press FlotProm


Автомобильно-железнодорожный/пассажирские паромы CNF11CPD с возможностью перевозки опасных грузов с ледовой категорией Arc5 разработаны Морским инженерным бюро. Строит паромы Амурский судостроительный завод. Техническую документацию разрабатывало КБ "Вымпел". Суда предназначены для эксплуатации на паромной линии Ванино-Холмск.

Валерий Бутымов

Есть, чем дополнить? Свяжитесь с редакцией Mil.Press:

+7(812)309-8-505, доб. 102;

Новинки главных военных выставках этого лета:
спецраздел «Форум Армия», спецраздел «Военно-морской салон», спецраздел «Авиасалон МАКС».