ГОЗ - мониторинг
Баннер

Военным показали
систему оповещения
для опасных объектов
и военных городков

Авторизация

Логин:
Пароль:

Поиск

Из-за импортных комплектующих "Алдар Цыденжапов" не получил гидроакустику в срок
Тема: Промышленность

"Амурский судостроительный завод" не получил в срок часть гидроакустического комплекса (ГАК) "Заря-2", предназначенного для установки на корвет проекта 20380 "Алдар Цыденжапов". Задержка произошла из-за дополнительных испытаний составной части комплекса, которые потребовались по причине применения в нем комплектующих иностранного производства. Подробности раскрывает решение Арбитражного суда Ростовской области.

В декабре 2016 года "Амурский судостроительный завод" заключил с таганрогским заводом "Прибой" (входит в концерн "Океанприбор") договор на изготовление и поставку ГАК "Заря-2" для корвета "Алдар Цыденжапов".

Корвет проекта 20380 "Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов"

"Прибой", по мнению суда, "не исполнил свои обязательства по договору, что приводит к срыву работ на сдаточном государственно-оборонном заказе зав. 2103 проекта 20380".

Изделия комплекса, согласно договору, поставлялись по частям. Изначально на изготовление антенной части у таганрогского завода было 14 месяцев, аппаратной части – 20 месяцев.

Предприятия заключили дополнительные соглашения к договору, в том числе по изменению сроков изготовления и поставки. Так, после подписания дополнительного соглашения №1, "Прибой" должен был поставить антенную часть до 31 мая 2018 года, а аппаратную часть – до 31 декабря 2018 года.

1 / 2

В то же время, согласно дополнительному соглашению №6, "Прибой" должен был поставить аппаратную часть комплекса после доработки и приемо-сдаточных испытаний.

Доработать требовалось режим гидроакустической связи. Такое решение приняло министерство обороны России. Это повлекло за собой изменение программного обеспечения и рабочей конструкторской документации аппаратной части ГАК "Заря-2", а именно изделия "Тракт ГСО" (ГСО – гидроакустическая связь и опознавание – ред.). Разрабатывает и производит изделие НИИ гидросвязи "Штиль" (входит в концерн "Океанприбор").

Типовые испытания изделия, произведенного по измененной РКД НИИ "Штиль" проводил на корвете "Стойкий". В ходе испытаний в изделии выявили недостатки, которые требовалось устранить.
"В отсутствие положительных результатов типовых испытаний изделия "Тракт ГСО" в составе изделия "Заря-2" на заказе зав. № 1004 Соисполнитель не может выполнить поставку изготовленного доработанного изделия "Тракт ГСО" для комплектования изделия "Заря-2", подлежащего поставке на корабль проекта 20380 зав. № 2103", – говорится в судебном документе.
Корвет "Стойкий", пр. 20380

В связи с этим в мае 2019 года "Прибой" обратился в ДОГОЗ МО РФ с просьбой разрешить поставку "Тракт ГСО" из НИИ "Штиль" до окончания типовых испытаний, чтобы окончательно укомплектовать ГАК "Заря-2".

Департамент дал свое разрешение. Но это не решило проблему, потому что "Прибою" нужно было проводить дополнительные испытания.

По данным арбитражного решения, в ГАК "Заря-2" применяются иностранные комплектующие. Поэтому, согласно решению "О порядке применения комплектующих изделий иностранного производства в изделии "Заря", его нужно дополнительно испытывать на воздействие качки, соляного тумана, агрессивных сред, плесневых грибов и спецфакторов.

Эти причины – типовые испытания "Тракт ГСО" и необходимость дополнительно испытывать изделия с иностранными компонентами – завод "Прибой" считает объективными и не признает неисполнение обязательств по договору.

Тем не менее суд встал на сторону "Амурского судостроительного завода", потому что поставка оборудования просрочена и никакими дополнительными соглашениями это не регулируется. Он постановил взыскать с таганрогского завода неустойку в размере 3,9 млн рублей, а также обязал поставить аппаратную часть гидроакустического комплекса заказчику в течение 15 календарных дней с момента вступления в силу судебного акта. Решение Арбитражный суд Ростовской области принял 30 сентября 2019 года.
Источник Mil.Press Военное с предприятия, интегрированного в структуру "Океанприбора", подтвердил, что сегодня российские гидроакустические станции не могут обойтись без импортной электронной компонентной базы. Например, это касается модулей цифровой обработки сигналов (ЦОС). Чтобы не использовать модули иностранного производства, в России производят собственные, но в них тоже интегрированы зарубежные компоненты.
Так, согласно открытым данным, чтобы не применять "DSP Block" (Digital signal processor – цифровой сигнальный процессор) производства американской компании Danville signal, в НИИ "Штиль" разработали блок ЦОС "Крот". Центральный процессор "Крота" (ADSP-21489) производится компанией Analog devices.

1 / 2

Собеседник Mil.Press Военное из структуры концерна "Океанприбор" прокомментировал применение микропроцессора: "Analog devices, а также Texas Instruments и Maxim Integrated Products делают самые лучшие АЦП и ЦАП (аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи) и их компоненты. В России нет ни одного продукта, который мог бы с ними конкурировать. Если мы хотим обеспечить качественную гидроакустическую связь, мы вынуждены использовать эти компоненты. Это касается не только модулей ЦСП, но и ряда других изделий".

Справка Mil.Press FlotProm


Корвет "Алдар Цыденжапов", третий корабль проекта 20380, предназначенный для Тихоокеанского флота, заложили на АСЗ в 2015 году. Спустили на воду в октябре 2019 года. Передача флоту планируется на 2020 год.

Длина корветов проекта 20380 – более 100 метров, водоизмещение – 2220 тонн. Они способны совершать походы дальностью в 4000 миль. Вооружение – противокорабельный ракетный комплекс "Уран" и ЗРК "Редут", торпеды и мощный арсенал радиолокационного и радиоэлектронного оборудования, 100-мм артиллерийская установка АК-190, крупнокалиберные пулеметные и гранатометные установки.

Валерий Бутымов

Есть, чем дополнить? Свяжитесь с редакцией Mil.Press:

+7(812)309-8-505, доб. 102;

Новинки главных военных выставках этого лета:
спецраздел «Форум Армия», спецраздел «Военно-морской салон», спецраздел «Авиасалон МАКС».