ГОЗ - мониторинг
Баннер

"Урал" показал
новые шасси
для силовиков

Авторизация

Логин:
Пароль:

Поиск

Как производители из России вытесняют азиатских конкурентов с палубы тральщика
Тема: Промышленность, Статьи

Российская промышленность и ВМФ решили заменить палубные краны для кораблей противоминной обороны проекта 12700, шифр "Александрит", на российские. Это произошло через семь лет после закладки головного тральщика серии "Александр Обухов" в 2011 году. Закупать отечественное палубное оборудование призвал глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов. Вопрос импортозамещения кранов для тральщиков неоднократно обсуждали в конце 2018–начале 2019 годов при участии высокопоставленных лиц ВМФ, ОСК, ЦМКБ "Алмаз" и Средне-Невского судостроительного завода. Причиной беспокойства стали изделия сингапурской компании Titan Offshore Equipment.

Как Сингапур и Китай забрали себе маломагнитный кран для "Александрита"


"Исполнитель принимает на себя обязательства выполнить работы на заказах проекта 12700 зав. № 523, 524 (корабли "Иван Антонов" и "Владимир Емельянов")", – говорится в контракте на проведение шеф-монтажных работ маломагнитных палубных кранов, заключенном между СНСЗ и Titan Offshore Equipment PTE LTD. Расчеты по нему велись в сингапурских долларах.

Схема палубного крана для тральщика "Александрит"

Titan Offshore Equipment не появилась из ниоткуда. Компанию в 2008 году создала крупная сингапурская группа Pacific Radiance. К 2016 году, когда корпорация продала свою долю, 80% акций Titan стоили 586 тысяч долларов США (38 млн рублей по курсу 2019 года). Остальные 20% изначально принадлежали текущему главе компании U Keh Choon.

Верфь-лидер отечественного композитного судостроения, согласно представленному на сайте сингапурской фирмы списку, остается ее единственным российским заказчиком. Тем не менее, на сайте производителя уже появился раздел "Россия", в котором сказано: "Недавно изготовленные по заказу у компании Titan низкомагнитные (подразумевается "маломагнитные" - ред.) титановые краны были успешно переданы и установлены на военный проект для арктической зоны" (лексика и терминология сохранены).

Еще немного информации дает страница, посвященная маломагнитным кранам. На ней размещены фотографии "Александритов", а также построенного СНСЗ экспортного тральщика проекта 10750Э. Один из установленных на палубе корабля кранов сфотографирован на фоне Невы и узнаваемой "девятиэтажки" на противоположном от верфи берегу реки.

Тральщик с краном от Titan на Неве. Коллаж Mil.Press FlotProm

Палубные краны HTFC-2.2T10M-A-LM в маломагнитном исполнении поставлялись из Сингапура в Россию с сертификацией РМРС. Кран, предназначенный для тральщика "Иван Антонов" с заводским номером 523, получил свидетельство отечественного регистра в конце 2017 года. Испытания прошли в китайском уезде Тайсин, подпись под документом поставил инженер-инспектор Tenfei Wang. Это неудивительно, ведь производство компании Titan расположено именно в Китае. В Сингапуре расположен лишь головной офис производителя. Это подтверждает и строчка из контракта с СНСЗ, в которой в качестве обстоятельств форс-мажора указаны "акты экологических группировок, которые нарушают, препятствуют или задерживают работу в Сингапуре/Китае".

Инженеры Titan базируются в Сингапуре. Об этом свидетельствуют данные популярного зарубежного сервиса LinkedIn. В нем зарегистрированы, помимо менеджеров и специалистов по продажам, главный инженер, инженер-проектировщик, инженер по вводу в эксплуатацию и сервисный инженер компании. В качестве места работы указан Сингапур.

На кран с заводским номером YQZS2.2T 10M/TT3359-BW-01/02 для "Ивана Антонова" также получен документ о соответствии требованиям приказа министра обороны РФ от 30 октября 2015 года №662 "Об утверждении Инструкции по обеспечению в Вооруженных Силах Российской Федерации безопасной эксплуатации подъемных сооружений и оборудования, работающего под давлением, в составе вооружения и военной техники", правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных устройств судов обеспечения Военно-морского флота (ПГУ СО ВМФ-83) и правилам Ростехнадзора по безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения.

Заявление о соответствии сингапурской продукции требованиям в Главное управление контрольной и надзорной деятельности Минобороны РФ подавало петербургское ООО "ОВМС". Эта компания в 2016 году участвовала в запросе предложений на поставку маломагнитного крана на СНСЗ. Согласно протоколу закупки, из четырех поданных заявок предложение "ОВМС" оказалось самым дорогостоящим и самым подробным. В частности, в документе указывалось, что техническая спецификация на поставку крана-манипулятора в маломагнитном исполнении была парафирована ЦМКБ "Алмаз" - проектантом тральщиков "Александрит".
Менеджер Titan Offshore Equipment по имени U Horng Yeh в переписке с корреспондентом Mil.Press FlotProm указал, что дилер (local agent) компании в России - Никита Федоров. Человек с таким именем возглавляет "ОВМС". В беседе с журналистом Mil.Press FlotProm в марте 2019 года Федоров подтвердил, что компания продолжает взаимодействие с "Титаном" на предмет поставки кранов в Россию. В ходе выставки "Нева-2019" он сказал, что об импортозамещении маломагнитных кранов для тральщиков или локализации их производства в данном случае речи не идет.
Стенд компании "ОВМС" на выставке "Нева-2019"

Сингапурский производитель, по документальным свидетельствам, организовывал поставку СНСЗ напрямую, без участия "ОВМС". Оформлялось это как закупка у единственного поставщика стоимостью 1,9 млн долларов США. По данным сайта госзакупок, цена в рублевом эквиваленте составила 126,4 млн рублей. За эти деньги петербургская верфь получила два маломагнитных крана.

Сохранившиеся данные на сайте госзакупок позволяют сравнить стоимость кранов различных производителей. В далеком 2014 году Средне-Невский судостроительный завод объявил тендер "Поставка крана-манипулятора mod M45/EL/LMLOW Magnetic Knuckle Boom Marine Crane, производства компании SORMEC (Италия)". Согласно фотографиям на ресурсе Flickr, опубликованным менеджером Iulian Cojocaru итальянского производителя, этот кран предназначался для головного тральщика проекта 12700 "Александр Обухов". Стоимость оборудования составила 770 тысяч евро - по курсу 2019 года это составляет около 57 млн рублей. Предложение ООО "ОВМС" в 2016 году стоило 79 млн рублей. Заключенный СНСЗ и Titan контракт стоил 126,4 млн рублей, то есть около 63 млн рублей за один кран.

Закладка шестого тральщика проекта 12700 "Петр Ильичев"

Курса на импортозамещение не менять!


Перипетии закупки первых трех кранов для тральщиков проекта 12700 оставляют определенные сомнения в быстром успехе замены иностранных кранов на отечественные. Можно предположить, что вырастет и стоимость изделий. Ведь и итальянские, и сингапурские краны поставлялись в Россию только с сертификацией РМРС. С отечественных компаний потребуют и документальное подтверждение постановки оборудования на производство, и пухлую пачку прочей сопроводительной документации. Но такова цена за возможность получить "главный кормовой калибр" основы новых минно-тральных сил ВМФ отечественного производства с понятными возможностями по сервису и модернизации.
До конца ноября Средне-Невский судостроительный завод объявит конкурс на поставку маломагнитных палубных кранов для кораблей противоминной обороны проекта 12700. Об этом Mil.Press FlotProm рассказал высокопоставленный отраслевой источник. Стоимость одного такого крана может составить порядка 100 млн рублей, что примерно соответствует с учетом инфляции начальной цене палубного крана, объявленной заводом в 2016 году. Бюро-проектант тральщиков, ЦМКБ "Алмаз", поддерживает импортозамещение: "установка на это есть". Информацию подтвердил журналисту издания главный конструктор проекта Александр Калинин.
Тральщики проекта 12700 "Александр Обухов" и "Иван Антонов" в одном строю

Российские краны планируют устанавливать на тральщики начиная с шестого по счету корабля - это "Петр Ильичев" (заказ 526). По данным отраслевых источников издания, на выполнение соответствующей инициативной ОКР "Создание крана-манипулятора в маломагнитном исполнении" потребуется около года.

Как рассказал Mil.Press FlotProm директор по логистике и МТО СНСЗ Дмитрий Яковенко, решение об исполнителях работ примут по итогам конкурса. "Заводу принципиально важно построить корабли в установленные сроки", - отметил он. Речь идет пока об оснащении российскими кранами заказов 526-528.

Справка Mil.Press FlotProm


На первых кораблях установили краны mod M45/EL/LMLOW Magnetic Knuckle Boom Marine Crane производства компании SORMEC (Италия), затем стали использовать гидравлические телескопические краны HTFC-2.2T10M-A-LM в маломагнитном (титановом) исполнении от сингапурской компании Titan Offshore Equipment. В конце 2018 года ВМФ, ОСК и промышленники приняли решение об импортозамещении.

Композитные тральщики проекта 12700 типа "Александрит" спроектированы ЦМКБ "Алмаз" в качестве противоминных кораблей нового поколения. Они оборудованы гидроакустическими станциями, размещенными как на борту, так и на телеуправляемых и автономных подводных аппаратах, однако корабли могут использовать и традиционное тральное вооружение. Также на "Александриты" устанавливают безэкипажные катера.

Сергей Сочеванов, Дмитрий Жаворонков

Есть чем дополнить? Свяжитесь с редакцией Mil.Press:

+7 (812) 309-8-505, добавочный 104;

Новинки главных военных выставках этого лета:
спецраздел «Форум Армия», спецраздел «Военно-морской салон», спецраздел «Авиасалон МАКС».