Видеодневник инноваций
Баннер
Автоматизация для судовых дверей и люков

Флоту предложили
двери и люки
на "автомате"

Авторизация

Логин:
Пароль:

Поиск

Для "Пионера-М" предложили российскую схему электродвижения
Тема: МВМС, Промышленность

Для научно-исследовательского судна (НИС) "Пионер-М" проекта 25700 предложили российскую систему электродвижения – компактную и достаточно мощную. Об этом Mil.Press FlotProm рассказал в ходе Международного военно-морского салона-2019 гендиректор научно-производственной компании "Энергодвижение" Вячеслав Клинцевич.

По его словам, компания готова предложить для НИС "Пионер-М" свои решения и оснастить судно системой электродвижения, состоящей из узлов и агрегатов, разработанных и изготовленных НПК "Энергодвижение".

НИС проекта 25700

Судно проекта 25700 заложили 21 мая на Средне-Невском судостроительном заводе. Позже стало известно, что схема электродвижения для "Пионера-М" пока не выбрана.

В качестве источника электроэнергии "Энергодвижение" предлагает применить дизель-генераторную установку или компактную микротурбинную электростанцию, рассказали изданию в компании. Звено постоянного тока можно укомплектовать накопителями энергии и солнечными батареями, как и планировали ранее.
"В качестве гребных электродвигателей предлагается применить на "Пионере-М" компактные синхронные машины с возбуждением от постоянных магнитов, или же рассмотреть возможность применения забортных погружных электродвигателей, изготовлением которых НПК "Энергодвижение" активно занимается более пяти лет, – сказал изданию гендиректор предприятия Вячеслав Клинцевич. – Сейчас электростанции для аналогичной системы электродвижения проходят испытания, завершается монтаж систем охлаждения, управления и вспомогательных систем на катер проекта 03550. Идет подготовка к испытаниям системы электродвижения в целом".
Система электродвижения катера проекта 03550

Подобная схема уже реализована на катере проекта 03550, разработка которого велась в рамках ОКР "Слеминг-2".

Катер проекта 03550, созданный в рамках ОКР "Слеминг-2"

В качестве источника энергии специалисты НПК "Энергодвижение" создали компактный высокооборотный высокочастотный синхронный турбогенератор с возбуждением от постоянных магнитов (СТГ-1-25000 мощностью до 1000 кВт при 24 тысячах оборотов в минуту) с безредукторным приводом от модернизированного танкового газотурбинного двигателя ГТД-1250 (ПАО "КАДВИ"). На корпусе генератора установлен выпрямительный узел. В "Энергодвижении" заявили, что аналогов таких турбогенераторов нет.

1 / 2

"Распределение выполнено на напряжении постоянного тока, – добавил Клинцевич. – Объединение параллельно работающих электростанций выполнено в звене постоянного тока. Наличие такого звена позволяет без сложностей дополнить систему электродвижения накопителями энергии, солнечными батареями, иными источниками электроэнергии или потребителями. Для повышения надежности распределение секционировано на несколько параллельных шин от источника до потребителя".

Электростанции, гребные электродвигатели и исполнительные устройства спроектированы и изготовлены в единой величине напряжения, чтобы исключить применение трансформаторов в системе электродвижения. Питающие инверторы расположены непосредственно около потребителя.

Для применения в качестве гребных двигателей специалисты НПК "Энергодвижение" создали компактный синхронный гребной электродвигатель с возбуждением от постоянных магнитов СДГ-0850-2070 (850 кВт при 2070 оборотах в минуту). Он обладает минимальными массогабаритными характеристиками за счет применения современных технологий.

Специалисты отдела перспективных разработок Центрального научно-исследовательского института судовой электротехники и технологии (ЦНИИ СЭТ, филиал Крыловского центра) оценили схему и назвали ее перспективной, а реализацию электродвижения на судне "Пионер-М" в рамках предложенной концепции – возможной. "Применение синхронных машин с постоянными магнитами – грамотное решение для такого класса судов, где есть жесткие ограничения по объему и габаритам, – отметили собеседники издания. – Благодаря ему мы выигрываем и в массе, и в габаритах. Это решение – одно из самых компактных. "Слеминг" – очень интересный проект с точки зрения обводов, за счет которых он хорош в плане гидродинамики. Ряд преимуществ достигается также за счет применения водометов". Такое мнение изданию высказали сотрудники института в ходе Международного военно-морского салона-2019.

Справка Mil.Press FlotProm


НИС проекта 25700, шифр "Пионер-М", предназначено для комплексных исследований морской прибрежной акватории. В его создании применяется новая методология проектирования, в том числе системы управления жизненным циклом изделия. Также планируется внедрение режима безэкипажного управления движением. Судно станет плавучей лабораторией для океанографических, гидробиологических, гидроакустических исследований, а также водолазных работ. Предусмотрена круглогодичная эксплуатация НИС в акваториях Черного и Азовского морей с удалением от убежища до 20 морских миль. Длина судна – 25,7 метра; ширина – 9 метров, высота борта – 3,1 метра, осадка – 1,5 метра, водоизмещение – 82 тонны. Скорость – 10 узлов, автономность – 6 суток, дальность хода по запасу топлива – 500 миль, мореходность – 3,5 баллов.

НПК "Энергодвижение" специализируется на создании специальных синхронных электрических машин (электродвигателей и электрогенераторов) с возбуждением поля ротора от постоянных магнитов и агрегатов на их основе. В настоящее время НПК "Энергодвижение" поставляет узлы и агрегаты системы электродвижения на скоростное судно, создаваемое в рамках ОКР "Разработка базового проекта многоцелевого, скоростного судна повышенной мореходности с дискретно-переменной килеватостью днища", шифр "Слеминг-2". В этом проекте при ограниченных размеров судна потребовалось установка двигателя мощностью порядка 2000 кВт.

Дмитрий Жаворонков

Есть чем дополнить? Свяжитесь с редакцией Mil.Press:

+7 (812) 309-8-505, добавочный 104;