ГОЗ - мониторинг
ФИЛЬМ: Шесть дней форума "Армия" за 19 минут
Баннер

Представлена новая
линейка продукции
в интересах
Инженерных войск

Авторизация

Логин:
Пароль:

Поиск

Электродвижение под вопросом: энергоустановку "Пионера-М" изменили
Тема: Промышленность

Научно-исследовательское судно (НИС) "Пионер-М" проекта 25700 может не получить систему электродвижения, рассказали Mil.Press FlotProm два источника в отрасли, знакомые с ситуацией. НИС, заложенное на Средне-Невском судостроительном заводе 21 мая, планировали оснастить передовой энергоустановкой, но позднее проект скорректировали.

Изначально система электродвижения судна включала в себя накопитель энергии, частотный преобразователь, электромотор и солнечные элементы на крыше. Однако проект судна в процессе создания претерпел ряд изменений, в том числе из-за того, что его последовательно создавали несколько организаций.

Закладная доска НИС проекта 25700

В сентябре 2017 года Севастопольский государственный университет заказал ЦКБ "Коралл" выполнение опытно-конструкторской работы по созданию НИС "Пионер-М". Об этом сообщается в годовом отчете "Коралла" за 2017 год. К началу 2018 года проект создали, рассказал Mil.Press FlotProm его главный конструктор в ЦКБ "Коралл" Виталий Носков. По его словам, с 2018 года КБ фактически завершило работы по НИС, однако до начала 2019-го продолжало консультировать заказчика.

В 2018 году работы по созданию техпроекта "Пионера-М" продолжило КБ петербургской композитной верфи "Компан Марин". Его директор Александр Тараненко сообщил изданию, что предложенное судно получило ряд современных технических решений – как в области гидродинамики, так и в части электродвижения. Было предусмотрено несколько вариантов НИС "Пионер-М". Они включали решения военно-промышленного комплекса в области электродвижения. При этом до 90% элементов силовых агрегатов судна – отечественные. Однако эти наработки фактически не задействовали, резюмировал он.

На следующем этапе проектирование курировали "ОСК-Технологии", и в целях экономии от ряда инновационных решений отказались.

НИС проекта 25700

В итоге в рамках удешевления для постройки заложенного на СНСЗ судна используют матрицу уже существующего проекта – катамарана проекта 23390 "Грифон". Он полностью сделан из отечественных композитов. Силовая установка "Грифона" включает два двигателя MTU 10V2000M72 мощностью по 900 кВт каждый. Судно развивает скорость до 30 узлов при максимальной загрузке.

По проекту "Компан Марин" предполагалось реализовать систему электродвижения, мощность каждого из двух двигателей составляла всего 100 кВт. Разница в двигателях при схожих размерениях объясняется формой корпуса: "Грифон" до выхода на глиссирование двигается в водоизмещающем режиме, что требует большей мощности.
Отраслевой источник издания, знакомый с концепцией разных версий "Пионера-М", сказал, что окончательного решения по главной энергоустановке пока не принято. Это касается как электромоторов, так и возможного применения солнечных батарей и других элементов. Он подчеркнул, что реализация системы электродвижения возможна на серийных судах проекта, если это не получится сделать на головном.
Mil.Press FlotProm не удалось получить оперативный комментарий у специалистов "ОСК-Технологии" и на верфи-строителе "Пионера-М", 20 июня на предприятия отправлен соответствующий запрос.

Справка Mil.Press FlotProm


НИС предназначено для комплексных исследований морской прибрежной акватории. В его создании применяется новая методология проектирования, в том числе системы управления жизненным циклом изделия. Также планируется внедрение режима безэкипажного управления движением.

Судно станет плавучей лабораторией для океанографических, гидробиологических, гидроакустических исследований, а также водолазных работ.

Предусмотрена круглогодичная эксплуатация НИС в акваториях Черного и Азовского морей с удалением от места убежища до 20 морских миль.

Номер проекта, 25700, коррелирует длине судна – 25,7 м; ширина – 9 м, высота борта – 3,1 м, осадка – 1,5 м, водоизмещение – 82 тонны. Скорость – 10 узлов, автономность – 6 суток, дальность хода по запасу топлива – 500 миль, мореходность – 3,5 баллов.

Дмитрий Жаворонков

Есть чем дополнить? Свяжитесь с редакцией Mil.Press:

+7 (812) 309-8-505, добавочный 104;

Узнайте первым о новинках, представленных на главных военных выставках этого лета:
спецраздел «Форум Армия», спецраздел «Военно-морской салон», спецраздел «Авиасалон МАКС».