ГОЗ - мониторинг
Баннер

Микронная точность
при изготовлении
оборудования
для кораблей ВМФ

Авторизация

Логин:
Пароль:

Поиск

"Пионер-М": от гибридной энергоустановки к электродвижению
Тема: Промышленность

Научно-исследовательское судно "Пионер-М" могут оснастить гибридной энергетической установкой. Технический проект судна, разработанный ЗАО "Компан Марин" (проект М-210), разместили на сайте госзакупок. Пока это единственный документ, раскрывающий характеристики будущего судна. По словам информированного отраслевого источника Mil.Press FlotProm, позднее в ГЭУ добавили возможность реализации электродвижения.

Главные (маршевые) двигатели – VOLVO PENTA d4 (стоимость – 6,45 млн рублей). Гибридная силовая установка (ГСУ) судна оснащена реверсивными электродвигателями, которые могут работать в том числе в режиме генерации электроэнергии.

Облик перспективного НИС "Пионер-М"

"Основной смысл использования ГСУ на данном судне заключается в использовании запасенной энергии с максимальным КПД при маневрировании и работе в режиме динамического позиционирования при обеспечении научных экспериментов", – говорится в пояснительной записке к техпроекту. Согласно сметно-закупочной ведомости, стоимость ГСУ – 13,851 млн рублей без НДС.

В состав энергетической установки входят два дизель-генератора (PANDA 45i). Их стоимость – 7 млн. В документации отмечается: "ДГ работают на балластную аккумуляторную батарею, емкость которой должна быть достаточна для работы в режиме электродвижения в течение не менее 5 часов". Стоимость буферных АКБ TRANSFLUID LifePO4 – 19,19 млн.

Дополнительный источник питания – комплекс солнечных батарей суммарной мощностью не менее 10кВт. Он должен обеспечивать заряд АКБ и режим электродвижения в светлое время суток. Солнечные панели (гибкие ФЭМ серии К) обойдутся в 2,39 млн.

"Пионер-М" заложили на Средне-Невском судостроительном заводе 21 мая. Предполагаемой датой передачи судна заказчику тогда назвали 2020 год. Согласно информации на сайте СНСЗ и закладной доске, судно строится по проекту 25700, разработанному ОСК-Т, а не по проекту М-210. По данным издания, в рамках удешевления для постройки заложенного на СНСЗ судна используют матрицу уже существующего проекта – катамарана проекта 23390 "Грифон".

Таким образом информация из закупки и закладной доски разнится. Проект М-210 предусматривает движение в водоизмещающем режиме, в то время как "Грифон" глиссирует. 29 августа конкурс на разработку рабочей конструкторской документации признали несостоявшимся из-за отсутствия заявок.



НИС проекта 25700
Как рассказал Mil.Press FlotProm осведомленный отраслевой источник, первоначально ГЭУ должна была стать гибридной, затем решили предусмотреть возможность электродвижения. Собеседник издания добавил, что окончательное решение относительно облика "Пионера-М" пока не принято: "Есть несколько проектов разной степени проработанности, рабочую документацию следует делать на основании одного из них. По логике вещей, рабочую документацию делает та же организация, что делала и техпроект".
В июле 2019 года российские разработчики и производители систем электродвижения (ЭД) предложили для "Пионера-М" отечественную систему. По словам гендиректора НПК "Энергодвижение" Вячеслава Клинцевича, система, предложенная его предприятием, – компактная и достаточно мощная. В ней применены технические решения, использованные на другом судне – катере проекта 03550, разработка которого велась в рамках ОКР "Слеминг-2".

1 / 3


Создание такой системы электродвижения на базе наработок научно-производственной компании "Энергодвижение" реально, рассказали тогда изданию специалисты отдела перспективных разработок Центрального научно-исследовательского института судовой электротехники и технологии (ЦНИИ СЭТ, филиал Крыловского государственного научного центра).

Дмитрий Жаворонков

Есть чем дополнить? Свяжитесь с редакцией Mil.Press:

+7 (812) 309-8-505, добавочный 104;

Узнайте первым о новинках, представленных на главных военных выставках этого лета:
спецраздел «Форум Армия», спецраздел «Военно-морской салон», спецраздел «Авиасалон МАКС».