ГОЗ - мониторинг
Баннер

Представлены
перспективные беспилотники
для силовиков

Авторизация

Логин:
Пароль:

Поиск

При ремонте "Адмирала Нахимова" просрочили модернизацию атомной энергоустановки
Тема: Промышленность, Статьи

Передачу флоту тяжелого атомного ракетного крейсера "Адмирал Нахимов" вновь сдвинули вправо. Одна из причин – невыполнение в срок работ по ремонту и модернизации главной энергоустановки корабля, выяснили журналисты Mil.Press FlotProm.

Суды стали частью гособоронзаказа


Контракт на средний ремонт с модернизацией корабля проекта 11442М (заказ №802) Минобороны и "Севмаш" подписали еще в середине мая 2013 года.

Энергоустановку "Адмирала Нахимова", как и другое оборудование, следовало продефектовать, отремонтировать и доработать.

Тяжелый атомный ракетный крейсер "Адмирал Нахимов" проекта 1144 в наливном бассейне "Севмаша"

В 2015 году за это взялся завод "Киров-Энергомаш". На предприятие доставили блоки главного турбозубчатого агрегата (ГТЗА) крейсера, чтобы специалисты провели дефектацию.

"Киров-Энергомаш" выполнил работы: составил дефектовочные ведомости и представил предложения по устранению недостатков. В декабре 2015 года "Севмаш" подписал с заводом договор №П-803-021-15-271/95/33081 на ремонт и модернизацию ГТЗА-653 и турбо-циркулярного насоса (ТЦН 11000/7,6).
По состоянию на август 2019 года главный турбозубчатый агрегат ракетного крейсера не готов.
Подробности раскрывает решение арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24 июня 2019 года.

"Севмаш" подал иск на 133 млн рублей неустойки за нарушение "Киров-Энергомашем" сроков выполнения работ.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области рассмотрел обстоятельства дела и отказал в иске.

Сколько судов, столько и мнений


По данным судебного документа, модернизация ГТЗА-653 и ТЦН 11000/7,6 должна проходить в три этапа:

  • 1. Разработка и утверждение технических проектов доработки.
  • 2. Разработка рабочей конструкторской документации (РКД) и приемо-сдаточной документации (ПСД).
  • 3. Непосредственно модернизация.

"Киров-Энергомаш" по договору с "Севмашем" отвечал за третий этап. Приступить к работе завод мог только после выполненных первых двух.

За второй этап по договору с "Киров-Энергомашем" отвечала промышленная группа (ПГ) "Новик", но разработать РКД и ПСД она не могла без выполненного первого этапа.
"Без разработанных и утвержденных технических проектов невозможно начать выполнение второго этапа работ – работы по разработке РКД и ПСД доработки ГТЗА-653М и ТЦН 11000/7,6М", – говорится в решении арбитражного суда.
За первый этап – разработку технических проектов – тоже отвечала промышленная группа "Новик". Договор об этом "Северное ПКБ" (проектант корабля, сопровождающий ремонт) и ПГ "Новик" подписали в августе 2015 года.

Технические проекты ПГ "Новик" не разработала. Детали известны из решения арбитражного суда Архангельской области, который рассматривает те же обстоятельства дела, но уже по иску "Киров-Энергомаша" к "Севмашу".

Производственное объединение "Севмаш"

Согласно техническим требованиям на доработку 11442М-31-004ТТ, чтобы разработать технический проект, ПГ "Новик" нужна была конструкторская документация ГТЗА-653 и ТЦН-11000/7,6.

Эта документация хранится в архиве "Киров-Энергомаша". Завод должен был передать ее промышленной группе во временное пользование, но не сделал этого.

Как считают в "Киров-Энергомаше", передать документацию завод не мог, потому что у ПГ "Новик" не было лицензии на разработку вооружения и военной техники. Лицензия ПГ "Новик" №003230 ВВТ-Р от 30.05.2014 давала группе компаний право на ремонт, техническое обслуживание, установку и монтаж военной продукции.


Этот же перечень работ подтверждает приказ Минпромторга №2939 от 25 сентября 2015 года.

Мнения судов по этому поводу разделились.

Суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области посчитал, что решение не передавать документы обосновано. Но в этом случае, как отмечено в судебном решении, "Киров-Энергомаш" не имел права заключать с ПГ "Новик" договор на разработку РКД, ПСД и эксплуатационной документации (ЭД).

Суд Архангельской области наоборот решил, что доводы завода об отсутствии лицензии у ПГ "Новик" следует отклонить. Разработка вооружения – это совокупность работ, а одно только создание технических проектов такую совокупность не образует. Поэтому, по мнению суда, для передачи конструкторской документации лицензия не нужна.
"Таким образом, невозможность выполнения ОАО ПГ "Новик" вызвано, в том числе, поведением самого истца, которым техническая документация для ее доработки не была передана ОАО ПГ "Новик" (а вернее передача была обусловлена наличием лицензии)", – решил Архангельский суд в августе 2018 года.
Сейчас дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию, и позиция суда может измениться.

Также суд Архангельской области подчеркивает, что завод "Киров-Энергомаш" согласовал условия технических требований на доработку 11442М-31-004ТТ, по которым ПГ "Новик" должна разрабатывать техническую документацию.

"То есть Завод, согласовывая условия технических требований, знал (не мог не знать при должной степени заботливости и осмотрительности) об отсутствии у ОАО ПГ "Новик" лицензии на разработку вооружения и военной техники", – резюмирует суд.

Судостроение от слова "суд"


Из-за сложившейся ситуации предприятия не могли приступить к выполнению работ над энергоустановкой "Адмирала Нахимова".

Дело сдвинулось с мертвой точки только после того как ФАС Калининградской области в апреле 2017 года включила ПГ "Новик" в реестр недобросовестных поставщиков. К этому моменту предприятие было в предбанкротном состоянии и фактически прекратило хозяйственную деятельность.

Вместо ПГ "Новик" ответственность за разработку технического проекта и рабочей конструкторской документации легла на "Киров-Энергомаш".

"Киров-энергомаш"

Когда в Технические требования на доработку внесли изменения, "Северное ПКБ" и "Киров-Энергомаш" заключили договор на выполнение работ по созданию технического проекта по доработке ГТЗА-653 и ТЦН-11000/7,6.

Это подтверждает годовой отчет "Кировского завода". В 2017 году "Киров-Энергомаш" подписал договоры с "Северным ПКБ" на разработку технических проектов по доработке ГТЗА, ТЦН и ТНА (турбонаддувочный агрегат ТНА4-1).

В отчете за 2018 год, разработка ТП указана как свершившийся факт.

Источник с "Киров-Энергомаша" подтвердил корреспонденту Mil.Press FlotProm, что сейчас идет работа над рабочей конструкторской документацией.

В связи с таким временным сдвигом по выполнению работ "Киров-Энергомаш" попросил "Севмаш" изменить сроки по договору. Головной исполнитель гособоронзказа отказал. Это дало "Киров-Энергомашу" повод обратиться в суд Архангельской области.

"Севмаш" в свою очередь обратился в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области в связи с нарушением сроков выполнения работ.

Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Источник Mil.Press FlotProm с "Севмаша", хорошо знакомый с ходом дела, рассказал, что в ситуации с ГТЗА много тонкостей. Например, он указал, что речь идет не только о модернизации, но и о ремонте.
"Что касается агрегатов, у нас должен быть ремонт с модернизацией. В части доработки действительно требовался технический проект. Но чтобы сделать доработку, сначала нужно выполнить все ремонтные работы. Дефектация прошла в 2015 году. Что мешало "Киров-Энергомашу" приступить к ремонту, когда был заключен договор? То есть в начале 2016 года с распространением действия договора на декабрь 2015 года", – рассказал специалист предприятия.
В настоящий момент "Севмаш" и "Киров-Энергомаш" готовятся к апелляции на решение арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области и к повторному рассмотрению дела в арбитражном суде Архангельской области.

Тяжелый атомный ракетный крейсер "Адмирал Нахимов" проходит ремонт с модернизацией с 2014 года. Контракт Минобороны с "Севмашем" подразумевал, что работы завершат в 2018 году. Потом срок перенесли на 2020 год. Последняя официальная информация свидетельствует о планируемом спуске на воду в 2021 году.

Валерий Бутымов

Есть, чем дополнить? Свяжитесь с редакцией Mil.Press:

+7(812)309-8-505, доб. 102;

Новинки главных военных выставках этого лета:
спецраздел «Форум Армия», спецраздел «Военно-морской салон», спецраздел «Авиасалон МАКС».