ГОЗ - мониторинг
Баннер

Представлены
перспективные беспилотники
для силовиков

Авторизация

Логин:
Пароль:

Поиск

Что дает светодиодное освещение на корабле: опыт ВМС США
Тема: Промышленность

Прошедшая в Санкт-Петербурге выставка-конференция "Нева-2019" показала, что российские проектанты и производители осветительного оборудования для флота ориентированы на применение светодиодных светильников. Корреспонденты Mil.Press FlotProm изучили опыт внедрения таких систем в ВМС США и выяснили, какие именно преимущества в части энергоэффективности и долговечности такой шаг может дать российскому военно-морскому флоту.

Кристофер Чижек (Christopher J. Cizek), коммандер из Школы повышения квалификации офицерских кадров ВМС США, сообщает в своей научной работе, что Агентство перспективных оборонных разработок (DARPA) Пентагона с 2002 года работало над проектом замены флуоресцентных ламп на альтернативное решение с более высоким КПД. Самые ранние документальные подтверждения этому факту, которые удалось найти, датированы 2003 годом. Речь идет о годовом отчете министерства обороны США и сборнике программ DARPA, в которых упоминается программа HEDLight (High Efficiency Distributed Lighting – высокоэффективное распределенное освещение) и траты на нее.

Логотип Агентства перспективных оборонных разработок (DARPA)

Согласно списку контрактов DARPA за 2003 финансовый год, деньги за работу над программой получили компании APL Engineered Materials, Lumileds lighting, SRI International, SRS Technologies и Fiberstars.

Первые образцы новых светильников для испытания на корабле ВМС США установили в 2007 году. Об этом сообщает компания Energy Focus (которая ранее называлась Fiberstar). Кристофер Чижек уточняет, что это был эсминец.

Изделие представляло из себя светодиодную лампу в форм-факторе флуоресцентной (оригинальная технология трубчатого светодиодного освещения T-LED). Такое решение позволяет установить новую лампу в существующие светильники на кораблях без перепроектирования.

Светодиодная лампа в форм-факторе флуоресцентной

С того же 2007 года Energy Focus начинает регулярные поставки для кораблей ВМС. По данным компании, за 11 лет работы было менее 100 возвратов изделий на 650 тысяч поставленных ламп.

По состоянию на 2019 год, согласно сентябрьской презентации для инвесторов Energy Focus, светодиодные лампы установлены на 185 кораблях ВМС США. Общее число светодиодных изделий, которые поставлялись ВМС США, Австралии и Канады, составляет 800 тысяч единиц.

Тенденцию подхватил и Королевский флот Великобритании. В 2018 году компания Ledison Lighting поставила для военного ведомства Великобритании более 100 тысяч светодиодных ламп.
"Около ста сотрудников работали круглосуточно в течение 45 дней, чтобы изготовить светодиодные ламповые светильники на заводе Voltacon в Китае и выполнить заказ в рекордно короткие сроки," - говорится на сайте группы компаний Voltacon, куда входит Ledison Lighting.
В число британских кораблей, которые получат обновленное освещение, входят эсминцы типа 45, фрегаты типа 23 и авианосцы "Квин Элизабет" (Queen Elizabeth) и "Принц Уэльский" (Prince of Wales). Такими же светильниками, согласно данным британского Королевского флота, оснастят перспективные фрегаты тип 26.

Прежде чем ВМС Великобритании приняли решение о закупке светодиодных источников света, они тестировали их на протяжении трех лет.

Авианосец Queen Elizabeth, Великобритания

Лейтенант-коммандер Мэтью Леглер (Matthew Legler) из командования ВМС США в своей презентации в 2016 году рассказал, в чем преимущества светодиодных источников света перед флуоресцентными. Так, светодиодный световой спектр наиболее близок к естественному, светодиоды не содержат веществ, опасных для здоровья военнослужащих, они более долговечны и требуют меньшего технического обслуживания.

Также офицер уточняет, что цена одной светодиодной лампы выше, чем флуоресцентной, но если ориентироваться на стоимость всех ламп за жизненный цикл корабля (согласно данным Леглера, 30 лет), экономически целесообразнее устанавливать светодиодное освещение.

Это объясняется тем, что у светодиодной лампы ресурс приблизительно 50 тысяч часов, а у флуоресцентной - около 9 тысяч часов. При этом последние сильнее подвержены механическим повреждениям, поэтому существует риск внеплановой замены.

USS Zumwalt. Ракетный эсминец "Зумвальт", ВМС США

Свою роль играет и энергопотребление. По информации компании ADS, которая оказывает министерству обороны США и военным подрядчикам услуги логистики и сопровождения закупок, выгода от использования светодиодного источника света становится очевидной после 5 лет использования.
Это подтверждает Рэй Мабус, который занимал должность министра ВМС США с 2009 года по 2017 год. По его словам, если заменить все освещение на корабле на светодиодное, то экономия энергии составит 2-3 процента. В этом контексте Energy Focus утверждает, что своими светильниками экономит ВМС 30 тысяч галлонов (примерно 113,5 тысяч литров) топлива на каждом судне в год.
Компания Glamox, об уходе с российского рынка которой сообщали корреспонденты Mil.Press FlotProm, тоже предлагала ряд решений для легкого перехода с традиционного освещения на светодиодное. Это касается, например, их светильника MAX. Более 450 светильников такого типа "Северная верфь" заказала для установки на корвет проекта 20385 "Проворный" (заказ 1006).

Светильники Glamox для корвета проекта 20385

Генеральный директор российской компании "Би Питрон" Денис Шевченко рассказал корреспонденту Mil.Press FlotProm, что такой подход – разработка светодиодного иcточника света для классического светильника – представляет собой решение для массовой, быстрой и сравнительно недорогой замены энергозатратных ламп на светодиодные. Однако у такого подхода есть и обратная сторона: он не позволяет раскрыть весь инновационный потенциал, которым обладает полноценный светодиодный светильник.

Также, по мнению Дениса Шевченко, уход Glamox с российского рынка сыграет на руку отечественным производителям, которые смогут предложить ВМФ новую продукцию с расширенным функционалом. В качестве примера глава компании рассказал, какие разработки ведет "Би Питрон".
"Мы уже на этапе разработки закладываем в конструкцию судовых светодиодных светильников возможность дополнительной установки электронных компонентов и датчиков для повышения эффективности их применения. Например, датчики движения автоматически регулируют освещенность при отсутствии людей в помещениях, функции диммирования (регулировка яркости – ред.) и изменения цветовой температуры устанавливают комфортное для работы и отдыха освещение. К тому же на одной плате при малых габаритах светильника можно одновременно расположить светодиоды для основного, ночного и аварийного освещения", – рассказал собеседник Mil.Press FlotProm о технологических решениях, которые в ближайшем будущем смогут найти свое применение на кораблях ВМФ.
Валерий Бутымов

Есть, чем дополнить? Свяжитесь с редакцией Mil.Press:

+7(812)309-8-505, доб. 102;

Новинки главных военных выставках этого лета:
спецраздел «Форум Армия», спецраздел «Военно-морской салон», спецраздел «Авиасалон МАКС».