ГОЗ - мониторинг

Авторизация

Логин:
Пароль:

Поиск

Баннер

Представлена новая
линейка продукции
в интересах
Инженерных войск

Эхо банкротства: как на кабельном заводе в Пскове искали оборонные заказы
Тема: Промышленность, Статьи

Завод "Псковгеокабель", выполнявший уникальные оборонные заказы, признали банкротом. Территория закрыта, производство встало, рабочие не получают зарплату. Под угрозой оказались 12 опытно-конструкторских работ в интересах конструкторских бюро и предприятий морского ВПК. Корреспондент Mil.Press FlotProm посетил завод и постарался найти ответы на главные вопросы.

Где материалы по ОКР?


Арбитражный суд Псковской области огласил свое решение 17 декабря 2018 года: "Псковгеокабель" несостоятелен и в отношении него следует ввести конкурсное производство.

Арбитражный суд Псковской области

Назначили конкурсного управляющего, Елену Удовиченко. Быстро поняли, что у нее нет допуска к сведениями, составляющим государственную тайну. Выбрали второго, и теперь проблема в другом: эти секретные сведения и разработки нужно найти.

Когда на завод 27 февраля прибыли представители министерства обороны, "Малахита", "Океанприбора", "Гидроприбора" и других предприятий, их встретил Александр Панин, действующий по доверенности от конкурсного управляющего. Специалисты предоставляли документы на продукцию, оборудование, образцы - на все, что было связано с выполнением гособоронзаказа. Только где это все находится, ответить им никто не мог.
"Завод очень большой, физически невозможно найти нужные документы или образцы. Некоторые кабинеты закрыты, ключей нет, войти можно только с соответствующими людьми. Но они не хотят помогать, потому что не получают зарплату. Один заказчик предложил заплатить из своих денег, чтобы к нему пришли и показали, где находятся нужные материалы", - рассказал Mil.Press FlotProm Александр Панин.
Так и вышло: представители заводов-заказчиков оплатили один день работы специалистам "Псковгеокабеля", чтобы те вышли и показали, где документы. Люди согласились, чтобы получить хоть какие-то деньги.

Редакция Mil.Press FlotProm опросила работников завода, чтобы узнать, как обстоит ситуация с их точки зрения. Восемь источников - от скрутчика изделий кабельного производства и водителя погрузчика до инженера-конструктора и заместителя директора - подтвердили, что не получали денег с декабря. Сотрудники рассказывают, что некоторые вынуждены брать кредиты на еду.

Конкурсный управляющий 26 февраля подал заявление в суд о приоритетном погашении требований по заработной плате и коммунальным услугам, но рассмотрят его только 20 марта.

Что происходит с незавершенными проектами?


На данный момент все счета "Псковгеокабеля" под арестом. Средств на выполнение заказов у завода нет. Представители предприятия возражали против банкротства. Они говорили, что существует инвестор, который проведет финансовое оздоровление.
Суд посчитал это неубедительным: "Доводы должника о наличии потенциального инвестора носят предположительный характер".
В итоге любые поступающие денежные средства изымаются, даже если направлены они на исполнение гособоронзаказа. Об этом стало известно из ходатайства генерального директора "Гидроприбора" в суд от 12 декабря 2018 года.

Это ходатайство и аналогичный запрос запрос генерального директора "Океанприбора" раскрывают одно из последствий банкротства отдельного предприятия для оборонной промышленности в целом. В период с 2004 по 2010 годы завод разработал и внедрил в производство грузонесущие кабели и буксирно-кабельные системы (БКС) на их основе. Теперь эти БКС должны поставляться "Псковгеокабелем" совместно с "Гидроприбором" для изделий типа "Минотавр". Контракт на поставку двух таких изделий общей стоимостью 16 млн рублей предприятия заключили 1 октября 2018 года. Поставки, по словам Александра Панина, ждать не следует.

Буксируемые гидроакустические станции "Минотавр", согласно судебным документам, предназначаются для новейших кораблей ВМФ с заводскими номерами: №1005, №1006, №1007, №1008, №1009, №2103, №2104, №802, №903. Согласно открытым данным, это корветы проектов 20380, 20385, 20386, малый ракетный корабль проекта 22800 и фрегат проекта 22350. Четыре корвета с гидроакустическими системами планируют передать на Тихоокеанский флот, два – на Балтийский, один – на Северный. Малый ракетный корабль "Пассат" (проект 22800), вероятно, включат в состав Черноморского флота. Какому флоту передадут фрегат "Адмирал Головко" (проект 22350), пока достоверно не известно.

Вывод из эллинга корвет "Гремящий" (проект 20385)

"Псковгеокабель" был единственным поставщиком БКС для изделий "Минотавр". Концерны "Гидроприбор" и "Океанприбор" сейчас ищут других потенциальных изготовителей. Даже если исполнителя оперативно найдут, ему придется изучать техническую документацию, осваивать технологию и полный цикл производства.

Был ли завод проблемным?


По данным аналитических материалов (есть в распоряжении редакции) бывшего директора "Псковгеокабеля" Андрея Робина, в прошлом завод имел большой экономический и производственный потенциал.

С 2003 по 2016 год предприятие выполнило около 50 опытно-конструкторских работ военного назначения, начало производство кабельных систем для мониторинга подводной обстановки, БКС для корабельных и вертолетных гидроакустических комплексов, плавучих кабелей и приемных антенн, других изделий.

В число опытно-конструкторских работ для оборонной отрасли входило и создание подводных волоконно-оптических линий связи (ПВОЛС). Эта работа велась в интересах корпорации "Комета" в рамках ОКР "Гармония".

При этом поставки в рамках ГОЗ не были единственным источником дохода "Псковгеокабеля". Не были даже самым большим. Максимальная доля, которую занимали поставки по оборонному заказу в общем объеме дохода, по данным Андрея Робина, приходилась как раз на 2015 год и составляла 24%. В том году Минобороны заключило договор договор с "Псковгеокабелем" на поставку 100 километров кабеля на сумму 50 млн рублей.

Куда большие доходы приносила разработка и производство продукции для нефтяной отрасли.

Откуда "долг" в размере 1,5 млрд?


Журналисты деловых СМИ Пскова писали, что проблемы предприятия появились из-за финансовой политики вышестоящей организации. Речь идет о группе компаний "Технология металлов", куда входил и "Псковгеокабель". По словам бывшего директора, дело в ненормированном и внеплановом изъятии части прибыли. Оборотные средства завода извлекались, чтобы гасить задолженность других предприятий объединения. Когда это не помогало, на "Псковгеокабель" перекладывались их кредитные обязательства.

В августе 2017 года Арбитражный суд Псковской области принял первое заявление "Сбербанка" с требованием признать "Псковгеокабель" несостоятельным. С того момента рассмотрение дела многократно переносилось. Сменился заявитель - правопреемником "Сбербанка" стала компания "СБК Строй". К делу подключались другие кредиторы со своими требованиями.

Судебное решение о банкротстве приняли через полтора года после первых заявлений кредиторов. На момент оглашения сумма требований достигала 1,5 млрд рублей.
Так предприятие, способное проводить опытно-конструкторские работы и налаживать производство полного цикла кабелей специального назначения, оказалось банкротом и создало ситуацию, от которой страдают другие оборонные компании и министерство обороны. Взаимозависимость в сфере ВПК прослеживается очень явно. Банкротится "Псковгеокабель" – нет производства БКС. Если нет БКС, то откладывается сдача "Океанприбором" гидроакустической станции "Минотавр". Если задерживается "Минотавр", "Северная верфь" рискует сроками сдачи, например, корвета "Гремящий".
Впрочем, это касается не всех проектов. Например, разработкой ПВОЛС для системы "Гармония" занимается компания "Управление перспективных технологий" (УПТ). Между УПТ и "Кометой" в декабре 2014 года заключен договор о проведении составной части опытно-конструкторской работы "Гармония-Галька". На предприятие, как стало известно Mil.Press FlotProm перешла часть бывших сотрудников "Псковгеокабеля".

По данным информационно-аналитического сервиса "Комерсантъ Картотека" стоимость чистых активов компании "УПТ" на начало 2017 года составляет 1,1 млрд рублей.

Валерий Бутымов

Есть, чем дополнить? Свяжитесь с редакцией Mil.Press:

+7(812)309-8-505, доб. 102;