"М" означает модернизацию. В соответствии с техническим заданием, определяющим моментом стало уменьшение осадки судна. Пришлось изменить главное размерение ледокола, что потребовало внедрение новых компоновочных решений, которые повлекли практически 100% изменений проекта по сравнению с 21180. Это заняло, не считая утверждения у заказчика, порядка 5–6 месяцев. Поэтому говорить о том, что 21180 и 21180М – это два брата-близнеца, наверное, неправильно.
В интервью нашим коллегам из журнала "Корабел" вы говорили о том, что "Евпатий Коловрат" сможет заходить в те порты Севморпути, куда не может зайти по осадке головной ледокол "Илья Муромец". О каких конкретно портах идет речь?
Требовалось обеспечить заход в порты Тикси и Диксон, где допустимая осадка ограничена. Осадка ледокола проекта 21180М составит 4,6 метра.
Расскажите о новой пропульсивной схеме, примененной на ледоколе проекта 21180М, – двух ВРК и винте фиксированного шага. Насколько сложнее получилась схема передачи усилия от энергетической установки судна?
Применение двух винторулевых колонок и одного винта фиксированного шага реализована по нескольким причинам. Первая – сохранение ледопроходимости на уровне проекта 21180: движение со скоростью 2 узла в метровом льду. Вторая причина – повышение маневренности, так как в функциональные обязанности судна входит и тушение пожаров, и другие задачи. Использованный тип винторулевых колонок часто применяется на вспомогательных судах, поэтому никаких трудностей в реализации не возникает.
На "Илье Муромце" установлены ВРК Steerprop. Удалось ли уйти от импортных колонок на 21180М?
Это в перспективе. Пока линейка ВРК производства НПО "Винт" не имеет необходимых типов с ледовым классом Icebreaker. Они готовы начать проектирование и в долгосрочной перспективе изготовить опытный образец, но сейчас, в соответствии с ТЗ, мы должны были применять серийно выпускаемое оборудование. Поэтому остановились на импортных винторулевых колонках.
Как вы оцениваете с точки зрения проектанта успехи НПО "Винт" (ЦС "Звездочка") в создании отечественных движителей?
С НПО "Винт" мы очень тесно общаемся, со стороны бюро-проектанта нареканий нет. В частности, на проекте 22180М установлено носовое подруливающее устройства производства НПО "Винт". Ведем тесную переписку по ряду других проектов, которые разрабатываются "Вымпелом".Расскажите подробнее про носовое подруливающее устройство.
Оно стандартное, это носовое подруливающее устройство туннельного типа мощностью 700 кВт.
В отрасли бытует мнение, что Steerprop удерживает позиции на рынке ВРК для кораблей и судов ВМФ России из-за наработанного опыта по производству колонок ледового класса. Например, по нашим данным, Steerprop наряду с китайской NGC борется за поставку на проект "Платформа-ДТО", проектируемый "Вымпелом". Какие критерии для вас как проектировщика важны при выборе производителя ВРК?
Заказчик исходит из того, что ему нужно самое лучшее из серийно изготавливаемого оборудования. У ВМФ есть опыт эксплуатации продукции Steerprop на ряде других проектов и мы не слышали каких-то отрицательных заключений. Что касается Китая, то сейчас это направление только развивается. Нет более-менее полной информации об эксплуатации китайских ВРК.С учетом серьезных корректив в проекте 21180М по сравнению с базовым численность экипажа осталась неизменной?
Мы сохранили численность экипажа, так как это предусмотрено порядком, диктуемым вспомогательным флотом.
Проходили ли проекты ледоколов 21180 и 21180М испытания в ледовом бассейне Крыловского центра?
Оба проекта испытаны в ледовом бассейне НИИ Арктики и Антарктики. Институт принимал участие в натурных испытаниях ледокола "Илья Муромец", поэтому мы посчитали логичным привлечь его и к работе над 21180М. Информация о ледовых испытаниях в бассейне и натурных испытаниях 21180 в совокупности позволили оптимизировать обводы ледокола 21180М.
Как вы оцениваете необходимость этого этапа испытания в современных реалиях, когда многие процессы можно при проектировании воссоздать с помощью цифрового моделирования?
В моем понимании проверки в бассейне должны остаться. Математически очень сложно правильно описать данный процесс. Поэтому и существует этап сравнения результатов, полученных математическим путем и с помощью испытаний в бассейне. В КБ "Вымпел" есть свой бассейн, где мы испытываем обводы как для гражданских, так и для военных заказов, и сравниваем полученные характеристики с расчетами.На борту ледоколов проекта 21180 и 21180М предполагается базирование катеров типа БЛ-820. Рассматривались ли альтернативные варианты катеров?
В проект 21180М заложен служебно-разъездной катер типа БЛ-820, однако в процессе утверждения и согласования техпроекта с заказчиком было предложено рассмотреть альтернативы. Например, производства Trident aluminium boats (ООО "Феррумленд" – ред.). Сейчас судостроительная фирма "Алмаз" проводит конкурсы, и мы увидим, с учетом мнения заказчика, какой тип катера может быть применен на этом ледоколе. Главное требование – максимально использовать отечественные изделия, надежные и качественные.
Суда проекта 21180 – первые в ВМФ России, которые получат системы обогрева палубы. Как вы оцениваете потребность в этом техническом решении, исходя из опыта эксплуатации "Ильи Муромца"?
Обогрев палубы – требования Морского регистра судоходства, так как ледоколы проектов 21180 и 21180М проектируются под надзором одновременно ВМФ и РМРС. В соответствии с правилами регистра должен быть обеспечен обогрев путей эвакуации. Мы как бюро-проектант решили эту задачу, предусмотрев обогрев палубы и путей эвакуации, наклонных трапов, коммингсов наружных дверей для обеспечения возможности быстро покинуть помещения при каких-либо нестандартных ситуациях.
Как оценивают моряки это решение?
Ранее мы уже применяли схожее решение, правда импортного производства, на ледоколах гражданской постройки. Со стороны эксплуатантов категоричных нареканий нет.
Имеются в виду ледоколы, построенные на Выборгском судостроительном заводе?
Да.
Получается, можно утверждать, что по системам обогрева палубы успешно завершен процесс импортозамещения?
В принципе, да, на проекте 21180 применены системы отечественного производства. Было много вопросов в военном представительстве, однако все замечания в рабочем порядке устранили. Надеюсь, для ледокола 21180М производитель поставит их уже с учетом эксплуатации на 21180.Планирует ли КБ "Вымпел" закладывать системы обогрева палубы в другие проекты для арктической зоны?
Если судно будет проектироваться под правила регистра, а также схожие требования заказчика, однозначно да.
Будет ли спроектирована экспортная версия 21180? Как вы оцениваете экспортный потенциал этих судов?
Пока я затрудняюсь ответить на данный вопрос. Мы получали запросы от потенциальных иностранных заказчиков на проектирование ледоколов. Например, знаем, что Индия интересуется научно-исследовательскими судами ледового класса, функции которых и 21180 и 21180М могли бы отчасти выполнять. В эти проекты при проектировании и постройке заложены возможности проводить замеры, съемку рельефа дна, то есть установлено оборудования для научной деятельности.Заинтересованы ли в ледоколах проекта 21180 российские гражданские заказчики?
У гражданских заказчиков обычно другие задачи. Они обращаются в КБ "Вымпел" за проектированием судов ледового класса или ледоколов, но конкретно проекты 21180 и 21180М не упоминают.
Создает ли КБ "Вымпел" интерактивные электронные технические руководства для спроектированных ледоколов?
Техническим заданием предусмотрена поставка на ледокол ИЭТР. Сейчас заказчик определяется с номенклатурой – нужны руководства первого, второго, третьего или четвертого уровня.
Конструкторское бюро "Вымпел" способно создать ИЭТР любого из перечисленных уровней?
Нет, естественно, мы будем привлекать партнера для решения этой задачи.
Создавались ли при проектировании ледоколов 3D-модели судов?
Для проекта 21180М еще на стадии технического проекта сделана 3D-модель. В дальнейшем мы корректируем модель по результатам разработки рабоче-конструкторской документации и выбора поставщиков при строительстве. Таким образом модель обслуживается на 100%.Какую программную среду вы используете для трехмерного проектирования?
Проект 21180М выполнен в САПР Aveva Marine. Сейчас Минпромторг хочет, чтобы 90% программного обеспечения было отечественным. Мы – только "за". Переучиваемся, применяем разнообразное ПО в зависимости от требований заказчика.
Недавно в России представили отечественную систему, предназначенную для компенсации крена судов при работе с тяжелыми грузами на вылете стрелы крана. Такую систему получит, в частности, транспорт вооружений "Академик Макеев". Планирует ли КБ "Вымпел" закладывать аналогичные решения в свои ледоколы?
В объеме технического проекта разработаны исходные требования на поставку оборудования антикреновой системы. Не важно, кто будет поставщик, он должен выполнять эти требования. Поэтому при заключении договора на поставку мы внимательно рассматриваем спецификацию на соответствие проектным решениям.
На форуме "Армия-2018" представители НИИ Арктики и Антарктики напоминали о необходимости разработки для всех судов, работающих в арктических условиях, ледовых паспортов, содержащих диаграммы ледопроходимости. Разработаны ли ледовые паспорта для ледоколов проектов 21180 и 21180М? Отличаются ли они между собой?
Для "Ильи Муромца" ледовый паспорт уже разработан. Для проекта 21180М – сделаем по результатам натурных испытаний, поэтому говорить об этом пока рано.
Беседовал Дмитрий Жаворонков
Ранее в 2019 году собеседниками Mil.Press стали:
- Директор компании "Судостроение и судоремонт" Максим Сунозов;
- Генеральный директор "Би Питрон" Денис Шевченко.
Руководство вашего предприятия готово рассказать о его деятельности? Mil.Press донесет информацию до первых лиц оборонной отрасли и Минобороны. Контакты редакции:
+7 (812) 309-8-505, добавочный 104;