Видеодневник инноваций
Баннер
Линейка электрических винторулевых колонок

Для малых судов
разработали
электрическую ВРК

Авторизация

Логин:
Пароль:

Поиск

Вмерзающая платформа "Северный полюс" получит "арктический" пропульсивный комплекс
Тема: Промышленность

Ледостойкая самодвижущаяся платформа (ЛСП) "Северный полюс" проекта 00903 получит пропульсивный комплекс, интегрированный российскими инженерами. Об этом Mil.Press FlotProm рассказали создатели судна - КБ "Вымпел" и "Адмиралтейские верфи", а также представители заказчика из Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ).

Исследовательское судно оснастят специальным пропульсивным комплексом, который обеспечит оптимальные характеристики для длительного арктического дрейфа. О требованиях заказчика и новых инженерных решениях изданию рассказал ответственный за проект главный специалист отдела флота ААНИИ Александр Петров.

Дрейфующая ледостойкая самодвижущаяся платформа проекта 00903 "Северный полюс"

По его словам, из всех подходящих дизелей выбрали двигатель Wärtsilä – аналогов ему в России пока нет. Аналогичными дизелями оборудованы другие суда, хорошо известные полярным экипажам – "Академик Трешников" и "Академик Федоров".
"Российские конструкторы и инженеры провели серьезную работу и создали решение под наши требования, – продолжает Петров. – Сложность состояла в том, что систему винторулевой колонки потребной мощности с прямым приводом (от дизеля – ред.) в мире еще не создавали. "Адмиралтейские верфи" вели переговоры с Wärtsilä, Rolls-Royce и ABB, но эти изготовители не взялись за такую задачу. Решение предложила компания "МСС", подобрав под наши требования соответствующих производителей и совместив все оборудование, которое они будут поставлять".
Он добавил, что специалисты бюро-проектанта работали в тесной связке с инженерами "МСС" и производителями элементов пропульсивного комплекса. Исходные данные задавали конструкторы "Вымпела", отталкиваясь от выбранной модели дизеля. Производители пропульсива же должны были обеспечить 10-узловой ход. Эти два параметра удалось совместить, резюмировал Петров.

Главный конструктор проекта КБ "Вымпел" Михаил Бахров подтвердил изданию, что инжиниринг пропульсивного комплекса по требованиям заказчика провели отечественные инженеры бюро-проектанта, верфи-строителя и компании-поставщика.
В инженерном центре "Адмиралтейских верфей" сообщили Mil.Press FlotProm, что российские инженеры создали в рамках международной кооперации специальную муфту для соединения вала от дизеля с винторулевой колонкой. Также инженеры компании-поставщика провели расчеты ходкости судна.
Поставка включает редуктор с трехступенчатой передачей, промежуточный вал, механический привод ВРК и саму ВРК с винтом фиксированного шага. Винторулевую колонку изготовят по спецзаказу. ВРК всего одна, так как судно большую часть времени будет проводить в ледовом дрейфе, а не на ходу.

Отказ от электродвижения для ЛСП в целом и электропривода ВРК в частности конструкторы объяснили невозможностью сохранить размерения судна при двухгодичной автономности по топливу. "Оценочные расчеты показали, что схема с ЭД более затратна в части расхода топлива и требует увеличения габаритов", – отметил Александр Петров из ААНИИ.

Закладка ледостойкой самодвижущейся платформы "Северный полюс"

Справка Mil.Press FlotProm


Ледостойкую самодвижущуюся платформу "Северный полюс" проекта 00903 заложили в Петербурге 10 апреля 2019 года. Проектант – КБ "Вымпел", завод-строитель – "Адмиралтейские верфи".

ЛСП "Северный полюс" предназначена для круглогодичных комплексных научных исследований в высоких широтах Северного Ледовитого океана. Платформа представляет собой специализированное судно с высокой прочностью корпуса (ледовый класс Arc8), автономностью по запасам топлива около 2 лет и сроком службы не менее 25 лет. Экипаж – до 14 человек, научный персонал – до 48 человек.

Всесезонная научно-исследовательская платформа со встроенным оборудованием сможет проводить геологические, акустические, геофизические и океанографические наблюдения, двигаться во льдах без привлечения ледокола, принимать на свою вертолетную площадку вертолеты типа Ми-8 или Ми-38.

Длина ЛСП – 83,1 метра, ширина – 21,8 метра, осадка – 8,6 метра, водоизмещение – около 10000 тонн. Мощность главного двигателя – 4200 кВт, скорость – не менее 10 узлов.

"Северный полюс" оснастят российской системой электрообогрева. Аналогичное оборудование получил ледокол проекта 21180 "Илья Муромец", системой электрообогрева также оснастят ледоколы проекта 21180М и арктический патрульный ледокол проекта 23550 "Иван Папанин".

Подробнее о комплексных поставках и системном инжиниринге при проектировании судов – в статье "Конструкторы: ускорить постройку кораблей поможет системная интеграция".

Дмитрий Жаворонков

Есть чем дополнить? Свяжитесь с редакцией Mil.Press:

+7 (812) 309-8-505, добавочный 104;