«Армия Онлайн»
АрмияОнлайн в эфире!
Баннер
Главный инструмент руководителя ОПК для продвижения продукции

Главный инструмент
руководителя ОПК
для продвижения продукции

Авторизация

Логин:
Пароль:

Поиск

Эксперты: увеличение надстроек кораблей повышает требования к системам борьбы с обледенением
Тема: Промышленность

В России создают все больше морской техники для высоких широт. Ведущие КБ проектируют суда и корабли современной архитектуры, при этом форма их надстроек существенно отличается от тех, что создавались пару десятилетий назад – даже при схожих корпусах. С каждым годом длительность среднегодовой эксплуатации судов в Арктике растет, что увеличивает требования к технике и экипажам, которые должны работать непрерывно. Одним из ключевых факторов при работе в полярных условиях остается температура и сопутствующее обмерзание судов. Аналитики Mil.Press FlotProm узнали у конструкторов ЦМКБ "Алмаз", КБ "Вымпел" и ЦКБ "Лазурит", как борются с обледенением на судах новейших проектов.

Тренд на уменьшение открытых пространств на палубе и в надстройке заметен как в гражданском, так и в военном судостроении, рассказали изданию два конструктора ЦМКБ "Алмаз". Они продиктованы разными факторами, связанными с назначением кораблей и судов. Для ВМФ выбор той или иной архитектуры обусловлен требованиями к радиолокационной заметности и т.п. Для кораблей и судов любого типа важно обеспечить безопасность членов экипажа, особенно в полярных широтах.

Атомный ледокол "Арктика"

Как рассказали изданию в 4 НИО Крыловского центра, увеличение размеров надстроек происходит в том числе из-за роста числа оборудования и помещений на судах или кораблях: некоторую технику нельзя или неудобно размещать в корпусе судна. Чтобы обеспечить возможность удобство перемещения команды по кораблю, переходы по палубе делают крытыми. Это связано и противообледенительными функциями. При этом ряд пространств, таких как шлюпочная (рабочая) палуба или площадка, где установлено палубное оборудование, закрыть невозможно.
По словам главного конструктора целого ряда проектов "Алмаза" Бориса Лейкиса, задачи борьбы с обледенением сейчас возлагаются на электрообогрев. Соответствующие системы российского производства конструкторы закладывают в большинство новых проектов для Арктики и Антарктики. Среди них – ледоколы различных типов, патрульные корабли ледового класса, боевые надводные корабли, в том числе авианесущие, и др.
Первоначально надстройки ледоколов и других судов для полярного региона были сравнительно небольшими, чтобы не тратить много энергии на обогрев. Со временем из-за роста энерговооруженности судов и увеличения помещений разного назначения в надстройке эта проблема уменьшилась. С середины 2010-х годов появились и отечественные системы электрообогрева с низким энергопотреблением.

Конструкторы КБ "Вымпел" отметили в беседе с аналитиком Mil.Press FlotProm несколько тенденций в области судоходства в Арктике: это увеличение продолжительности эксплуатации Северного морского пути вплоть до круглогодичных перевозок; рост водоизмещения судов; развитие схемы, когда по основному маршруту идет крупнотоннажное судно-челнок, а в порты по пути грузы после перевалки доставляют транспорты поменьше – притом у последних часто нет ледового класса.
Активно занимается созданием новых проектов судов для Арктики ЦКБ "Лазурит". Конструкторы бюро рассказали изданию, что закладывают в проекты электрообогрев дверей и других закрытий, путей эвакуации, палубного оборудования и т.п. Проблем с энергопотреблением нет, так как на судах ряда проектов есть излишки электроэнергии. По словам одного из собеседников Mil.Press FlotProm, здесь используются российские разработки: КБ взаимодействует с компанией "Би Питрон", которая создает судовые системы электрообогрева. Также важным для проектанта представляется обогрев мачт и антенных полей. На этом направлении работают как производители оборудования, так и инжиниринговые компании.
Перспективным для конструкторов из всех трех бюро, опрошенных изданием, представляется полная локализация систем электрообогрева, а также единообразное оформление отраслевых стандартов их использования.