«Единый день экспертизы по анти-БПЛА»
Баннер
Главный инструмент руководителя ОПК для продвижения продукции

Главный инструмент
руководителя ОПК
для продвижения продукции

Авторизация

Логин:
Пароль:

Поиск

Конструкторы обсудили отличия палубных и подпалубных систем электрообогрева
Тема: Промышленность

С развитием отечественных систем электрообогрева (СЭО) на военных кораблях и гражданских судах и усложнением их архитектуры перед КБ-проектантами все чаще встает вопрос форм-фактора СЭО. Аналитики Mil.Press FlotProm обсудили со специалистами бюро-проектантов, в каких случаях греющие элементы размещают на палубе и под ней.



Система обогрева на ледоколе обеспечения "Илья Муромец" проекта 21180

Как рассказал изданию главный конструктор проекта ЦКБ "Лазурит" Сергей Пиликин, в данном случае все зависит от КБ-проектанта и возможностей российских производителей подобных систем.
"Мы в состоянии реализовать любой подход по требованию заказчика, конструктивно же отталкиваемся от типа палуб и их покрытия, ширины набора, размерений люков и т.п., – рассказал он изданию. – Другой важный момент – массогабаритные характеристики. Наконец, у производителей и поставщиков СЭО должен быть хороший инженерный департамент, чтобы они представили конструкторам более полную и объемную информацию для согласования схем размещения элементов системы и работы системы с регистром".
По словам двух главных конструкторов проектов из КБ "Вымпел" и ЦМКБ "Алмаз" Михаила Бахрова и Бориса Лейкиса, на кораблях и судах их бюро успешно реализованы как палубные, так и подпалубные системы электрообогрева.
В основе всех решений лежит греющий кабель, подчеркнули собеседники Mil.Press FlotProm. Его использование не ограничивается обогревом палубы: такие элементы нужны и для комингсов, вентиляции, мачт и т.п. Ведь требования регистра и полярного кодекса (Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах) прямо прописывают необходимость обогрева жизненно важных элементов конструкции судна. Опрошенные изданием конструкторы подчеркнули, что в рамках импортозамещения логично производить и кабель, и управляющие системы в России. КБ стараются ориентироваться в том числе на этот фактор.
Палубные греющие панели установлены в составе системы электрообогрева на ледоколе обеспечения проекта 21180 "Илья Муромец". Его передали флоту 30 ноября 2017 года. Компания-разработчик и производитель СЭО, "Би Питрон", отслеживает ее функционирование и при необходимости вносит необходимые изменения. Этот ледокол стал первым судном ВМФ, получившим современную систему электрообогрева российского производства. За два с половиной года эксплуатации собрано достаточно сведений о работе системы. Как рассказал изданию в 2019 году капитан ледокола Виктор Осипов, палубные панели в составе СЭО позволяют обезопасить передвижение членов экипажа по судну, сэкономить время на обколке и в целом эффективно бороться с обледенением.

Подпалубное размещение элементов отечественной системы электрообогрева получат пограничные сторожевые корабли проекта 22100, шифр "Океан". По словам главного конструктора проекта Бориса Лейкиса, на ПСКР этого проекта установлена комбинированная СЭО. "В данном случае мы применили подпалубные "грелки", они смонтированы на баке и на юте. С точки зрения монтажа это сложнее, зато, в отличие от палубных панелей, не меняет конфигурацию перемещения экипажа по палубе. У каждого подхода свои цели и задачи. Для "Океанов" разработаны специальные подпалубные греющие элементы со слюдой, с вольфрамовыми нагревателями внутри, – объяснил Mil.Press FlotProm Борис Лейкис. – Они тонкие, по размерам входят между корпусным набором корабля. Длина их идентична длине шпации, порядка 800 мм. Элементы крепятся ко внутренней стороны палубы и даже в сильные морозы поддерживают температуру в 5-7 градусов". При этом в носу, где из-за сужения нельзя установить элементы системы электрообогрева, уложен греющий кабель, отметил он.

В ЦМКБ "Алмаз" озаботились проблемой обогрева отдельных корабельных систем еще во время проектирования корветов проекта 20380. Они получили первые системы электрообогрева различного типа.

Подпалубные элементы используют также для обогрева вертолетных площадок, рассказали изданию в Невском ПКБ. Эта задача решается при проектировании крупных авианесущих кораблей.
В большинстве случаев систем обогрева на судах – подпалубных или палубных, а также иных – не хватает. Это связано с традиционным консерватизмом флота, особенно военного заказчика, и некоторым запаздыванием в освоении новейших российских технологий. "На ранних стадиях работы и даже далее, на этапе технического проектирования, проводится недостаточное количество теплофизических расчетов", – отметил главный конструктор одного из арктических снабженцев (supply ship). – По его словам, перед созданием той или иной схемы нужно обязательно провести расчет применительно к конкретным комплектующим (кабелям, системе управления, их энергопотреблению и т.п.) применительно к конкретной ситуации. Закладывать требования и характеристики необходимого оборудования нужно на максимально раннем этапе".
Другой важный аспект – необходимость в регламентации и систематизации создания систем электрообогрева на отраслевом уровне. Таким образом создание единого набора правил будет полезно с точки зрения унификации, заключил он.