На схожем судне проекта 21180 использовали российское решение с греющим кабелем от ОКБ "Гамма". 18 мая 2018 года Минпромторг включил ОКБ "Гамма" в реестр российских производителей. В официальном заключении подтверждается, что предприятие производит системы электрообогрева и их компоненты на территории РФ.
Разработчики первой российской судовой системы электрообогрева используют полностью отечественную элементную базу. Аналогичное решение, создававшееся под требования Минпромторга, парафировало в мае 2019 года бюро-проектант ледоколов, КБ "Вымпел". Затем проектант согласовал техническую спецификацию еще одной системы, которую и выбрала после запроса котировок верфь-строитель.
Как рассказали Mil.Press FlotProm в конструкторском бюро, на ледоколе "Евпатий Коловрат" предусмотрено техническое решение СЭО, сходное с головным ледоколом проекта 21180 "Илья Муромец". Обогревать будут те же элементы, - все согласно требованиям регистра. Кроме того, в бюро-проектанте считают производство локализованным.
Элементы системы электробогрева для "Коловрата" произведут на совместном предприятии "Севкабеля" и компании nVent (управляющий офис nVent Electric PLC находится в США, головной - в Великобритании). Его запустили в июле 2018 года. Это локализация технологической линии по производству систем промышленного обогрева под торговой маркой Raychem.
Компания nVent - "электрическое" подразделение Pentair. Последняя, согласно документации комиссии по ценным бумагам и биржам США, учитывает антироссийские санкции на территории Крыма.
Высокопоставленный собеседник издания в "Севкабеле" затруднился ответить на вопрос журналиста Mil.Press FlotProm, могут ли санкционные ограничения коснуться возможной поставки систем совместного производства на полуостров, вошедший в состав России в 2014 году. Он также не сообщил, будут ли кабели для СЭО полностью отечественными. На предприятие направлен соответствующий запрос.
Создатели российской системы обогрева разводят руками: завод-строитель в своем праве. По информации издания, у верфи, заказы которой на 100% - гособоронзаказ, в том числе поставки для Погранслужбы ФСБ по Крыму, пока не возникало санкционных проблем.
Речь идет, однако, не только о выгоде корабелов, но и о принципиальной поддержке отечественных производителей в рамках политики импортозамещения. В Госдуме РФ для этого предлагают усилить поддержку по системному внедрению отечественных решений.
"Для обеспечения технологической независимости России нужно формировать преференции для отечественных производителей там, где у них есть необходимые компетенции", - сказал изданию в декабре 2019 года первый зампред Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенев.