«Единый день экспертизы по анти-БПЛА»
Баннер
Краны-манипуляторы для военных

Военным предложили
новые автокраны
и краны-манипуляторы

Авторизация

Логин:
Пароль:

Поиск

Пандемии вопреки: как российские корабелы завершили 2020 год
Тема: Промышленность

Этот непростой для всех год российская судостроительная отрасль заканчивает с достойными, на первый взгляд, результатами: состав ВМФ пополнили восемь кораблей и две современные подлодки. Если сравнить с 2019-м, когда еще не было проблем, связанных с пандемией коронавируса, то работники верфей вообще совершили трудовой подвиг, ведь тогда флот получил только шесть кораблей и одну подлодку. Нисколько не умаляя заслуг наших корабелов, все же рискнем оценить итоги года критическим взглядом – во избежание головокружения от достигнутых успехов.

Итак, в этом году введены в строй корветы "Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов" (пр. 20380) и "Гремящий" (пр. 20385), фрегат "Адмирал флота Касатонов" (пр. 22350), патрульный корабль "Павел Державин" (пр. 22160), малые ракетные корабли "Одинцово" (пр. 22800) и "Грайворон" (пр. 21631), тральщик "Яков Баляев" (пр. 12700) и большой десантный корабль "Петр Моргунов" (пр. 11711), а также ДЭПЛ "Волхов" (пр. 636.3) и атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения "Князь Владимир" (пр. 955А).

1 / 10

Тут приходится отметить, что корвет "Гремящий", фрегат "Адмирал флота Касатонов", БДК "Петр Моргунов" и АПЛ "Князь Владимир" вообще-то предполагали ввести раньше. Например, "Князь Владимир", головной стратегический ракетоносец модернизированного проекта 955А (шифр "Борей-А"), заложенный на "Севмаше" в 2012 году, изначально собирались передать ВМФ в 2017 году, но в заявленные сроки успели только спустить его на воду. Потом завершение строительства сдвинули на 2019 год, а затем и еще дальше. В свою очередь корвет, фрегат и БДК начали испытания в 2019 году, но отработать всю программу времени не хватило и испытания продолжились в 2020-м.

Сдачу МРК "Одинцово" тоже трудно назвать своевременной. Это первый корабль проекта 22800 (шифр "Каракурт"), оснащенный морской версией ЗРПК "Панцирь". Его заложили под наименованием "Шквал" на заводе "Пелла" в июле 2016 года, спустили на воду в мае 2018 года и намеревались ввести в строй в 2019 году. По информации Mil.Press FlotProm, срыв сроков при строительстве серии МРК типа "Каракурт" связан с задержками поставок дизельных двигателей.

Вот и выходит, что из введенных в строй десяти единиц только пять пополнили состав ВМФ в назначенный срок.

Волнообразный процесс поставок ВМФ России Mil.Press FlotProm отмечал еще в 2018 году в статье "Простая арифметика: как судостроители выполняют гособоронзаказ на 100%". Уже тогда прослеживалась тенденция, что после неудачного года по числу переданных флоту заказов следовал более удачный – за счет того, что досдаются корабли и суда, задержавшиеся с предыдущего года (а то и нескольких лет).

Собственно, в 2020-м тоже не обошлось без отложенных заказов. В частности, на следующий год перенесли ввод в строй многоцелевой АПЛ "Казань" модернизированного проекта 885М (шифр "Ясень-М"). Подлодку собирались сдать в 2018 году, потом – в 2019-м, затем – в 2020-м, а теперь – в 2021-м. Понятно, что это головная субмарина усовершенствованного типа, в процессе ходовых испытаний, как рассказал глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов, обнаружились недостатки проекта, которые пришлось исправлять. Все это можно отнести к объективным сложностям, характерным для любого головного заказа в любой стране мира. Но все-таки "Казань" заложили в 2009 году, прошло 11 лет! А в 2021-м придет срок сдавать и следующую АПЛ проекта 885М – "Новосибирск".

Не удалось пока ввести в строй и первый серийный модернизированный "Борей-А" – "Князь Олег". Хотя еще в июне глава ОСК утверждал, что в декабре ракетоносец усилит ВМФ.

Атомная подлодка спецназначения проекта 09852 "Белгород"

В декабре СМИ сообщили о еще одном переносе на 2021 год. Речь идет о первом носителе ядерных подводных беспилотников "Посейдон" – атомной подлодке спецназначения "Белгород" проекта 09852. Еще в 2017-м Северный флот рассчитывал получить эту АПЛ на следующий год, но ее вывели из эллинга только весной 2019-го.

Уже если только эти заказы "Севмаша" добавятся к запланированным на 2021 год поставкам, можно прогнозировать, что следующий год станет для судостроителей как минимум не менее урожайным, чем уходящий 2020-й. Впрочем, остаются долгострои, ввода в строй которых придется ждать и того дольше. Например, головной патрульный ледокол проекта 23550 "Иван Папанин", заложенный в апреле 2017 года, передадут флоту не раньше 2023 года.

По информации источников Mil.Press FlorProm, задерживается и строительство морского транспорта вооружений "Академик Макеев" проекта 20181, заложенного на северодвинской "Звездочке" в июле 2015 года. Предполагалось, что в этом году его спустят на воду и введут в строй в 2021-м, но, как рассказали собеседники издания, не стоит ожидать спуска судна на воду раньше 2023 года.

Нет полной ясности, успеют ли до конца 2021 года "Адмиралтейские верфи" передать ВМФ две дизель-электрические подлодки проекта 677 (шифр "Лада") – "Кронштадт" и "Великие Луки".

Но будет несправедливым не сказать о наметившихся положительных тенденциях. Судостроители вышли, как это называют большие руководители, на ритмичные поставки патрульных кораблей проекта 22160, малых ракетных кораблей проекта 21631 (шифр "Буян-М") и проекта 22800 (шифр "Каракурт"). Амурский судостроительный завод, кажется, выбирается из затяжного многолетнего кризиса и освоил производство корветов проекта 20380, что не прошло незамеченным для руководства Минобороны РФ: в декабре предприятие получило новый контракт на поставку еще двух таких кораблей и четырех корветов усовершенствованного проекта 20385. В свою очередь Средне-Невский судостроительный завод продолжает серию новейших тральщиков проекта 12700 (шифр "Александрит"), а гендиректор верфи Владимир Середохо уверяет, что СНСЗ в ближайшей перспективе может обеспечить выпуск до трех таких кораблей в год.

Евгений Лурье