Как следует из материалов дела, 21 декабря 2018 года истец и ответчик заключили договор № 1620187304231412209015638/14056 "на изготовление и поставку дизельной продукции для комплектования заказа зав. № 805 проекта 22800" (МРК "Тайфун", заложенный на Зеленодольском заводе имени Горького).
Его подписали "во исполнение Протокола совещания по вопросу проверки состояния работ и соблюдения ПАО "Звезда" обязательств в рамках ГОЗ от 08.10.2018 № 70 и Решения о передаче учтенных копий РКД на дизельные двигатели типа М-500 и М-50 с целью постановки на производство, поставки, ремонта и сервисного обслуживания для нужд Минобороны России".
Дизели М507 для серии МРК проекта 22800 – самой крупной в истории ВМФ современной России – производит ПАО "Звезда". Темпы производства дизелей продолжают оставаться недостаточными. Тем временем для обеспечения серийной постройки только "Каракуртов" необходимо по меньшей мере девять двигателей в год. Это количество будет только расти. Поэтому к производству решили привлечь КМЗ, который производит запчасти для звездообразных высокооборотников.
Передачу документов на двигатели, разработанные Ленинградским машиностроительным заводом "Звезда" им. Ворошилова, должны были завершить еще в 2018 году. Однако процесс затянулся. Так, 51 ЦКТИС не получил документы и на две трети двигателей из списка, сообщили изданию 19 марта в профильном отделе предприятия. Высокопоставленные лица из МО, в том числе ДОГОЗ, критикуют на профильных совещаниях руководство "Звезды" и КМЗ за "низкое исполнение указаний", отраженных в протоколах нескольких совещаний, проведенных в 2018 году под руководством замминистра обороны Алексея Криворучко и руководителя ДОГОЗ Андрея Вернигоры.В рамках договоренностей с Минобороны "Звезда" и КМЗ должны были оформить и утвердить план-график и программу постановки на производство на мощностях КМЗ главных двигателей М507А и М507Д.
Проблемы с передачей документации и суды негативно сказываются на организации серийного производства корабельных дизелей на втором заводе. В результате страдает как флот, который не может вовремя получить новые корабли, так и верфи-строители.
Высокопоставленные собеседники Mil.Press FlotProm на Зеленодольском заводе имени Горького и Ленинградском СЗ "Пелла" сообщили, что ситуация со сроками поставки дизелей категорически не устраивает предприятия. При этом позитивных изменений не происходит. Верфи вынуждены постоянно корректировать производственные процессы и в итоге терпеть убытки. Сейчас руководство предприятий рассматривает перспективы совместных действий по решению проблем с поставками дизелей.Профильные специалисты ВУНЦ ВМФ (ВМА) также в курсе ситуации, однако исправить ее не пока могут даже постоянные совещания на уровне Минобороны и предприятий промышленности.
Опасения заказчика также вызывает своевременность поставок дизелей и дизель-генераторов для кораблей противоминной обороны проекта 12700, шифр "Александрит". Неисполнение промышленниками договоренностей в итоге влияет на общую эффективность организации полноценной серийной постройки уже двух крупнейших серий кораблей для ВМФ России.
Справка Mil.Press FlotProm
Для ВМФ России планируют построить 23 МРК проекта 22800, шифр "Каракурт", и порядка 30 кораблей противоминной обороны (морских тральщиков) проекта 12700, шифр "Александрит".
Дизели и дизель-генераторы, созданные в советские годы на ленинградской "Звезде", ставят на тральщики проекта 12700, малые ракетные корабли проекта 22800, ракетные катера проекта 12418 и другие единицы флота.
Подробнее о ситуации с производством высокооборотных двигателей – в статье Mil.Press FlotProm "Высокие обороты срыва ГОЗ: что даст флоту дизельная диверсификация". Возможностям облегчения "дизельной боли" отечественного флотпрома посвящена статья "Невечный двигатель: как промышленность и ВМФ ищут выход из дизельного кризиса". О критической задержке в освоении серийного производства корабельных дизелей нового поколения можно узнать из статьи "Полный назад: почему новейшие дизели не дошли до ВМФ".
Дмитрий Жаворонков
Есть чем дополнить? Свяжитесь с редакцией Mil.Press:
+7 (812) 309-8-505, добавочный 104;