«Единый день экспертизы по анти-БПЛА»
Баннер
Главный инструмент руководителя ОПК для продвижения продукции

Главный инструмент
руководителя ОПК
для продвижения продукции

Авторизация

Логин:
Пароль:

Поиск

План финансового оздоровления ОСК одобрило правительство РФ
Тема: Промышленность

Правительство РФ утвердило программу финансового оздоровления Объединенной судостроительной корпорации, общий объем проблемных долгов которой составлял 68 млрд рублей. Как сообщает Коммерсант со ссылкой на собственные источники, на эти цели из бюджета выделят 30 млрд рублей, а кредиты еще на 38 млрд будут реструктурированы.

По словам собеседников издания, выделенные из бюджета средства пойдут на докапитализацию ОСК. В корпорации тему не комментируют. В аппарате вице-премьера Юрия Борисова "Коммерсанту" подтвердили, что программа финансового оздоровления ОСК рассмотрена и одобрена правительственной комиссией, отказавшись комментировать ее детали.

Корвет проекта 20380 в цеху Амурского судостроительного завода

Чистая прибыль ОСК по МСФО за 2019 год сократилась почти в 4,5 раза – до 508 млн рублей, а выручка выросла на 3,3% – до 336 млрд рублей. Размер привлеченных кредитов и займов вырос на 3% – до 151,9 млрд рублей. При этом корпорация на 40% сократила краткосрочную часть задолженности по ним – до 50 млрд. Согласно последним доступным данным за 2018 год, средневзвешенная ставка по кредитному портфелю ОСК была снижена на 2,3 процентного пункта, до 9,37%.

По информации "Коммерсанта", из всей массы кредитов корпорация выбрала наиболее проблемные на 68 млрд рублей и просила правительство списать или реструктурировать их. В интервью изданию в декабре 2019 года глава ОСК Алексей Рахманов не стал опровергать эту сумму. Тогда он отмечал, что проблемные кредиты корпорации либо возникли вследствие событий, произошедших до 2014 года, либо были "историческими", а необходимого замещения не произошло.

Источники "Коммерсанта" затрудняются назвать предприятия ОСК, попавшие в программу оздоровления. Они отмечают, что за редким исключением накопленные убытки прошлых лет и, соответственно, привлечение кредитов на их покрытие характерны для всех заводов, доставшихся ОСК от частных владельцев. Наиболее острая ситуация с долгами верфей на Дальнем Востоке, в первую очередь – у Амурского судостроительного завода (АСЗ), который в 2019 году просил о докапитализации на 14 млрд рублей, а также у Хабаровского завода.

Кроме того, о необходимости докапитализации неоднократно сообщало руководство Выборгского судостроительного завода, у которого из-за накопленной долговой нагрузки в 8,5 млрд рублей начались проблемы с исполнением текущих заказов по строительству рыбопромысловых судов.

Проблема накопленных убытков прошлых лет может быть актуальна для "Балтийского завода" и "Северной верфи", которые до 2012 года входили в финансово-промышленную группу опального олигарха Сергея Пугачева, владельца обанкротившегося Межпромбанка. На помощь может претендовать и прибалтийский "Янтарь", который ранее вместе с АСЗ входил в Концерн средне- и малотоннажного кораблестроения Михаила Хейфеца, эмигрировавшего в Израиль.

Источники "Ъ" в судостроении отмечают, что в сложившейся ситуации предприятия вынуждены значительную часть своей выручки направлять на выплату процентов по кредитам. Зачастую совокупные обязательства из-за растущей долговой нагрузки превышают активы, что приводит к дефициту собственных средств и проблемам с расчетами с поставщиками и подрядчиками, говорят они. Кроме того, проблемы растут из-за девальвации рубля, санкций, увеличения сроков строительства заказов и недофинансирования. Чтобы выплачивать кредиты по действующим процентным ставкам, рентабельность заказов должна быть не меньше 10%, а в реальности она составляет порядка 3–5%, говорит один из источников "Коммерсанта".

Частичное списание долгов и реструктуризация облегчит жизнь заводам, но проблему низкой рентабельности не решит, заявил представитель отрасли в беседе с изданием. Нехватка оборотных средств останется, но высвободится объем кредитного лимита, на который можно будет взять новый заем, предположил он. Другой источник также опасается, что решение списать долги не все предприятия "заставит эффективно работать". Главное, чтобы процесс не запустился заново и кредиты продолжили расти, добавил он.

Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров считает критически важным, чтобы программа докапитализации и реструктуризации была увязана с набором конкретных антикризисных и оптимизационных мероприятий на верфях ОСК, а также с выполнением контрактов и передачей построенных судов заказчикам.